Тема: Защита
прав потребителей в РК
Выполнил:
Попов Денис
Группа:
Экономика
Преподаватель:
Тереник Ольга Дмитриевна
Основные права потребителя
- безопасность продукции — Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.2 ст.12 Закона РК "О защите прав потребителей");
- свободное заключение договоров на приобретение товаров, использование работ и услуг;
- надлежащее качество продукции, работ и услуг;
- получение полной и достоверной информации на русском и государственном языках о цене, о стране
- происхождения товара и изготовителе, потребительских свойствах продукции; способах и правилах использования продукции и хранения, дате изготовления, сроке годности товара и гарантийном сроке.
Способы
защиты прав потребителей
Для защиты
своих прав потребитель может
обратиться:
- с досудебным письменным заявлением к продавцу (исполнителю), нарушившему право;
- в уполномоченные государственные органы с жалобой на незаконные действия продавца (исполнителя);
- в общество защиты прав потребителей;
- в суд с исковым заявлением.
- Досудебное разрешение потребительских споров
Законодательством о защите прав потребителей
предусмотрен досудебный порядок рассмотрения
споров как обязательная стадия процесса
защиты прав потребителей - обращение
потребителя или общества защиты
прав потребителей с письменным заявлением
к продавцу (исполнителю).
Гарантийный
срок и как он исчисляется
Гарантийный
срок - это период, в течение которого
в случае обнаружения в товаре (работе)
недостатка изготовитель (исполнитель,
продавец) обязан удовлетворить требования
потребителя относительно недостатков
товара (работы).
- Гарантийный срок (кто вправе устанавливать) -> Изготовитель, исполнитель -> Продавец (дополнительную гарантию)
- Единицы измерения: единицы времени и др. (км, м)
- Гарантийный срок для товара с недостатками -> Гарантийный срок продлевается на время ремонта -> После замены товара гарантийный срок начинается заново
- Гарантийный срок с какого дня исчисляется -> Обычно со дня передачи потребителю, если нельзя установить день - со дня изготовления.
- В случаях если сезонный товар -> с начала сезона.
- Если товар куплен по почте или образцу -> Со дня доставки -> если нельзя установить этот день - со дня заключения договора.
- Если товар куплен со сборкой или установкой -> со дня сборки (установки) -> если нельзя установить этот день - со дня заключения договора.
Срок
годности и как он исчисляется
- Срок годности - это период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
- Срок годности (кто устанавливает) -> Изготовитель, исполнитель
- Должен устанавливаться в обязательном порядке на продукты питания, медикаменты, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии и т.п.
- Если срок годности не установлен -> для товаров разумный срок, в пределах 2-х лет -> Для работ (услуг) разумный срок в пределах 2-х лет, - 5 лет для недвижимости.
- Исчисляется либо периодом времени со дня его изготовления, либо до определенной даты.
- Запрещается реализация товаров (работ) с просроченным сроком годности; без установленного срока годности, если он должен быть установлен.
Срок
службы и как он исчисляется
- Срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать возможность использования товара (работы) по назначению; - нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
- Срок службы (Кто вправе устанавливать) -> Изготовитель, исполнитель
- Должен устанавливаться в обязательном порядке -> Если товар (работа) по истечении опред. периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя или причинять вред.
- Если не установлен -> 10 лет.
- С какого дня исчисляется -> Обычно со дня передачи потребителю, если нельзя установить день - со дня изготовления.
- Если сезонный товар - с начала сезона.
- Если куплен по почте или образцу - со дня доставки, если нельзя установить этот день - со дня заключения договора.
- Если со сборкой или установкой - со дня сборки (установки), если нельзя установить этот день - со дня заключения договора.
Ваши права в течение срока
службы
- Ваши права (обычно) -> Право на ремонт и техническое обслуживание.
- По истечению 2 лет - если обнаружены существенные недостатки по вине изготовителя -> Требование безвозмездного устранения недостатков (в срок до 20 дней), если не выполнено в срок или недостаток неустранимый -> Требования: - возмещения Ваших расходов на устранение недостатков; - замена на товар аналогичной марки; - возврат товара.
- Требования только изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру).
Вы купили
товар с недостатками
- Если Вы купили товар ненадлежащего качества, Вы имеете право предъявить продавцу (изготовителю) требования какие именно, зависит от степени серьезности недостатков и от времени их обнаружения.
- Продавец (изготовитель) обязан в срок выполнить Ваши требование, если он нарушает сроки, то он обязан выплачивать Вам неустойку (в размере 1% от цены товара за день просрочки).
Закон Республики
Казахстан «О защите прав потребителей»
от 4 мая 2010 года № 274-IV ЗРК
- Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
- Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей
- Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
- Статья 3. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей
- Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере защиты прав потребителей
- Статья 5. Компетенция уполномоченного органа
- Статья 6. Компетенция государственных органов
- Глава 3. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА
- Статья 7. Права потребителей
- Статья 8. Право на свободное заключение договоров на приобретение товаров
- Статья 9. Право потребителей на доступ к информации в сфере защиты прав потребителей
- Статья 10. Право потребителей на получение информации о товаре
- Статья 11. Право потребителей на приобретение безопасного товара
- Статья 12. Право потребителей на свободный выбор товара
- Статья 13. Право потребителей на надлежащее качество товара
Статья
14. Право потребителей на обмен или
возврат товара надлежащего качества
- 1. Потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации, произведя, в случае разницы в цене, необходимый перерасчет с продавцом (изготовителем).
- Обмен производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.
- 2. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца (изготовителя) покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму.
- 3. Местом обмена или возврата товара является место покупки товара, если иное не предусмотрено договором.
Статья
15. Право потребителей в случае продажи
товара ненадлежащего качества
- 1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
- 1) соразмерного уменьшения покупной цены;
- 2) безвозмездного устранения недостатков товара.
- В случае, когда продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, требования, указанные в подпунктах 2), 4) и 5) настоящего пункта, могут быть предъявлены по выбору покупателя к продавцу либо к изготовителю;
- 3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
- 4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- 5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- 6) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
- Право на возмещение причиненных убытков остается за потребителем независимо от выбранного им требования, указанного в подпунктах 1) – 6) части первой настоящего пункта.
- 2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, потребитель вправе предъявить по месту покупки товара, если иное не предусмотрено договором.
- 3. Потребитель вправе предъявить требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящим Законом.
- Статья 16. Право потребителей на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара
- Статья 17. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
- Статья 18. Право потребителя на получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги)
- Статья 19. Право потребителя на предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненной, оказанной) в виде выигрыша
- Статья 20. Право потребителей на создание общественных объединений потребителей
- Статья 21. Право на возмещение морального вреда
- Статья 22. Право потребителей на защиту прав и законных интересов
- Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» состоит из 7 глав и включает в себя 44 статьи
Часто мы даже не
замечаем, что нас вводят в заблуждение
продавцы, изготовители, производители.
Оглянитесь вокруг себя, вспомните - в
магазине отказались обменять явно бракованную
вещь, автосервис просрочил ремонт
Вашей машины на 2 недели, в турпоездке
без Вашего согласия заменили отель, строители
нарушили сроки строительства жилого
дома на год и Ваш переезд задерживается
… Если что-то подобное произошло с Вами
– это повод обратиться в «Общество защиты
прав потребителей»!!!
Благодарю за внимание!