Исключительные права в гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе будут рассматриваться важнейшие институты исключительных прав, а именно институт авторского права, институт патентного права, институт средств индивидуализации юридического лица, товаров, работ или услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гражданское право.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Субъекты  патентного права

Субъектами патентного права считаются авторы, патентообладатели, лицензиаты.11

Автор – это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Патентообладатель – лицо, имеющее исключительное право на использование изобретения. Таковыми могут быть: сам автор, работодатель (при служебных изобретениях), лицо, указанное автором в заявке на выдачу патента, правопреемники, договорный патентообладатель – патент может быть передан по договору за плату любому физическому или юридическому лицу.

Лицензиат – лицо, получающее в определенном договором объеме права по использованию изобретения за плату. Лицензионные договоры бывают трех видов: исключительной лицензии, неполной лицензии, открытой лицензии.

Особые субъекты права  на использование изобретения – это преждепользователь и принудительный лицензиат. Они могут использовать изобретение без согласия патентообладателя.

Преждепользователь – лицо, которое до даты приоритета (до подачи заявки другим лицом) самостоятельно создало независимо от автора тождественное изобретение и добросовестно его использовало. Преждепользователь сохраняет право на дальнейшее безвозмездное использование его без расширения объема использования.

Принудительная лицензия выдается любому лицу Высшей патентной  палатой, если патентообладатель в  течение четырех лет не использует изобретение и отказывается заключить  лицензионный договор.

Исключительное право  на использование объектов промышленной собственности принадлежит патентообладателю, поэтому согласно действующему законодательству автор может требовать по своему выбору либо признания лишь своего авторства, либо признания своего авторства с закреплением за ним исключительных прав. Право на получение патента имеют автор, его наследник, а также работодатель, если изобретение, полезная модель или промышленный образец созданы в связи с исполнением служебных обязанностей или выполнением поручения работодателя, при условии, что трудовым договором не предусмотрено иное. При наличии права на получение патента у работодателя автор подает ему уведомление о созданном им изобретении, полезной модели или промышленном образце с описанием сущности с достаточной полнотой и ясностью. Патентообладатель вправе уступить полученный патент либо выдать лицензию на использование. Как патент, так и право на его получение переходят по наследству. Переходят по наследству и права авторов объектов промышленной собственности.

Товарный знак и знак обслуживания

 

Для того чтобы используемое организацией обозначение не могло быть применено третьими лицами для индивидуализации своих товаров / услуг, необходимо обеспечить такому обозначению правовую охрану – зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания.

Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц.

Знак обслуживания – обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» выделяют несколько видов товарных знаков (знаков обслуживания):

1. словесные (слова,  сочетания букв, имеющие словесный  характер, словосочетания, предложения,  другие единицы языка, а также  их сочетания);

2. изобразительные (изображения  живых существ, предметов, природных  и иных объектов, а также фигуры  любых форм, композиции линий,  пятен, фигур на плоскости);

3. объемные (трехмерные  объекты, фигуры и комбинации  линий, фигур);

4. иные обозначения (звуковые, световые и иные обозначения) или их комбинации (комбинации элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных и т.д.)

Товарный знак может  быть зарегистрирован в любом  цвете или цветовом сочетании.

Обладателем исключительного  права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Физическое лицо не может иметь свой товарный знак или знак обслуживания, в силу того, что не является субъектом предпринимательской деятельности, результатом которой и являются товары, работы, услуги.

Кроме того, товарный знак или знак обслуживания может принадлежать не одному лицу, а объединению физических или юридических лиц (союзу, ассоциации или иному добровольному объединения  предприятий). Коллективный знак предназначен для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров или услуг, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

Правовая охрана товарного  знака в Российской Федерации  предоставляется на основании государственной регистрации товарного знака или в силу международных договоров Российской Федерации (для товарных знаках, зарегистрированных в других государствах). То есть пока Ваш товарный знак не зарегистрирован в соответствующем ведомстве, он не защищается действующим законодательством РФ.

Правообладатель вправе использовать зарегистрированный товарный знак и запрещать использование  такого товарного знака другими  лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации  товарный знак без разрешения правообладателя.

Правовая охрана предоставляется  не всем товарным знакам или знакам обслуживания. Для регистрации товарного  знака необходимо, чтобы он имел различительную способность обозначения.

На зарегистрированный товарный знак или знак обслуживания выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет на товарный знак и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

 

Наименование места происхождение товара

 

НМПТ – уникальный объект интеллектуальной собственности, позволяющий в установленном законом порядке закрепить за производителями региона (обеспечивающими определенные качества продукции благодаря природным и / или людским ресурсам) права на данное наименование.

В соответствии со ст. 1516 ГК РФ это «обозначение, содержащее наименование страны, городского или сельского поселения, местности или географического объекта, ставшее известным в отношении товара, особые свойства которого определяются исключительно характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами». Исключительное право на наименование места происхождения товара является «ослабленным», поскольку право пользования может быть закреплено за несколькими хозяйствующими субъектами (в отличие от товарного знака), а права распоряжения эти хозяйствующие субъекты лишены.

Основным отличием от товарного знака является именно связь качества товара с регионом, где выпускается товар. Кроме  того, в отличие от товарных знаков правом на одно и то же НМПТ могут обладать несколько предприятий данного географического региона, выпускающих одну и ту же продукцию, а не строго одно предприятие как в случае с товарными знаками.

Например, наиболее известными в мире НМПТ являются шампанское, коньяк, пармская ветчина, пармезан и др.

Поиск информации о наименованиях мест происхождения товаров

На сайте Роспатента организована поисковая система  по базам данных, содержащих различные  сведения о НМПТ. Так в разделе  «Открытые реестры» находятся несколько баз данных, в том числе: реестр российских наименований мест происхождения товаров.12

Заключение

В данной работе были рассмотрены  лишь некоторые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности в  России. По-моему мнению, их большая  часть локализована сегодня в сфере защиты коммерческой тайны, и защиты авторских прав. В совокупности с низким уровнем стимулирования инновационной активности в стране, а также проблемами, связанными с реформированием науки и образования, вопросы защиты интеллектуальной собственности приобретают для России стратегический характер.

Отсутствие действенных механизмов защиты интеллектуальной собственности  препятствует созданию полноценного экономического оборота объектов интеллектуальной собственности, приводит к недооценке активов предприятий, из-за «утечки» информации наносится вред их деловой репутации и в ряде случаев становится причиной банкротств, «недружественных поглощений». В России действуют специальные фирмы, занимающиеся промышленным шпионажем, конкурентной разведкой и т.п. Механизм защиты коммерческой тайны недостаточно отработан и законодательно урегулирован.

Необходимо пересмотреть меры борьбы с «пиратской» продукций, которой, несмотря на масштабные рейды правоохранительных органов, меньше на рынке не становится.

Сеть Интернет – также представляет собой особую и наиболее сложную область защиты продуктов интеллектуальной собственности. Эти вопросы до конца не отработаны не только в России, но и во всем мире. Однако, 20 июля 2004 г. в Закон об авторском праве и смежных правах внесены изменения, которые вступили в силу с 28 июля 2004 г. И затрагивают проблемы прав в Интернете. (см. Приложение №2)

Не подлежит сомнению, что обеспечение  защиты интеллектуальной собственности  должно быть важнейшим направлением государственной правовой и экономической политики России.

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации
  3. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»
  4. Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г.
  5. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». От 09.07.1993
  6. Богатырев Ф.О. – Состав относительных неимущественных гражданский отношений «Журнал российского права» №11, ноябрь 2002
  7. Учебник «Основы российского права» Москва 1997 г. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин
  8. Учебник «Гражданское право» часть 3. Москва. 1999 г. Под редакцией: доктора юридических наук, профессора А.П. Сергеева, доктора юридических наук, профессора Ю.К. Толстого
  9. Электронная юридическая библиотека ЮристЛиб, находящаяся на сайте http://www.juristlib.ru/
  10. Свободная энциклопедия Википедия, находящаяся на сайте http://ru.wikipedia.org/
  11. База фонда социологических исследований «Общественное мнение», находящаяся на сайте http://www.fom.ru/
  12. Прочие интернет – ресурсы

Размещено на Allbest.ru

 

Курсовая работа

 

Предмет: Международное частное право

 

Тема: «Интеллектуальная собственность  в международном частном праве»

 

Москва 2007

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

1. Интеллектуальная собственность  в международном частном праве

 

1.1. Общее положение……………………………………………………………4

 

1.2. Авторское право в международном  частном праве………………………11

 

1.3. Патентное право…………………………………………………………….28

 

Заключение……………………………………………………………………….30

 

Список литературы………………………………………………………………34

 

Введение

 

В современном международном частном  праве объекты авторского и патентного права стали объединяться в одну общую группу, получившую наименование «интеллектуальная собственность». Это связано с заключением Стокгольмской конвенции 1967 г., учреждаю­щей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Согласно ст. 2 Конвенции, интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против не­добросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, лите­ратурной и художественной областях.[1]

 

Таким образом, перечень объектов, о  которых говорится в Конвенции, не является исчерпывающим. Термин «интеллектуальная  собственность» стал в дальнейшем применяться и во внутреннем законодательстве России, являющейся членом этой авторитетной международной организации, прежде всего в Конституции РФ (ст. 44, 71) и в ГК (часть первая). В ст. 44 Конституции РФ говорится о том, что ин­теллектуальная собственность охраняется законом. Согласно п. «о» ст. 71 Конституции, к исключительной компетенции Российской Фе­дерации относится правовое регулирование интеллектуальной собст­венности.

 

Статья 138 ГК РФ («Интеллектуальная  собственность») признает исключительное право (интеллектуальную собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятель­ности и приравненные к ним средства индивидуализации юридичес­кого лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Информация о работе Исключительные права в гражданском праве