Исковая давность: понятие, правовая природа и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является описание понятия политического режима и его видов.
Исходя из обозначенной цели, задачами данной курсовой работы являются:
-раскрыть понятие политического режима
-выявить признаки политического режима
-рассмотреть основные компоненты политического режима

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 44.40 Кб (Скачать файл)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В заключении данной курсовой работы хотелось бы подвести итоги по данной теме. Как было сказано уже ранее, каждое государство имеет свой политический режим. Режимы осуществления государственной власти отличаются большим разнообразием. Их специфика определяется зависимостью, как от элементов формы государства, так и от иных объективных и субъективных обстоятельств: национальные и исторические традиции, особенности культуры и даже территориальные размеры государства и т. д. 

Несмотря на то, что в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим» и нет единого мнения относительно классификаций политических режимов, все авторы отмечают важное значение классифицирования политических режимов при характеристике государства и определения его формы.

 Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

 

Понятие "политический режим" включает в себя следующие признаки:

- степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

- характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

- место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

- тип политического поведения; характер политического лидерства;

- доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

- политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

- меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

 

Основными компонентами политического режима являются форма и роль государства, принцип легитимности, структура институтов, партийные и избирательные системы.

Классификация политических режимов представляет собой большой интерес и имеет большое значение для теории государства и права. Политических режимов очень много, поскольку на ту, или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов.

В данной работе мы рассматривали деление режимов исходя из самой распространенной их типологизации. В зависимости от характера исполнительных государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают демократический и антидемократический политический режим.

Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

- провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

- решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

- предполагается существование правового государства и гражданского общества;

- выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

- силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

- доминируют методы убеждения, компромисса;

- политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

- гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;

- реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений)

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

К одним из основных видов антидемократического политического  режима относят тоталитарный и авторитарный режим.

Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;

монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;

доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

 

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа.

Основные характеристики авторитарного политического режима:

- в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

- игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

- роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

- суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

- сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

- в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;

- сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";

- существует частичный плюрализм;

- права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

- силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

 

Исходя из названных признаков того или иного режима, можно констатировать, что современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдулаев М. И. Теория государства и права // 2-е изд., дополн. - М.: Финансовый контроль, 2004. — 410 с.

 

  1. Алексеев С. С. , Архипов С. И. и др.. Теория государства и права // Учебник для юридических ВУЗов и факультетов – М.: Норма,1998  - 456 с.

 

  1. Гаджиев К. С. Политология: Учебник для высших учебных заведений // М.: Логос, 2001. – 488 с.

 

  1. Лазарев В. В. Общая теория права и государства: Учебник // 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.

 

  1. Мазутов Н. И. , Малько А. В. Теория государства и права: Учебник // М.: Юристъ, 2004. — 512 с. 

 

  1. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. // Под ред. проф. В. Г. Стрекозова – М.: Интерстиль, Омега-Л. 2006. – 382 с.

 

  1. Цыганков А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика: Учебное пособие. // М.: Интерпракс, 1995 – 175 с.

 

  1. Четвернин В. А. Введение в курс общей теории права и государства: Учебное пособие. М.: ЭКСМО, 2003 – 204 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Исковая давность: понятие, правовая природа и значение