Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 00:18, курсовая работа
Имя гражданину присваивается с рождения и состоит из собственно имени, фамилии и отчества, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Имя гражданина играет исключительно важную роль в гражданском обороте, так как только под своим именем гражданин вправе приобретать и осуществлять права и обязанности. Только в случаях и в порядке, предусмотренном в законе, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя). Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ИМЯ ГРАЖДАНИНА…………………….………………………………..4
2. МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНИНА..………………………...……..8
2.1 РЕГИСТРАЦИЯ ГРАЖДАН ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА…………...11
3. АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ………………………….........21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………........…….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….25
Необходимость определения места жительства ни в коей мере не ограничивает гражданина в праве на свободное передвижение и свободу выбора места жительства. Законом РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не только провозглашено это право, но и установлен порядок его защиты: гражданин, чье право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства нарушено, может обратиться за его защитой в вышестоящий в порядке подчиненности орган, к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд. Названным Законом наряду с «местом жительства» введено понятие «место пребывания» – то место, где гражданин находится временно. Вместо прописки установлен регистрационный учет граждан, а также определены основные правила регистрации и снятия с учета как по месту жительства, так и по месту пребывания.
Пункт 2 ст. 20 ГК, устанавливающий, что местом жительства малолетнего, а также лица, находящегося под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов, дает основание сделать вывод, что место жительства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет определяется на общих основаниях в соответствии с п. 1 ст. 20 ГК.
В п. 2 ст. 20 ГК установлено общее правило. Однако это правило знает и исключения. Например, при расторжении брака между родителями малолетнего место жительства ребенка определяется местом жительства того из родителей, с кем остается проживать ребенок. Но если между родителями не достигнуто согласие по этому поводу, проживание ребенка с одним из родителей не влечет за собой автоматически утрату его права на жилую площадь второго родителя, если он уже приобрел это право. Такой вывод подтверждается ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Наряду с именем место жительства позволяет более точно конкретизировать субъекта гражданского права. Так, нередки случаи полного совпадения имени, фамилии и отчества у различных граждан, однако совпадение места жительства встречается крайне редко. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Если гражданин постоянно проживает в одном и том же месте, его место жительства определяется довольно просто. Однако бывают случаи, когда гражданин проживает в разных местах, переезжая по различным обстоятельствам с одного места на другое. В этом случае закон предусматривает определение места жительства по преимущественному месту нахождения гражданина, т.е. тому месту, где он находится наиболее часто и наиболее продолжительное время.
Граждане вправе сами выбирать себе место жительства, что, как уже говорилось, является одним из элементов правоспособности гражданина. Единственным исключением, установленным в законе, является определение места жительства малолетних, а также граждан, признанных недееспособными вследствие психического заболевания. Их местом жительства признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
В силу различных обстоятельств гражданин может быть вынужден против его желания покинуть свое место жительства. Если гражданин покидает место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, то в соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. таким гражданам придается особый статус на период до определения нового места жительства гражданина. Право самостоятельного выбора места жительства в данном случае государством не ограничивается. Напротив, в связи с вынужденной необходимостью оставить прежнее место жительства гражданину гарантируется возможность выбрать новое место жительства и получить государственную поддержку для обзаведения жильем.
Иные обстоятельства, вынуждающие гражданина покидать место жительства: отсутствие работы, неприязненные отношения с соседями, медицинские показания и т.п., не имеют юридического значения и полностью охватываются правом гражданина самостоятельно определять место жительства.
Месту жительства гражданское и гражданское процессуальное законодательство придают значение в целом ряде случаев. Так, опекун или попечитель назначается по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве (ст. 35 Гражданского Кодекса Российской Федерации); место исполнения обязательства определяется местом жительства кредитора или должника (ст. 316, 497, 499 Гражданского Кодекса Российской Федерации); местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (ст. 1115 Гражданского Кодекса Российской Федерации); если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право (ст. 1195 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и так далее. Место жительства определяет подсудность разрешения споров в судах общей юрисдикции (ст. 28 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и арбитражных судах (ст. 35 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Для правильного применения названных и других норм необходимо прежде всего определить само понятие «место жительства». В соответствии со ст. 27 Конституции РФ «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Эту конституционную норму развивает ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. (Ведомости РФ. 1993. №32. Ст. 1227). Несмотря на то, что каждый гражданин имеет право свободно передвигаться по территории РФ, в его обязанности входит уведомление соответствующих государственных органов о месте своего пребывания и жительства (см.: Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. №30. Ст. 2939; 1996. №18. Ст. 2144; 1997. №8. Ст. 952; 2000. №13. Ст. 1370; 2002. №34. Ст. 3294).
Названные нормативные акты различают понятия «место пребывания» и «место жительства». Первое характеризует место, в котором гражданин находится временно (например, гостиница, в которой гражданин поселяется на период командировки). Второе – место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии с ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» к месту жительства относятся: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 2 Закона). На практике зачастую презюмируется, что гражданин постоянно или преимущественно проживает там, где он зарегистрирован, однако эта презумпция может быть опровергнута.
2.2 РЕГИСТРАЦИЯ ГРАЖДАН ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
В некоторых случаях место жительства напрямую привязывается к адресу, по которому лицо зарегистрировано. Так, в соответствии со ст. 4 Закона о государственной регистрации юридических лиц под местом жительства индивидуального предпринимателя понимается его адрес – наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован.
Критерий «преимущественности» нахождения гражданина при решении вопроса о месте его жительства достаточно субъективен. По-видимому, преимущественность должна характеризоваться относительным (по сравнению с другими местами) постоянством нахождения человека в том или ином месте.
Поскольку определение места жительства лица важно с точки зрения правовых последствий (возможности предъявления иска и т.д.), местом жительства военнослужащих, студентов (аспирантов) и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, является соответственно место их проживания в период прохождения службы, обучения либо отбывания наказания в виде лишения свободы
Лица, не достигшие возраста 14 лет, не вправе самостоятельно определять место своего жительства. Оно определяется местом жительства их законных представителей – родителей, усыновителей, опекунов. Учет мнения ребенка возможен лишь при решении вопроса о том, с кем из родителей (усыновителей) при раздельном их проживании желает жить несовершеннолетний. Местом жительства ребенка, находящегося в детском государственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является это учреждение.
Из смысла коммент. ст. следует, что по достижении возраста 14 лет гражданин вправе самостоятельно определять место своего жительства. Однако в соответствии с прямым указанием закона раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 36 ГК). Таким образом, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих совместно с попечителем, законодатель установил ограничение в праве свободно выбирать место жительства.
Конституция гарантирует право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах территории Российской Федерации. С целью обеспечения такого права был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы соблюдения прав человека в данной сфере общественных отношений. В частности, существенным образом изменен порядок учета и регулирования миграции граждан, имевший разрешительный характер, под которым ранее понималась прописка. Институт регистрационного учета, введенный новым законодательством, решая практически те же задачи, что и прописка, отличается от нее, поскольку в соответствии с законом должен иметь только уведомительный характер. Однако и в настоящее время уведомительный характер регистрационного учета отслеживается лишь на уровне федерального законодательства и не исполняется на всех иных уровнях, поскольку существует серьезное противоречие между Конституцией и федеральным законом с одной стороны и актами, принимаемыми органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, устанавливающие, по сути, разрешительный порядок регистрации.
Регистрировать – значит записывать, отмечать с целью учета, придания законной силы, научного наблюдения и т.п.
При оформлении регистрации, то есть удостоверении факта своего волеизъявления на выбор места пребывания либо проживания в определенном жилом помещении путем предоставления в органы регистрационного учета (согласно ст. 4 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» таковыми являются органы внутренних дел, а в населенных пунктах, где они отсутствуют, – местная администрация) заявления по установленной законом форме, предъявив при этом документы, удостоверяющие личность, а также документы (либо их надлежаще заверенные копии), являющиеся основанием для вселения в жилое помещение. Перечисленные выше органы обязаны зарегистрировать гражданина по месту пребывания или жительства, тем самым, удостоверяя факт свободного волеизъявления гражданина.
Постановка на регистрационный учет по месту пребывания либо месту жительства является обязанностью лица, а не его правом. Данное действие ни в коей мере не ограничивает право человека на свободу передвижения, поскольку выбор места пребывания (жительства) осуществляется непосредственно гражданином. Снятие граждан с учета происходит либо по заявлению о регистрации их по новому месту жительства, либо по иным причинам, указанным в законе. Защита прав граждан в случае посягательства на них со стороны государственных или иных органов, предприятий, учреждений, организаций, иных юридических, должностных и физических лиц, осуществляется вышестоящими должностными лицами либо судом в порядке, определенном законами Российской Федерации. Нарушение должностными лицами и гражданами правил регистрационного учета влечет за собой ответственность (административную, дисциплинарную, материальную, уголовную – в зависимости от конкретного случая).
Современный период характеризуется кризисными явлениями в экономике, влияющими на многие факторы жизни человека, в том числе и на материальный. Это усиливает миграционные процессы, люди стремятся изменить место жительства в надежде получить заработок в больших городах с развитой промышленной инфраструктурой. Однако эти перемещения вызывают обострение социальных проблем в этих регионах – усиливается конкуренция на рынке рабочей силы, возрастает нагрузка на инженерную, социально-культурную, коммунальную системы населенных пунктов, обостряются проблемы межнациональных отношений. Поэтому, как на законодательном уровне, так и в научной литературе можно встретить, обосновываемые вышеприведенными сложностями, попытки ограничить свободное перемещение граждан, лишить их установленных законом прав и свобод (Закон Краснодарского края от 23.06.95 г., постановление правительства Москвы от 11 октября 1994 г. №922 «О прописке (регистрации) граждан, прибывающих в Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности» в ред. постановлений от 28.02.95 №171, от 04.04.96 г. №9-П). В связи с этим до последнего времени система регистрации в той же мере, как ранее система прописки, была призвана осуществлять задачу контроля и регулирования миграционных процессов. Среди представителей многих ветвей власти, в том числе и законодательной до сих пор бытует мнение об этом. Так, Президент Российской Федерации отклонил проект федерального закона «О внесении дополнения в статью 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в котором предлагалось расширить перечень местностей, где может быть ограничено право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства за счет городов – курортов федерального значения. Это неприемлемо, хотя бы в силу того, что такое ограничение не соответствует требованиям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что права, и свободы граждан могут ограничиваться только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из этого, можно также предположить, что регистрационный учет может служить средством контроля за передвижением населения, но только в тех случаях, когда это оправдывается вышеприведенными доводами.