Защита прав потребителей по Российскому законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:39, реферат

Краткое описание

Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов и имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Теперь закон значительно повысил ответственность производителей продавцов и исполнителей за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей установить для них ряд новых обязанностей.

Содержание

Введение 2

Законодательство о защите прав потребителей 3

Безопасность товаров (работа, услуг) 5

Срок службы(годности). Гарантийный срок 8

Последствия продаж товаров с недостатками 10

Список литературы (правовые источники) 11

Вложенные файлы: 1 файл

Защита прав.docx

— 26.12 Кб (Скачать файл)

потребителю убытки в соответствие со ст.12 Закона.

 

 

 Срок службы (годности) Гарантийный срок

 

Согласно п.2 ст.5 Закона на товары (результаты работ), использование

которых по истечении определенного  срока представляет опасность для

жизни и здоровья потребителей, окружающей среды или может причинить  вред

имуществу потребителей устанавливается  срок службы (годности).

 

Сущность этих сроков состоит  в том, что использование соответствующих

товаров по прямому назначению за их пределами недопустимо или  даже

невозможно ввиду достижения предельного технического состояния  или

приобретения каких-либо вредных качеств в результате их использование

становится опасным.

 

Сроки службы устанавливают  обычно для машин, приборов и других товаров

длительного пользования, а  срок годности - для пищевых продуктов

лекарств, и т. п.

 

В течение этого срока  изготовитель (исполнитель) несет определенные

обязанности, направленные на обеспечение возможности использования

продукции, и ответственность  за их неисполнение или не надлежащее

исполнение.

 

Согласно Закону продажа  товаров с просроченным сроком годности

запрещается. Своеобразной разновидностью срока годности является срок

реализации, который устанавливается  для ряд скоропортящихся товаров

(молоко и молочные изделия  и т. д.).Предельный срок реализации

указывается на упаковке, таре, в накладной.

 

Товары с истекшим сроком реализации считаются утратившими  свои

потребительские свойства и  не могут быть реализованы потребителю. Но

Закон не устанавливает, кем  определяется срок годности.

 

Закон не содержит никаких  разъяснений о существе понятия  “гарантийный

срок”. Впервые он упоминается  в ст.12 Закона как срок, в течении

которого могут выявляться недостатки товара. В ст.18 гарантийный  срок

также трактуется как временной  период обнаружения недостатков  товара.

При этом указывается, что  он устанавливается изготовителем. таким же

образом характеризуется  гарантийный срок и на выполненную  работу

(оказанную услугу) в ст.30 Закона. Однако кем он устанавливается,  в этом

случае не указано.

 

Гражданский кодекс РСФСР  в главе о договоре поставки продукции (ст.263

Гк) предусматривает, что  сроки и порядок установления покупателем

недостатков поставленной ему  продукции которые не могли быть обнаружены

при обычных условиях приемки, и предъявления поставщику претензий,

вытекающих из поставки продукции  не надлежащего качества определяются

законодательством.

 

Таким образом, речь идет о  сроках, в течение которых могут

устанавливаться скрытые  недостатки. Той же статьей предусмотрено, что в

отношении продукции, предназначенной  для длительного пользования  или

хранения, стандартами и  техническими условиями могут предусматриваться

более длительные сроки для  установления покупателем указанных

недостатков - гарантийные  сроки.

 

Договорами могут устанавливаться  гарантийные сроки, если они не

предусмотрены стандартами  или техническими условиями, а также

гарантийные сроки более  продолжительные чем предусмотренные  ГОСТ и ТУ.

 

Статьей 248 ГК указанные положения  по существу, распространены на

договор розничной купли-продажи.

 

В соответствие с Законом  гарантийный срок это - удлиненный (по сравнению

с установленным в законе) срок для выявления недостатков  товаров (работ,

услуг) которые не могут  быть обнаружены при его обычной  приемке (скрытые

недостатки).

 

Гарантийные сроки и сроки  службы (сроки, установленные Законом)

исчисляются со дня продажи  товара потребителю. Если день продажи

установить невозможно, эти  сроки исчисляться со дня изготовления товара.

 

Для сезонных товаров (обувь, одежда и т. п.) такие сроки исчисляются  с

момента наступления соответствующего сезона, определяемого

правительствами РФ и республик  в его составе исходя из территориальных

климатических условий местонахождения  потребителя.

 

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в других случаях,

когда момент заключения договора купли-продажи не совпадает с  передачей

товара потребителю эти  сроки исчисляются со дня доставки товара

потребителю, а если товары нуждаются в специальной установке

(подключении или сборке) со дня их производства.

 

Гарантийные сроки на результаты работ, услуг должны исчисляться  со дня

принятия работы (услуги) потребителем, а в случае несвоевременного ее

принятия по вине потребителя - со дня установленного договором  срока

исполнения услуги.

 

 

Последствия продажи товара с недостатками

 

Под товаром с недостатками понимается товар ненадлежащего  качества, не

соответствующий требованиям  ст.14 Закона.

 

Ст. 17 Закона установлено  что потребитель, которому продан товар  с

недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему

выбору потребовать:

 

безвозмездно устранить  недостатки товара или возместить расходы  на

исправление недостатков  потребителем ибо третьим лицом;

 

заменить на товар аналогичной  марки (модели, артикула);

 

заменить на такой же товар  другой марки (модели, артикула) с

соответствующим перерасчетом покупной цены;

 

расторгнуть договор и  возместить убытки.

 

Упомянутые требования могут  быть предъявлены потребителем по своему

выбору продавцу или торговому  предприятию, по месту нахождения

потребителя, которое создано  продавцом или выполняет соответствующие

функции на основе договора с ним.

 

Потребитель вправе предъявить изготовителю требования о безвозмездном

устранении недостатков  товара и по истечении гарантийных  сроков. Такое

требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы,

а если он не установлен - в  течение 10 лет, когда в товаре выявлены

существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя. Если

требование не удовлетворено  в предусмотренный срок 10 дней, потребитель

вправе по своему выбору предъявить изготовителю иные требования,

установленные ст. 17 Закона.

 

При расторжении договора расчеты с потребителем производятся в случае

повышения цены исходя из стоимости  товара на момент предъявления

соответствующего требования, а в случае снижения цены - из стоимости

товара на момент покупки.

 

Все обязанности которые  возлагает Закон на продавца некачественного

товара, могут быть выполнены  им непосредственно, за исключением  одной -

устранения недостатков  товара. В связи с этим необходимо рассмотреть не

только вопрос о субъекте, несущем ответственность перед  потребителем, а

также обязанности третьих  лиц, предусмотренные Законом.

 

Должники несут перел  потребителем солидную ответственность. В случае,

если изготовитель полностью  или частично отказался удовлетворить

требование третьего лица о возмещении расходов и уплате вознаграждения,

спор должен решаться в  судебных органах в общем порядке  по иску третьего

лица.

 

 

Литература (правовые источники)

 

1.Закон РФ “О защите  прав потребителей” от 7.02.92 №2300-1

 

//Ведомости Съезда Народных  депутатов РФ и Верховного  Совета РФ

№15,1992г. ст.786

 

2.Постановление Верховного  Совета РФ от 7.02.92 №2300/1-1 “О введении  в

действие Закона “О защите прав потребителей”

 

//ВСНД и ВС №15,1992г.№787

 

3.Положение о порядке  наложения штрафов на хозяйствующие  субъекты за

уклонение от исполнения или  несвоевременное исполнение предписаний  ГК АП

РФ (территориальных управлений) о прекращении нарушений прав

потребителей. Утв. Приказом ГК АП РФ №51 от 23.04.93 рег.№243

 

//Российские вести №90,1993г.

 

4.Закон Рф от 10.06.93 №5153-1 “О сертификации продукции и  услуг”

 

//ВСНД и ВС №26 1993г.


Информация о работе Защита прав потребителей по Российскому законодательству