Избирательная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состояла в изучении избирательной системы Республики Беларусь.
В соответствии с целью, задачи работы сводились к следующему:
- рассмотреть понятие избирательной системы;
- изучить и охарактеризовать виды избирательных систем;
- исследовать понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь;
- охарактеризовать избирательный процесс Республики Беларусь;

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…….. 3
1 Понятие и виды избирательных систем ……………………………………….. 5
2 Понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь …………………………………………………………………………… 14
3 Избирательный процесс в Республике Беларусь .…………...….…………….. 18
4 Основные субъекты избирательного права …………………………………... 23
Заключение ……………………………………………………………..…………. 26
Список использованных источников ……………...…………………………...... 27

Вложенные файлы: 1 файл

Rabota.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный  университет

имени Франциска  Скорины»

 

Заочный факультет

 

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Избирательная система Республики Беларусь

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка группы П-12                       _______________    В.В. Хузейкина

 

Научный руководитель:

ст.преподаватель                                 _______________    Е.М. Караваева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2013

 Содержание

 

Введение …………………………………………………………………….……..   3

1 Понятие и виды избирательных систем ………………………………………..  5

2 Понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь …………………………………………………………………………… 14

3 Избирательный процесс в Республике Беларусь .…………...….…………….. 18

4 Основные субъекты избирательного права …………………………………... 23

Заключение ……………………………………………………………..…………. 26

Список использованных источников ……………...…………………………...... 27

 

 

Введение 

 

 

Избирательная система - важный фактор в политической жизни любой страны. Особенности избирательной системы способны повлечь за собой широкие последствия – от раскола партии до распада страны.

В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях – широком и узком [1, c.5].

В широком смысле избирательная  система – это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. 

В узком смысле – это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему.

Избирательная система  определяет порядок проведения выборов  в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними. Однако, избирательная  система не может формировать, а  тем более играть существенную роль в процессе становления государственности, наоборот, государственность является институтом, полностью и исключительно отвечающим за структуру и форму избирательной системы.

Цель данной курсовой работы состояла в изучении избирательной системы Республики Беларусь.

В соответствии с целью, задачи работы сводились к следующему:

- рассмотреть понятие избирательной системы;

- изучить и охарактеризовать виды избирательных систем;

- исследовать понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь;

- охарактеризовать избирательный  процесс Республики Беларусь;

- рассмотреть основные  субъекты избирательного процесса.

Методологическую основу настоящего исследования составили  общенаучные и специально-юридические  методы.

Были применены, в частности, следующие общенаучные методы:

- структурный анализ;

- функциональный анализ;

- системный анализ;

- синтез.

Были применены, в частности, следующие  специально-юридические методы:

- формально-юридический; 

- сравнительно-правовой.

В ходе написания курсовой работы использованы учебные и монографические  источники по исследуемой теме. Среди  авторов особо следует выделить таких как С.А. Альфер, С.В. Решетников, К.С. Гаджиев и др.

Нормативно-правовую базу работы составили Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс Республики Беларусь, нормативные правовые акты в сфере организации и функционирования избирательной системы. 
1 Понятие и виды избирательных систем

 

 

Избирательная система  – это совокупность установленных  законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов. Избирательные системы взаимосвязаны с формой правления и политической культурой каждой страны. Они меняются в условиях крупных общественных перемен [2, c.23].

Избирательная система  — важный элемент политической системы  государства, она регулируется правовыми  нормами, которые в совокупности образуют избирательное право.

Избирательная система  охватывает:

а) принципы и условия  участия в формировании избираемых органов;

б) организацию и порядок  выборов (избирательный процесс) и  отзыва выборных лиц.

Определяя условия участия  граждан в формировании выборных государственных органов, избирательные  системы исходят из принципов  всеобщности и равенства, однако эти принципы нередко ограничиваются различного рода избирательными цензами. Избирательный процесс включает: назначение выборов, регистрацию избирателей в установленном законом порядке, организацию избирательных округов, районов и т.д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным)

При оценке влияния избирательных  систем на формирование политических институтов следует исходить, прежде всего, из того, что они не идеальны и каждой из них присущ набор достоинств и недостатков.

Избирательные системы  отличаются друг от друга по многим параметрам. Реально существует столько  модификаций, сколько государств, использующих в политических целях процедуру  выборов. Однако базовых систем две: мажоритарная (плюральная) и пропорциональная.

Мажоритарная избирательная  система наиболее распространена на выборах система большинства (от франц. majorite – большинство). При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система – единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарные избирательные  системы действуют преимущественно  в одномандатных избирательных  округах, но возможно их применение и  в много мандатных, тогда голосование идет по партийным спискам в целом [3, c.14].

В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими  партиями, представители которых  в основном только и баллотируются  на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабоорганизованную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется.

Применяемая сегодня  в таких странах как США, Канада, Австралия, Индия, мажоритарная система  является исторически первой избирательной  системой, в основу которой лег  принцип большинства при определении результатов голосования. Однако выборы по подобной системе исключают влияние малочисленных партий в парламенте, поскольку способствуют образованию системы больших взаимозависимых, сравнительно стабильных партийных блоков. Происходит вытеснение многих политических сил за пределы активной парламентской деятельности, а транспарентность реальной расстановки этих сил в стране исключается. Политическим следствием применения такой системы является постоянное чередование у власти двух крупных утвердившихся в государстве политических партий, тогда ответственность за управление фактически несет правящая партия, а проигравшая партия переходит в оппозицию.

Еще одним существенным недостатком  мажоритарной системы является то, что значительная часть избирателей страны может оказаться не представленной в органах власти, чем нарушаются как основные принципы избирательного права, так и демократии.

Существует мнение, что  мажоритарная система наиболее удобна для манипулирования политической волей избирателей, и это в действительности отчасти подтверждается тем, что выборы в большой степени зависят от раскройки избирательных округов. При так называемой «нарезке» округов создается возможность для проведения разного рода искажений и прямых махинаций, таких как неравная численность избирателей в округах или «избирательная география»: установление территориальных границ между двумя округами так, чтобы в обоих большинство составлял электорат определенной партии (кандидата).

Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что победившим на выборах считается кандидат, набравший определенное большинство голосов избирателей. Законодательство конкретного государства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать – относительное или абсолютное. В соответствии с этим различают мажоритарную систему относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства [3, c.17].

Самая простая разновидность – это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и России. Очень часто она применяется при местных выборах. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными. В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.

При мажоритарной системе  относительного большинства для  победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей [3, c.20].

Следует, правда, отметить, что избирательные  законы некоторых стран устанавливают минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать для победы: кандидат считается избранным, если он набрал в своем округе большее число голосов, чем его конкуренты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов.

Мажоритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными пороками которой являются:

1) значительное число голосов  избирателей (зачастую более половины) остаются «выброшенными», не учитываются при распределении мандатов;

2) искажается картина реального  соотношения политических сил  в стране: партия, получившая меньшинство  голосов избирателей, получает  большинство депутатских мест.

Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная география»

Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что нужно так нарезать избирательные округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число сосредоточить в 1—2 округах. Иными словами, партия, осуществляющая нарезку избирательных округов, постарается раскроить их таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспечивая тем самым победу себе в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически заранее предопределяются результаты выборов. Предоставив возможность образования избирательных округов другой партии, мы получим противоположный результат.

Мажоритарная система относительного большинства, получившая достаточно широкое  распространение в развивающихся  странах, в некоторых из них (Индия, Египет и др.) приобрела своеобразные формы, фактически лишив граждан  в определенных случаях права на выбор: когда количество кандидатов равно числу избираемых по округу депутатов, они считаются избранными без голосования.

Информация о работе Избирательная система Республики Беларусь