Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:23, реферат
Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии). Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый закон "О Гражданстве Российской Федерации» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
Реферат по правоведению
Тема: Институт гражданства: история и современность
Выполнила: студентка гр. ГГ-10-1 ______________ / Чернышева Е.В. /
ПРОВЕРИЛ: ст. преподаватель ____________ / Волк А.И. /
Санкт-Петербург
2013 год.
Оглавление
Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии). Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый закон "О Гражданстве Российской Федерации» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства.
Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился [1, c. 5]. Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.
До этого Закона на территории Российской Федерации действовали Законы СССР "О гражданстве СССР" и постановление Верховного Суда СССР от 23 мая 1990 года "О порядке введения в действие Закона СССР" "О гражданстве СССР" и другие нормативные акты.
Сейчас на основе Закона "О гражданстве Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года, в редакции Указа от 27 декабря 1993 года утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по вопросам гражданства Администрации Президента Российской Федерации.
Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.
До 1917 года в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались подданными. Декрет ВЦИК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 23(10) ноября 1917 года отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование "граждане Российской Республики".
В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип единого
гражданства. Это связано прежде всего с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Федерации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации. Единство гражданства означает, что граждане России, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно и гражданами этой республики. В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой и прекращение гражданства республики в ее составе.
Конституцией
провозглашается принцип
его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет за
собой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он не находился. Гражданство - это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.
В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше отечество и нести некоторые другие обязанности.
Одной из важных гарантий
использования гражданином
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами.
Глава1.
До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом.
Законодательство
признавало:
1. природных подданных, которые в свою
очередь делились на дворянство (потомственное
и личное), духовенство (делилось по
вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане,
купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей,
2. инородцев (евреи и восточные народы),
финляндских обывателей.
Кроме того, законодательство делило четыре
группы природных подданных на два сословия
- лица податного состояния и лица неподатного
состояния. С принадлежностью к той или
иной категории подданных законодательство
связывало весьма значительное различие
в правах и обязанностях.
Все это шло из глубины веков, носило яркий
отпечаток феодальных начал и не основывалось
на юридическом равенстве граждан, как
уже было в значительном количестве развитых
европейских стран.
Крушение царской
России повлекло за собой крупные
изменения и в правовом регулирования
отношений гражданства. Декрет об уничтожении
сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 года
не только отменил ранее существовавшее
деление жителей России на сословия и
связанные с этим делением сословные привилегии
и ограничения, но и ввел общее для всех
наименование - гражданин Российской Федерации.
Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении
прав российского гражданства" установил
право принимать в российское гражданство
иностранцев, проживающих на территории
РСФСР местным Советам. Народный комиссариат
по внутренним делам лишь регистрировал
принятых в российское гражданство иностранцев
и публиковал их списки для всеобщего
сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918
года за местными Советами оставила право
принимать в российское гражданство лишь
тех иностранцев, которые проживая в РСФСР
и работая, принадлежали к рабочему классу
или трудовому крестьянству. Эта тенденция
повышения уровня органов правомочных
принимать в российское, а с1924 года, в гражданство
СССР, получила свое закрепление в дальнейшем
развитии законодательства о гражданстве.
Очевидно, это было связано с политической
линией на дальнейшую централизацию власти.
Политическими мотивами следует объяснить
также появление в законодательстве возможности
лишить человека гражданства, в том числе
решением суда.
Положение о гражданстве Союза ССР от
1931 года установило, что каждое лицо, находящееся
на территории СССР, признается гражданином
СССР, если не была доказана его принадлежность
к гражданству иностранного государства.
Это Положение также закрепило, что гражданин
СССР является гражданином той союзной
республики, на территории которой он
постоянно проживает. Если он по национальности
или по происхождению считает себя связанным
с другой союзной республикой, то может
избрать гражданство этой республики.
Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР признавались лицами без гражданства.
В дальнейшем, изменения
в положении СССР (например, присоединение
к Советскому Союзу Латвии, Эстонии,
Литвы, Бессарабии, Северной Буковины
и т.д.) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов
регулирующих отдельные вопросы приобретения
советского гражданства.
Конституция СССР 1977 года выразила важный
принцип гражданства: граждане СССР за
границей пользуются защитой и покровительством
Советского государства.
Принятый на основе новой Конституции
Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому
сформулировал условия принадлежности
к гражданству СССР. Теперь основным принципом,
по которому определялось принадлежность
к советскому гражданству, становилась
наличие советского гражданства на день
вступления в силу настоящего закона,
а не подданство Российской империи. Этот
же закон впервые закреплял законодательные
права республик в вопросах гражданства.
Последним законом советских
времен, регулирующим отношения гражданства
был Закон о гражданстве СССР от 23 мая
1990 года.
Распад Советского Союза, провозглашение
государственного суверенитета России,
появление новых независимых и суверенных
государств взамен союзных республик
потребовал в корне иного законодательства
о гражданстве.
Вопрос этот чрезвычайно важен и в практическом смысле для миллионов граждан бывшего Советского Союза волей судеб оказавшихся за пределами Российской Федерации.
Согласно ст.
32 Закона государственными органами, ведающими
делами о гражданстве Российской
Федерации, являются:
¨ Президент Российской Федерации;
¨ Комиссия по вопросам гражданства при
Президенте Российской Федерации;
¨ Министерство внутренних дел Российской
Федерации;
¨ Министерство иностранных дел Российской
Федерации, дипломатические представительства
и консульские учреждения Российской
Федерации.
Президент Российской Федерации принимает
решения по вопросам:
а) приема в гражданство Российской Федерации
иностранных граждан, граждан бывшего
СССР и лиц без гражданства, на которых
не распространяется действие статей
13 и 18 Закона;
б) восстановления в гражданстве Российской
Федерации лиц, на которых не распространяется
действие частей первой и второй статьи
20 Закона;
в) разрешения на выход из гражданства
Российской Федерации лиц, на которых
не распространяется действие пункта
"б" части первой статьи 23 Закона;
г) разрешения гражданину Российской Федерации
иметь одновременно гражданство другого
государства;
д) отмены решения о приеме в гражданство
Российской Федерации;
е) предоставления почетного гражданства
Российской Федерации.
Лицо не может быть лишено почетного гражданства
Российской Федерации без согласия Верховного
Совета Российской Федерации.
Для предварительного рассмотрения
вопросов гражданства, указанных в
настоящей статье, Президент Российской
Федерации образует Комиссию по вопросам
гражданства.
В осуществление предусмотренных настоящим
Законом полномочий Президент Российской
Федерации издает указы.
Указом Президента РФ от 10.04.1992 № 386 утверждено
Положение о порядке рассмотрения вопросов
гражданства Российской Федерации.
Полномочия Комиссии по вопросам
гражданства при Президенте Российской
Федерации:
1. Комиссия вносит на рассмотрение Президента
Российской Федерации предложения по
каждому ходатайству и представлению
по вопросам гражданства. Предложения
Комиссии оформляются протоколом и подписываются
всеми ее членами, участвовавшими в заседании.
2. При рассмотрении ходатайств и представлений
по вопросам гражданства Комиссия всесторонне
оценивает доводы заявителя, содержание
представления, заключение государственных
органов и общественных организаций по
ходатайствам, иные документы и надлежащим
образом оформленные свидетельские показания.
При рассмотрении вопросов гражданства,
затрагивающих интересы республики в
составе Российской Федерации, Комиссия
учитывает мнение компетентных органов
этой республики. Комиссия вправе истребовать
по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении,
документы и материалы государственных
органов, которые представляют необходимую
информацию в установленный Комиссией
срок.
Полномочия Министерства внутренних
дел Российской Федерации: Министерство
внутренних дел Российской Федерации
и наделенные соответствующей компетенцией
подведомственные ему органы:
а) принимают от лиц, проживающих на территории
Российской Федерации, заявления и ходатайства
по вопросам гражданства Российской Федерации;
б) проверяют факты и документы, представленные
в обоснование заявлений и ходатайств
по вопросам гражданства Российской Федерации;
в) направляют ходатайства по вопросам
гражданства вместе с соответствующими
документами в Комиссию по вопросам гражданства
при Президенте Российской Федерации;
г) определяют принадлежность лиц, проживающих
на территории Российской Федерации, к
гражданству Российской Федерации;
д) по заявлениям заинтересованных лиц,
проживающих на территории Российской
Федерации, осуществляют регистрацию
приобретения или прекращения гражданства
Российской Федерации в предусмотренных
настоящим Законом случаях.
Информация о работе Институт гражданства: история и современность