Защита прав потребителей в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:59, практическая работа

Краткое описание

Для защиты своих прав потребитель может обратиться:
с досудебным письменным заявлением к продавцу (исполнителю), нарушившему право;
в уполномоченные государственные органы с жалобой на незаконные действия продавца (исполнителя);
в общество защиты прав потребителей;
в суд с исковым заявлением.
Досудебное разрешение потребительских споров

Вложенные файлы: 1 файл

Защита прав потребителей в РК.pptx

— 3.48 Мб (Скачать файл)

Тема: Защита прав потребителей в РК

 

Выполнил: Попов Денис

Группа: Экономика

Преподаватель: Тереник Ольга Дмитриевна

 

Основные права потребителя

 

    • безопасность продукции — Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.2 ст.12 Закона РК "О защите прав потребителей");
    • свободное заключение договоров на приобретение товаров, использование работ и услуг;
    • надлежащее качество продукции, работ и услуг;
    • получение полной и достоверной информации на русском и государственном языках о цене, о стране                   
    • происхождения товара и изготовителе, потребительских свойствах продукции; способах и правилах использования продукции и хранения, дате изготовления, сроке годности товара и гарантийном сроке.

Способы защиты прав потребителей

 

Для защиты своих прав потребитель может  обратиться:

    • с досудебным письменным заявлением к продавцу (исполнителю), нарушившему право;
    • в уполномоченные государственные органы с жалобой на незаконные действия продавца (исполнителя);
    • в общество защиты прав потребителей;
    • в суд с исковым заявлением.
    • Досудебное разрешение потребительских споров

Законодательством о защите прав потребителей предусмотрен досудебный порядок рассмотрения споров как обязательная стадия процесса защиты прав потребителей - обращение  потребителя или общества защиты прав потребителей с письменным заявлением к продавцу (исполнителю).

Гарантийный срок и как он исчисляется

 

Гарантийный срок - это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя относительно недостатков товара (работы).

    • Гарантийный срок (кто вправе устанавливать) -> Изготовитель, исполнитель -> Продавец (дополнительную гарантию)
    • Единицы измерения: единицы времени и др. (км, м)
    • Гарантийный срок для товара с недостатками -> Гарантийный срок продлевается на время ремонта -> После замены товара гарантийный срок начинается заново
    • Гарантийный срок с какого дня исчисляется -> Обычно со дня передачи потребителю, если нельзя установить день - со дня изготовления.
    • В случаях если сезонный товар -> с начала сезона.
    • Если товар куплен по почте или образцу -> Со дня доставки -> если нельзя установить этот день - со дня заключения договора.
    • Если товар куплен со сборкой или установкой -> со дня сборки (установки) -> если нельзя установить этот день - со дня заключения договора.

Срок  годности и как он исчисляется

 

    • Срок годности - это период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
    • Срок годности (кто устанавливает) -> Изготовитель, исполнитель
    • Должен устанавливаться в обязательном порядке на продукты питания, медикаменты, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии и т.п.
    • Если срок годности не установлен -> для товаров разумный срок, в пределах 2-х лет -> Для работ (услуг) разумный срок в пределах 2-х лет, - 5 лет для недвижимости.
    • Исчисляется либо периодом времени со дня его изготовления, либо до определенной даты.
    • Запрещается реализация товаров (работ) с просроченным сроком годности; без установленного срока годности, если он должен быть установлен.

Срок  службы и как он исчисляется

 

    • Срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать возможность использования товара (работы) по назначению; - нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
    • Срок службы (Кто вправе устанавливать) -> Изготовитель, исполнитель
    • Должен устанавливаться в обязательном порядке -> Если товар (работа) по истечении опред. периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя или причинять вред.
    • Если не установлен -> 10 лет.
    • С какого дня исчисляется -> Обычно со дня передачи потребителю, если нельзя установить день - со дня изготовления.
    • Если сезонный товар - с начала сезона.
    • Если куплен по почте или образцу - со дня доставки, если нельзя установить этот день - со дня заключения договора.
    • Если со сборкой или установкой - со дня сборки (установки), если нельзя установить этот день - со дня заключения договора.

Ваши права в течение срока  службы

 

    • Ваши права (обычно) -> Право на ремонт и техническое обслуживание.
    • По истечению 2 лет - если обнаружены существенные недостатки по вине изготовителя -> Требование безвозмездного устранения недостатков (в срок до 20 дней), если не выполнено в срок или недостаток неустранимый -> Требования: - возмещения Ваших расходов на устранение недостатков; - замена на товар аналогичной марки; - возврат товара.
    • Требования только изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру).

 

Вы купили товар с недостатками

 

    • Если Вы купили товар ненадлежащего качества, Вы имеете право предъявить продавцу (изготовителю) требования какие именно, зависит от степени серьезности недостатков и от времени их обнаружения.
    • Продавец (изготовитель) обязан в срок выполнить Ваши требование, если он нарушает сроки, то он обязан выплачивать Вам неустойку (в размере 1% от цены товара за день просрочки).

Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» 
от 4 мая 2010 года № 274-IV ЗРК

 

    • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
    • Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей
    • Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
    • Статья 3. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей
    • Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере защиты прав потребителей
    • Статья 5. Компетенция уполномоченного органа
    • Статья 6. Компетенция государственных органов
    • Глава 3. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА
    • Статья 7. Права потребителей
    • Статья 8. Право на свободное заключение договоров на приобретение товаров
    • Статья 9. Право потребителей на доступ к информации в сфере защиты прав потребителей
    • Статья 10. Право потребителей на получение информации о товаре
    • Статья 11. Право потребителей на приобретение безопасного товара
    • Статья 12. Право потребителей на свободный выбор товара
    • Статья 13. Право потребителей на надлежащее качество товара

 

Статья 14. Право потребителей на обмен или  возврат товара надлежащего качества

 

    • 1. Потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации, произведя, в случае разницы в цене, необходимый перерасчет с продавцом (изготовителем).
    • Обмен производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.
    • 2. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца (изготовителя) покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму.
    • 3. Местом обмена или возврата товара является место покупки товара, если иное не предусмотрено договором.

Статья 15. Право потребителей в случае продажи  товара ненадлежащего качества

 

    • 1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
    • 1) соразмерного уменьшения покупной цены;
    • 2) безвозмездного устранения недостатков товара.
    • В случае, когда продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, требования, указанные в подпунктах 2), 4) и 5) настоящего пункта, могут быть предъявлены по выбору покупателя к продавцу либо к изготовителю;
    • 3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
    • 4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
    • 5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
    • 6) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
    • Право на возмещение причиненных убытков остается за потребителем независимо от выбранного им требования, указанного в подпунктах 1) – 6) части первой настоящего пункта.
    • 2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, потребитель вправе предъявить по месту покупки товара, если иное не предусмотрено договором.
    • 3. Потребитель вправе предъявить требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящим Законом.
    • Статья 16. Право потребителей на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара
    • Статья 17. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
    • Статья 18. Право потребителя на получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги)
    • Статья 19. Право потребителя на предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненной, оказанной) в виде выигрыша
    • Статья 20. Право потребителей на создание общественных объединений потребителей
    • Статья 21. Право на возмещение морального вреда
    • Статья 22. Право потребителей на защиту прав и законных интересов
    • Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» состоит из 7 глав и включает в себя 44 статьи

 

Часто мы даже не замечаем, что нас вводят в заблуждение  продавцы, изготовители, производители. Оглянитесь вокруг себя, вспомните - в  магазине отказались обменять явно бракованную  вещь, автосервис просрочил ремонт Вашей машины на 2 недели, в турпоездке без Вашего согласия заменили отель, строители нарушили сроки строительства жилого дома на год и Ваш переезд задерживается … Если что-то подобное произошло с Вами – это повод обратиться в «Общество защиты прав потребителей»!!!

 

 

Благодарю за внимание!


Информация о работе Защита прав потребителей в РК