Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:06, реферат
Целью реферата является рассмотрение современного обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность интеллектуальной собственности.
Рассмотреть виды и группировки интеллектуальных прав.
Составить перечень законодательных актов, регулирующих защиту прав интеллектуальной собственности.
Проанализировать действия таможенных органов при принятии мер по защите прав интеллектуальной собственности.
Защита таможенными органами прав интеллектуальной собственности
В июне 2011 года была одобрена Стратегия развития Федеральной таможенной службы России до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р), составной частью которой стало обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности.
Важным элементом этой деятельности является сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти, таможенными службами иностранных государств, а также с общественными и международными организациями, правообладателями. В марте 2012 года была создана рабочая группа по защите интеллектуальной собственности при Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов ТС.
В ходе окончания переговорного процесса по вступлению России во Всемирную торговую организацию отмечалось, что законодательство РФ в области обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности полностью соответствует положениям Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Вопросы таможенной
защиты брендов регламентированы главой
46 Таможенного кодекса
- приостановления
таможенного оформления контраф
- особенностей
ведения национальных
Процедуре регистрации товарных знаков в Едином таможенном реестре товарных знаков посвящено Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов ТС от 21.05.2010 и Регламент взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза по вопросам ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 290.
В соответствии с Соглашением о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 09.12.2010 Россия, Беларусь и Казахстан приняли на себя ответственность за то, чтобы контрафактные товары не распространялись на территории Единого экономического пространства (ЕЭП).
В России борьбой с распространением контрафактной продукции занимаются не только таможенные органы, но и полиция, ФАС, Роспотребнадзор. При этом распределение компетенции между ними следующее. Таможенные органы контролируют импортные товары, остальные государственные органы - товары внутреннего производства. На территории Республики Беларусь распространению контрафакта противодействуют таможенные органы, милиция и прокуратура, а в Казахстане - финансовая полиция.
Большинство объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых таможенные органы принимают меры по защите прав правообладателей, включаются в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Он также содержит информацию об официальных импортерах и дистрибьюторах оригинальных товаров, о возможных признаках контрафакта. Из ТРОИС можно узнать контактные данные правообладателя или его российского представителя. В связи с этим крайне важно своевременно актуализировать в нем информацию. [7]
Таможенные реестры товарных знаков существуют как в России, так и в Казахстане и Беларуси. Таможенный союз облегчил правообладателям задачу регистрации своих товарных знаков в таможенных реестрах, предоставив возможность их регистрации в Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ЕТРОИС). Он имеет прямое действие сразу в 3 странах ТС.
Сегодня ЕТРОИС ведет ФТС России. По состоянию на 2012 год в нем содержалось 2600 объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих российским и зарубежным компаниям, что почти на тысячу больше, чем в 2011 году. Из них 2 568 товарных знаков, 30 объектов авторского права, 2 наименования мест происхождения товаров. ТРОИС и ЕТРОИС не только выполняют информационную функцию, но и помогают таможенным органам выявлять контрафактную продукцию на стадии таможенного оформления поставки. [7]
Анализ норм таможенного законодательства показывает, что основной мерой защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами выступает приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которое осуществляется в соответствии со ст. 331 ТК ТС. [12]
Так, если при таможенном оформлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в любой из реестров, обнаруживаются признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. Данный срок может продлеваться не более чем еще на 10 дней, но только по запросу правообладателя (его представителя). Исчисление срока действия решения о приостановлении выпуска товаров начинается со следующего рабочего дня после даты его принятия. Любое из указанных решений принимается в письменной форме до истечения срока выпуска товаров руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.
Указанные сроки
нужны правообладателю для
Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают или сохраняют статус находящихся на временном хранении. В течение срока приостановления выпуска товаров декларант может заявить таможенную процедуру уничтожения товаров, выпуск которых приостановлен, но только при наличии письменного согласия правообладателя на их уничтожение. [7]
В этом случае решение
таможенного органа о приостановлении
выпуска товаров подлежит отмене.
Кроме того, решение о приостановлении
выпуска товаров подлежит отмене
до истечения срока
- в таможенный орган поступило заявление правообладателя (его представителя) об отмене такого решения;
- объект интеллектуальной
собственности исключен из
Отмена решения
о приостановлении выпуска
После отмены решения
о приостановлении выпуска
Если по истечении срока приостановления выпуска товаров таможенным органом не будет получено (принято) решение об изъятии товаров, о наложении на них ареста либо об их конфискации, то решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров.
Выпуск таких
товаров возобновляется и производится
в установленном порядке. Если после
изъятия или ареста товары не будут
конфискованы или уничтожены в соответствии
с действующим
Если правообладатель подтверждает, что товары контрафактные, то таможня начинает административное расследование против импортера. Ввоз контрафактных товаров на территорию РФ в целях введения их в гражданский оборот является административным правонарушением (ст. 14.10 КоАП РФ). Аналогичная норма содержится в КоАП Казахстана (ст. 145). Изложенный порядок действий применяется, если товарный знак включен в ТРОИС или ЕТРОИС. [3]
Если правообладатель не успел предпринять действия по включению товарного знака в указанные реестры, защита ему будет предоставлена только в России и Казахстане. Это связано с тем, что в соответствии с законодательством РФ и РК таможенные органы вправе приостановить таможенное оформление товара на основании права ex-oficio (права действовать в силу своего статуса) и сообщить об этом правообладателю, даже если охраняемый товарный знак не включен в ТРОИС или ЕТРОИС. Право действовать ex-oficio законами Беларуси не предусмотрено.
По процедуре ex-oficio таможенные органы РФ вправе приостановить работу по оформлению товаров на срок до 7 рабочих дней с возможностью его продления еще на 10 рабочих дней, в Казахстане - на срок до 3 рабочих дней, который может быть продлен до 10 рабочих дней. В остальном порядок приостановления выпуска в силу ex-oficio ничем не отличается от процедуры, применяемой к зарегистрированным товарным знакам. [3]
Но есть важная особенность - в России таможенное оформление в целях защиты товарного знака приостанавливается по процедуре ex-oficio только один раз. В дальнейшем, если правообладатель желает защищать свой бренд, он должен включить его в таможенный реестр.
Таможенные органы не вправе предъявлять претензии по вопросу соблюдения исключительных прав на товарные знаки:
- к гражданам,
ввозящим товары (даже если те
обладают признаками
- международным почтовым отправлениям, поступающим в адрес граждан;
- дипломатическим работникам.
Кроме того, ч. 2 ст. 328 ТК ТС запрещает проверять на предмет контрафактности грузы, следующие по процедуре таможенного транзита.
В зависимости от сложности дела возможно использование комплекса доказательств, одним из которых является заявление правообладателя.
Однако российские арбитражные суды критично относятся к таким документам, считая правообладателя заинтересованным лицом. Как следствие, суды не воспринимают такие документы как допустимые доказательства.
В связи с этим следует прибегать к иным доказательствам:
- заключению патентного поверенного;
- экспертному
заключению таможенной
Заключение
Таможенный
контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной
собственности, преследует несколько целей:
- защита интересов правообладателей;
- обеспечение
поступления в государственный
бюджет сумм от взимания
- обеспечение
безопасности потребителей
ФТС России активно работает над созданием эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности. Это нашло отражение в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2575-р.
Федеральная таможенная служба ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который способствует предотвращению ввоза на таможенную территорию Таможенного союза контрафактной продукции. Реестр формируется на основании заявлений правообладателей. На 13.02.2013 в нем зарегистрировано 2603объекта интеллектуальной собственности, принадлежащих как российским, так и зарубежным компаниям. Среди них - 2571 товарный знак, 30 объектов авторского права, 2 наименования мест происхождения товаров.
В 2012 году таможенные органы выявили 19,3 млн. единиц контрафактной продукции (всего с 2007 года выявлено 68,5 млн. единиц). Предметами правонарушений чаще всего являлись одежда, обувь, кондитерские изделия, игрушки, косметические средства, автозапчасти, упаковки. Традиционно контрафакт ввозится из стран Юго-Восточной Азии, есть случаи ввоза из Польши, Украины.
Таможенными органами было возбуждено 996 дел об административных правонарушениях. Из них 968 дел – по статье 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака) и 28 дел – по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав).
В результате выявленных случаев перемещения товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности предотвращен ущерб, который мог бы быть нанесен правообладателям, на сумму 2,3 млрд. рублей.
В 2013- 2014 годах ФТС России будет планомерно продолжать выполнение задач поставленных в Стратегии.
Приоритетными задачами остаются активизация деятельности таможенных органов по направлению защиты прав интеллектуальной собственности в рамках разработанных Российской Федерацией инициатив по противодействию международной торговле контрафактной продукцией, а также формирование единых стандартов правоприменительной практики таможенных органов в сфере обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности на всей территории Таможенного союза.
Список литературы
Информация о работе Интеллектуальная собственность: понятие и сущность