Содержание:
Введение………………………………………………………………………...3
Теоретический вопрос
Реализация имущества…………………………………………………..5
Практическое задание
Задача……………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………….…22
Список использованной литературы………………………………………...23
Введение
За последние годы принято множество
интересных и прогрессивных законодательных
актов, создающих правовую основу для
новых экономических отношений в России.
Однако само по себе число законов не является
самоцелью, поскольку право, не обеспеченное возможностью
принудительного исполнения, превращается
в фикцию. Исполнение – важнейший участок
правовой практики, отражающий эффективность
всего механизма правового регулирования
и способность права воздействовать на
мотивацию и поведение человека. Право,
не реализованное в действиях его субъектов,
хотя и подтверждённое судебным или иным
актом органа гражданской юрисдикции,
является, по сути дела, несуществующим,
и подобная фактическая ситуация не может
считаться нормальной. Данный участок
правовой действительности, связанный
с принудительной реализацией актов органов
гражданской юрисдикции (включая судебные
органы) регулируется нормами исполнительного
производства. Неразработанность или
незавершённость исполнительных процедур
крайне дорого обходится как отдельным
субъектам, так и обществу в целом. В конечном
счёте, оставление без решения ряда существенных
вопросов исполнительного производства
приводит к незащищённости прав собственников,
инвесторов, других заинтересованных
лиц. Тем самым создаётся ситуация, когда
выгоднее быть должником, чем кредитором,
ввиду невозможности для кредитора обеспечить
принудительное осуществление своих прав.
Всё это вынуждает взыскателей прибегать
к не правовым способам разрешения конфликтов
с должниками, обращаться к нелегальным
способам решения проблем, что приводит
к криминализации сферы частного права. Проблема
исполнения судебных и иных актов гражданской
юрисдикции приобретает особую значимость
в связи с вопросом более широкого характера
– об исполнении законов в целом и как
их частного случая – принудительного
исполнения судебных актов.
Оптимальным вариантом должно
быть добровольное исполнение соответствующего
решения обязанными субъектами через
определённую систему действий либо путём
воздержания от их совершения. Однако
в случае отказа от добровольного исполнения
должен среагировать такой юридический
механизм, который обеспечил бы принудительную
реализацию с неотвратимостью наступления
именно такого варианта поведения, который
определён в решении. Исходной предпосылкой
проводимой сегодня реформы исполнительного
производства является привнесение в
систему исполнения современных рыночных
механизмов цивилистического характера
при одновременном сочетании с административными
и уголовно-правовыми мерами воздействия.
Это позволит создать условия для функционирования
полноценной и работающей системы защиты
собственника, инвестора в сфере частного
права и, что особенно важно, изменить
мотивацию деятельности всех участников
сферы исполнения, введя её в правовое
русло. 6 ноября 1997 года вступил в силу новый
федеральный закон Российской Федерации
«Об исполнительном производстве», регулирующий
порядок принудительного исполнения судебных
актов, актов других органов и значительно
укрепляющий гарантии защиты прав граждан
и организаций в исполнительном производстве.
Этот закон принят одновременно с федеральным
законом «О судебных приставах». Закон
«О судебных приставах» определяет правовую
основу деятельности судебных приставов,
требования, предъявляемые к ним при назначении
на эту должность, порядок назначения
и освобождения их от должности, полномочия
органов юстиции по организации деятельности
службы судебных приставов, обязанности
и права судебных приставов, гарантии
их правовой и социальной защиты, финансирование
и материальное обеспечение службы судебных
приставов.
Теоретический вопрос
Реализация имущества:
- подготовка торгов судебным
приставом – исполнителем;
- сроки и порядок проведения
торгов.
Реализация недвижимого имущества путем
проведения торгов - самая ответственная
и сложная процедура исполнительного
производства. К сожалению, данная процедура
не нашла должного развернутого регулирования
в действующих нормативных актах. Пункт
2 ст. 63 Федерального закона «Об исполнительном
производстве» отсылает к порядку проведения
торгов, определяемому ГК. Статьи же 447-449
ГК РФ содержат лишь самые общие положения,
касающиеся организации и проведения
торгов без учета специфики принудительной
реализации имущества должника, хотя в
данном случае необходим нормативный
акт, определяющий единый порядок действий
участников исполнительного производства
и порядок их взаимодействия с учреждениями
юстиции по регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним. Цель торгов - реализация арестованного
имущества по наивысшей предложенной
цене - обеспечивается возможностью участия
в торгах неограниченного круга лиц, желающих
стать собственниками продаваемого имущества. Положения
о торгах и порядке их проведения содержатся
в различных правовых актах. В том числе
в:
ГК (ст. 349, 350, 447-449);
Федеральном законе «Об ипотеке (залоге
недвижимости)»;
Федеральном законе «Об исполнительном
производстве»;
Федеральном законе «О приватизации
государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества
в Российской Федерации». Торги могут проводиться в форме аукциона
и конкурса, которые могут быть открытыми
и закрытыми. Различие между этими двумя
формами определяется функциями того
и другого. Аукцион направлен на выявление
покупателя, способного предложить наивысшую
цену. Задача конкурса - отбор лиц, способных
к наилучшему решению задачи, поставленной
собственником имущества. Общим признаком
обеих форм проведения торгов выступает
состязательность участников, конкурирующих
между собой за право заключить договор
и стремящихся выдвинуть наиболее выгодные
предложения. Состязание участвующих в
аукционе покупателей может проводиться
по разным правилам. Обычно конкурентный
спор между ними, направленный на выявление
победителя, ведется в активной форме
- в порядке выдвижения оферт, превышающих
предыдущую предложенную цену выставляемого
на торги имущества. В этом случае лицом,
выигравшим аукцион, становится последний
оферент, предложивший наивысшую цену.
Другой способ заключения сделок на аукционе
основан на пассивной конкуренции покупателей
- вместо повышения начальной цены участниками
аукциона применяется ее постепенное
снижение аукционистом от уровня, превышающего
в 2-3 раза среднюю рыночную цену, до уровня
ее первого акцепта одним из участников,
который, однако, не может быть ниже назначенного
продавцом до начала аукциона. Здесь выигравшим
аукцион становится первый оферент. Статья
87 Федерального закона «Об исполнительном
производстве» устанавливает правило
о том, что «продажа недвижимого имущества
должника осуществляется путем проведения
торгов», но не определяет форму их проведения. По
смыслу ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном
производстве» форма проведения торгов
определяется самим судебным приставом-исполнителем.
На практике торги по реализации арестованного
недвижимого имущества проводятся в форме
открытого аукциона. Закрытые торги назначаются
судебным приставом-исполнителем при
наличии объективных оснований, как то:
особая социальная или экономическая
значимость объектов недвижимости, а также
существующие ограничения в обороте (объекты
мобилизационного значения). Аукционы
и конкурсы согласно ст. 448 ГК РФ могут быть
открытыми и закрытыми. Понятие открытых
и закрытых аукционов и конкурсов по-разному
раскрывается в действующих правовых
актах. Критерию открытости (возможности
участвовать любому лицу) отвечает понятие
«публичных торгов», используемое в законодательстве
(ст. 56 Федерального закона «Об ипотеке
(залоге недвижимости)»). Однако критерий
открытости в отдельных случаях подвергается
ограничениям, направленным на отстранение
от участия в публичных торгах отдельных
категорий лиц. Федеральным законом «Об
исполнительном производстве» не устанавливается
каких-либо ограничений по субъектному
составу лиц, участвующих в проведении
публичных торгов. На публичных торгах,
в любом случае, имеют право присутствовать
лица, имеющие право пользования продаваемым
имуществом или вещные права на это имущество. Критерий
«закрытости» аукционов и конкурсов согласно
ст. 448 ГК РФ следует понимать как избирательный
подход к кругу лиц, допускаемых к участию
в них: таковыми названы особо приглашенные
для этой цели лица. Закрытыми, следует
признать и публичные торги, проводимые
в так называемых закрытых административно-территориальных
образованиях. На таких торгах имеют право
участвовать, а точнее, смогут принять
участие и приобрести имущество только
граждане Российской Федерации, постоянно
проживающие на территории данного закрытого
административно-территориального образования,
и юридические лица, расположенные и зарегистрированные
на данной территории (п. 2 ст. 8 Закона Российской
Федерации «О закрытом административно-территориальном
образовании»). Участие других граждан
и юридических лиц в совершении сделок
с недвижимым имуществом допускается
по решению органа местного самоуправления
данного образования, согласованному
с органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и федеральными
органами исполнительной власти, в ведении
которых находятся предприятие и (или)
объекты, по роду деятельности которых
создано закрытое административно-территориальное
образование. Учитывая большое значение
недвижимости в гражданском обороте, ГК
РФ закрепляет ряд особенностей правового
режима недвижимого имущества: 1. право
собственности и другие вещные права на
недвижимость, ограничения этих прав,
их возникновение, переход и прекращение
подлежат обязательной государственной
регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ); 2. обязательство,
предметом которого является недвижимость,
по общему правилу исполняется в месте
ее нахождения; 3. право собственности на
вновь создаваемое или передаваемое по
договору недвижимое имущество возникает
с момента государственной регистрации
этой недвижимости (ст. 219 ГК РФ) либо перехода
права собственности на нее к покупателю
(ст. 551 ГК РФ); 4. установлен особый порядок
приобретения права собственности на
бесхозяйные недвижимые вещи (ст. 225 ГК
РФ) и более длительные сроки приобретательной
давности на недвижимое имущество (ст. 234
ГК РФ); обращение взыскания на заложенное
недвижимое имущество (ст. 349 ГК РФ); распоряжение
государственного и муниципального предприятия
принадлежащим им недвижимым имуществом
(ст. 295 ГК РФ); 5. действуют специальные правила
совершения сделок с недвижимостью, предусматривающие
зависимость прав на земельный участок
от прав на недвижимость. Если продается
или сдается только земельный участок,
владелец недвижимости сохраняет право
пользования той его частью, которая занята
этой недвижимостью и необходима для ее
использования, на предусмотренных договором
условиях, а при их отсутствии - право ограниченного
пользования (сервитут) (ст. 552, 553, 652, 653 ГК
РФ).
Сроки и порядок проведения торгов.
Общий срок, в течение которого арестованное
имущество должно быть реализовано, составляет
два месяца со дня его передачи. Если имущество
должника не было реализовано в течение
одного месяца со дня его передачи на комиссионных
началах или в случае признания первых
торгов не состоявшимися, Росимущество
или специализированные организации уведомляют
об этом судебного пристава-исполнителя,
который выносит постановление о снижении
цены на пятнадцать процентов. Когда имущество
должника не было продано в течение одного
месяца после снижения цены, то судебный
пристав-исполнитель направляет взыскателю
предложение оставить это имущество за
собой. В случае отказа взыскателя от имущества
должника либо не поступления от него
уведомления о решении оставить нереализованное
имущество за собой имущество предлагается
другим взыскателям. При отсутствии таковых
или отсутствии их решения оставить нереализованное
имущество за собой - возвращается должнику. Датой
окончания процесса реализации арестованного
имущества является дата перечисления
денежных средств на соответствующий
счет отдела территориального органа
Федеральной службы судебных приставов,
либо дата акта приема-передачи (возврата)
имущества, либо, в случае если имущество
отозвано и на реализацию не передавалось,
дата постановления об отзыве арестованного
имущества с реализации.
Таким образом, реализация арестованного
имущества должника производится в установленные
законом порядке и сроки при участии не
только службы судебных приставов, но
и Федерального агентства по управлению
государственным имуществом, а также специализированных
организаций. Во всех случаях обращения
взыскания на недвижимое имущество должника
реализация этого имущества производится
путем продажи с публичных торгов. Новым
в реализации имущества стало правило
о том, что сам судебный пристав-исполнитель
не вправе продавать имущество должника.
В соответствии с п. 1 ст. 62 Федерального
закона «Об исполнительном производстве»
правом проведения торгов недвижимым
имуществом наделены только специализированные
организации. В соответствии с требованиями
Постановления Правительства РФ от 19.08.2002 г.
№ 260, правом на реализацию арестованного
имущества должников, в том числе недвижимости,
наделено Государственное учреждение
при Правительстве РФ - Российский Фонд
Федерального имущества (далее - РФФИ).
Статус специализированной определяется
путем аккредитации организации при РФФИ.
Сам же процесс торгов происходит на основании
договора-поручения, заключаемого между
территориальным органом РФФИ (СМО РФФИ)
и специализированной организацией. Обязательным
действием, совершаемым судебным приставом-исполнителем
при подготовке торгов, является принятие
судебным приставом-исполнителем постановления
«о назначении специализированной организации
и передаче на реализацию», а также направление
в адрес СМО РФФИ заявки на проведение
торгов с указанием рыночной стоимости
арестованной недвижимости, выставляемой
на торги. После чего осуществляется передача
арестованного имущества в натуре путем
составления акта приема-передачи между
судебным приставом-исполнителем и специализированной
организацией. Одной из особенностей договора
продажи недвижимости является придание
существенного значения таким его условиям,
как предмет и цена. Поэтому в заявке должны
быть указаны данные, которые позволяют
точно установить недвижимое имущество,
подлежащее передаче покупателю, в том
числе данные, определяющие расположение
его на земельном участке либо в составе
другой недвижимости (ст. 554 ГК РФ). Заявка
также обязательно должна содержать стартовую
цену реализуемого имущества, определяемую
в соответствии с требованием ст. 52 Федерального
закона «Об исполнительном производстве».
В ст. 62 Федерального закона «Об исполнительном
производстве» определен обязательный
перечень документов, прилагаемых судебным
приставом-исполнителем к заявке, это: Копия
исполнительного документа. Копия акта
ареста имущества, составленного судебным
приставом-исполнителем. Документы, характеризующие
объект недвижимости. Копии документов,
подтверждающих право пользования земельным
участком или право собственности на него,
в случае продажи отдельно стоящего здания. Копии
исполнительного документа и акта о наложении
ареста на имущество снимаются судебным
приставом-исполнителем с подлинных документов
и заверяются подписью судебного пристава-исполнителя
и печатью подразделения судебных приставов. К
документам, характеризующим объект недвижимости,
относятся как правоустанавливающие документы
(различные виды гражданско-правовых договоров
на приобретение имущества, свидетельство
о праве собственности и др.), так и документы,
содержащие технические характеристики
строения (технический паспорт, паспорт
на здание, справки БТИ и т.п.). Указанные
правоустанавливающие документы могут
быть истребованы судебным приставом-исполнителем
непосредственно у должника или в органах,
осуществляющих государственную регистрацию
сделок с недвижимостью. Это относится
и к документам, содержащим технические
характеристики строений. По смыслу п. 3
ст. 62 Федерального закона «Об исполнительном
производстве» указанные документы должны
быть предоставлены в подлинниках. К документам,
которые подтверждают право пользования
земельным участком или право собственности
на него, относятся акты о землеотводе,
свидетельство о праве собственности
на землю, свидетельство о праве постоянного
(бессрочного) пользования на землю, свидетельство
о праве срочного пользования на землю,
свидетельство о праве пожизненного (наследуемого)
владения на землю. Указанные документы
могут быть истребованы судебным приставом-исполнителем
как непосредственно у должника, так и
в соответствующих комитетах по земельным
ресурсам и землеустройству и предоставляются
в виде копий. Документы, подтверждающие
право пользования земельным участком
или право собственности на него, предоставляются
в случае продажи отдельно стоящего здания. При
продаже права на объект незавершенного
строительства также дополнительно прилагаются: Копия
решения об отводе земельного участка
(она истребуется непосредственно у должника
или в органах по земельным ресурсам). Копия
разрешения органа государственной власти
и (или) органа местного самоуправления
на строительство, которая может быть
истребована как непосредственно у должника,
так и в органах местного самоуправления
в архитектурной службе. По смыслу ст. 87
Федерального закона «Об исполнительном
производстве» в заявке о проведении торгов
недвижимым имуществом судебный пристав-исполнитель
должен указать форму проведения торгов. Одной
из самых серьезных проблем, приводящей
к невозможности реализации недвижимого
имущества, является отсутствие государственной
регистрации права собственности должника. В
приложении к Информационному письму
Президиума Высшего арбитражного Суда
РФ от 16.02.2001 г. №59 «Обзор практики разрешения
споров, связанных с применением Федерального
закона «О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним» приведен пример вынесенного судом
решения, касающегося вопроса реализации
с торгов незавершенного строительством
объекта. Принципиально важным в данном
случае является вывод суда: объект не
может быть продан с публичных торгов
в порядке исполнительного производства
до тех пор, пока право собственности должника
на данный объект не будет зарегистрировано
самим должником или судебным приставом-исполнителем. Реализация
арестованного имущества является мерой
принудительного исполнения, и осуществляется
она судебным приставом-исполнителем
на основании федерального закона от лица
государства, независимо от желания и
воли должника, то есть носит публичный
характер. Если должник в добровольном
порядке не подал заявления и не зарегистрировал
свои права, то именно судебный пристав-исполнитель
наделен полномочиями и обязан сам зарегистрировать
права должника, поскольку без таковой
регистрации невозможно проведение торгов. Кроме
того, иногда у судебного пристава-исполнителя
на стадии передачи арестованного недвижимого
имущества на реализацию возникают сложности
с квалификацией (гражданско-правовой
оценкой) представленных правоустанавливающих
документов. Так, согласно ст. 554 ГК РФ, в
договоре продажи недвижимого имущества
должны быть указаны данные, позволяющие
определенно установить недвижимое имущество,
подлежащее передаче покупателю по договору,
в том числе данные, определяющие расположение
недвижимости на соответствующем земельном
участке либо в составе другого недвижимого
имущества. При отсутствии этих данных
в договоре условие о недвижимом имуществе,
подлежащем передаче, считается не согласованным
сторонами, а соответствующий договор
не считается заключенным. Таким образом,
для реализации имущества, переданного
по заявке необходим один из следующих
правоустанавливающих документов: · договор
купли-продажи или иная сделка в отношении
недвижимого имущества, совершенная в
соответствии с законодательством, действовавшим
в месте расположения объекта недвижимого
имущества на момент совершения сделки,
или; · акт (свидетельство) о приватизации
нежилого помещения, совершенное в соответствии
с законодательством, действовавшим в
месте осуществления приватизации на
момент ее совершения, или; · вступившее
в законную силу судебное решение, или; ·
акт (свидетельство) о правах на недвижимое
имущество, выданные уполномоченными
органами государственной власти в порядке,
установленном законодательством, действовавшим
в месте издания таких актов на момент
их издания, или; · иной акт передачи прав
на недвижимое имущество и сделок с ним
заявителю от прежнего правообладателя
в соответствии с законодательством, действовавшим
в месте передачи на момент ее совершения. По
своей юридической сущности извещение
о проведении торгов является односторонней
сделкой, порождающей соответствующие
последствия. Так, между лицом, получившим
извещение о проведении торгов, и организатором
этих торгов устанавливается обязательственное
правоотношение, в силу которого лицо,
изъявившее желание участвовать в торгах,
имеет право требовать от организатора
торгов принятия и рассмотрения его предложения.
Однако в силу п. 4 ст. 448 ГК РФ организатор
открытых торгов, сделавший извещение
(если иное не установлено в законе), вправе
отказаться от проведения аукциона в любое
время, но не позднее чем за 3 дня до наступления
даты его проведения, а конкурса - не позднее
чем за 30 дней до его проведения. В случаях,
когда организатор открытых торгов отказался
от их проведения с нарушением указанных
сроков, он обязан возместить участникам
понесенный ими реальный ущерб. Организатор
же закрытого аукциона или закрытого конкурса
обязан возместить приглашенным им участникам
реальный ущерб независимо от того, в какой
именно срок после направления извещения
последовал отказ от торгов. Вместе с тем
определенные обязательные условия возлагаются
и на участников торгов. Они обязаны внести
задаток в том размере, сроке и порядке,
которые указаны в извещении о проведении
торгов. Эта обязанность возлагается на
участников торгов с той целью, чтобы отсечь
от торгов недобросовестных участников
гражданского оборота и тем самым обеспечить
выполнение обязательств, возникших в
результате проведения торгов. Если торги
не состоялись, задаток подлежит возврату.
Задаток возвращается также тем, кто участвовал
в торгах, но не выиграл их. Организатор
торгов, даже несущий обязанность возмещения
ущерба, причиненного отказом от их проведения,
возвращает принятый задаток в одинарном,
а не в двойном размере (как это имело бы
место согласно общим правилам ст. 381 ГК
РФ). Такой подход следует объяснять тем,
что ни в момент извещения потенциальных
участников торгов, ни в момент внесения
ими задатка между будущими участниками
торгов и их организатором не возникает
еще то обязательство, на создание которого
направлены торги, - обязательство заключить
договор. Такое обязательство возникает
лишь между организатором и победителем
торгов. При заключении договора с лицом,
выигравшим торги, задаток засчитывается
в счет исполнения обязательств по договору. Перед
началом торгов организатор и участники
подписывают предварительное соглашение,
в котором особо оговаривается тот факт,
что ни организатор, ни заказчик торгов
не несут ответственности за качество
продаваемого имущества. Следовательно,
правила ст. 475 ГК РФ, согласно которым покупатель
по своему выбору имеет право потребовать
от продавца: соразмерного уменьшения
покупной цены; безвозмездного устранения
недостатков имущества в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение
недостатков имущества, не применяются.
На торгах действует принцип «осмотрено
- одобрено». Это же условие должно быть
продублировано в протоколе торгов. Лицо,
выигравшее торги, и их организатор подписывают
в день проведения аукциона протокол о
результатах торгов, который имеет силу
договора. Лицо, выигравшее торги, при
уклонении от подписания протокола утрачивает
внесенный им задаток. Организатор торгов,
уклонившийся от подписания протокола,
обязан возвратить задаток в двойном размере,
а также возместить выигравшему торги
лицу убытки, причиненные участием в торгах,
в части, превышающей сумму задатка. В результате
проведения торгов между победителем
и организатором торгов устанавливается
обязательство по заключению соответствующего
договора. В рамках этого обязательства
победителю торгов принадлежит право
требовать заключения с ним договора.
Само же обязательство по передаче недвижимого
имущества возникает из сложного юридического
состава: проведения торгов и заключенного
по их результатам договора. Поскольку
договор в таких случаях заключается на
основе проведения торгов, его действительность
зависит от действительности проведенных
торгов. Если торги, проведенные с нарушением
установленных законом правил, будут признаны
судом недействительными по иску заинтересованного
лица, недействительным признается и договор,
заключенный с лицом, выигравшим торги
(ст. 449 ГК РФ). Торги согласно ст. 90 Федерального
закона «Об исполнительном производстве»
должны быть проведены в двухмесячный
срок со дня получения специализированной
организацией соответствующей заявки
судебного пристава-исполнителя. После
поступления денежных средств от реализации
недвижимости, специализированная торгующая
организация - СМО РФФИ в установленный
договором срок (как правило 3 дня) перечисляют
всю сумму на депозитный счет соответствующего
территориального подразделения судебных
приставов и предъявляют вместе с отчетом
о торгах счет на оплату вознаграждения
в размере (5% от продажной цены), а также
расходов, связанных с реализацией. Далее
судебный пристав-исполнитель, выносит
постановление «о распределении взысканных
денежных средств», на основании которого
деньги в 7-дневный срок перечисляются
взыскателям, СМО РФФИ, на погашение расходов
по совершению исполнительных действий. После
чего, судебный пристав-исполнитель принимает
постановление о снятии ареста с реализованного
недвижимого имущества для государственной
регистрации права собственности за приобретателем. Торги,
как и любая сделка, могут быть оспорены.
С иском в суд о признании торгов недействительными
по причине проведения их с нарушением
установленных законом правил могут обращаться
заинтересованные лица. Это правило подлежит
расширительному толкованию, так как с
указанным иском в суд могут обращаться
не только участники конкурса и аукциона,
но и лица, которым было отказано в участии
в торгах. В этом случае незаконный отказ
в участии в конкурсе (аукционе) может
служить основанием для признания результатов
публичных торгов недействительными.
Публичные торги, проведенные в порядке,
установленном для исполнения судебных
актов и актов других органов (ст. 1 Федерального
закона «Об исполнительном производстве»),
могут быть признаны недействительными
в случае нарушения правил проведения
торгов, установленных законом (п. 27 постановления
Пленума Высшего Арбитражного Суда от
25 февраля 1998 г. №8). При оценке обстоятельств,
которые могут привести к нарушению правил
проведения торгов и послужить основанием
к признанию торгов недействительными,
можно руководствоваться Постановлением
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 2 декабря 1993 г. №32, где, указывается
на случаи признания недействительными
торгов между юридическими лицами. В силу
ст. 405 ГК РФ публичные торги могут быть
признаны судом недействительными: если
имущество было продано лицу, не имевшему
права участвовать в торгах; в случае допущения
судебным приставом-исполнителем, взыскателем
или покупателем злоупотреблений; в случае
нарушения процедуры торгов. К нарушениям
установленных правил судебная практика
относит проведение торгов ранее предусмотренных
сроков, отсутствие надлежащего оповещения
о торгах и т.п. Споры о признании таких
торгов недействительными рассматриваются
по правилам, установленным для признания
недействительными оспоримых сделок (п. 27
Постановления Пленума Высшего Арбитражного
Суда от 25 февраля 1998 г. №8). Признание торгов
недействительными влечет недействительность
договора, заключенного с лицом, выигравшим
торги. Но в этом случае наступают также
и последствия признания сделки недействительной.
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка
не влечет юридических последствий и каждая
из сторон обязана возвратить другой все
полученное по сделке, а в случае невозможности
возвратить полученное в натуре - возместить
его стоимость в деньгах, если иные последствия
недействительности сделки не предусмотрены
законом (п.п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ). На практике
нередки случаи признания торгов не состоявшимися.
В п. 5 ст. 447 ГК РФ указывается, что аукцион
и конкурс, в котором участвовал только
один участник, признаются несостоявшимися.
Судебная практика также констатирует
фактическое отсутствие торгов при совершении
сделки, если в торгах не принимали участие
хотя бы два покупателя. При наличии только
одного покупателя исчезает главный признак
обеих форм проведения торгов (аукциона
и конкурса) - состязательность участников,
конкурирующих между собой, и торги теряют
всякий смысл. Публичные торги должны быть
объявлены несостоявшимися не позднее,
чем на следующий день после того, как
имело место одно из указанных обстоятельств. О
признании торгов не состоявшимися продавец
составляет соответствующий отчет, который
направляется судебному приставу-исполнителю.
Практическое задание
Задача
Как быть, если в процессе исполнения
исполнительного документа изменилось место жительства
должника, место его работы или место его
нахождения, либо выяснилось, что имущество
должника, на которое можно обратить взыскание,
по прежнему месту нахождения отсутствует
или его недостаточно для удовлетворения
требований взыскателя?
Решение:
Если в процессе исполнения
исполнительного документа изменились
место жительства должника, место его
работы или место его нахождения, либо выяснилось,
что имущество должника, на которое можно
обратить взыскание по прежнему месту
нахождения, отсутствует или его недостаточно
для удовлетворения требований взыскателя,
судебный пристав-исполнитель незамедлительно
составляет об этом акт и не позднее следующего
дня после дня его составления направляет
исполнительный документ вместе с копией
этого акта судебному приставу-исполнителю
по новому месту жительства должника,
месту его работы, месту его нахождения
либо по новому месту нахождения имущества
должника, о чем одновременно извещает
взыскателя, суд или другой орган, выдавший
исполнительный документ. Судебный пристав-исполнитель
может совершать исполнительные действия
на территории, на которую не распространяются
его функции, если в процессе исполнения
исполнительного документа возникла такая
необходимость. В этом случае судебный
пристав-исполнитель, составив акт, направляется
на указанную территорию. В течение суток
по прибытии он уведомляет о необходимости
совершения исполнительных действий на
данной территории соответствующую службу
судебных приставов, которая либо оказывает
содействие прибывшему судебному приставу-исполнителю,
либо отказывает ему в этом и поручает
дальнейшее исполнение исполнительного
документа судебному приставу-исполнителю,
действующему на данной территории. В
случае отказа прибывший судебный пристав-исполнитель
обязан передать исполнительный документ
в службу судебных приставов по месту
дальнейшего совершения исполнительных
действий с извещением об этом взыскателя,
суда или другого органа, выдавшего исполнительный
документ. Исполнительный документ, направленный
(переданный) одной службой судебных приставов,
одним подразделением или судебным приставом-исполнителем
в другие службы судебных приставов, подразделения
или другому судебному приставу-исполнителю,
должен быть принят к исполнению теми,
кому он направлен (передан). Споры о месте
совершения исполнительных действий между
службами судебных приставов, подразделениями
или судебными приставами-исполнителями
не допускаются (Федеральный закон «Об исполнительном
производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Заключение
Федеральные законы «Об исполнительном
производстве» и «О судебных приставах»
являются значительным шагом вперёд в
развитии исполнительного законодательства и становлении гражданского
исполнительного права. Постепенное их
совершенствование с учётом юридической
практики, прежде всего судебной, позволит
разрешить поставленные здесь и многие
другие вопросы, более полно защищать
права и интересы участников гражданского
оборота, гарантируя их юридическую безопасность. Модель реализации имущества
должника далека от идеальной, прописанной
в законодательстве. Нередко взыскателю
приходится применять дополнительные
меры для оперативного решения задач по
реализации имущества, обращаться к профессиональным
юристам, которые, благодаря своему опыту
и знаниям, организовывают и контролируют
процесс передачи имущества от должника
и процесс его реализации.
Список использованной литературы:
1. Постановление Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации
от 2 декабря 1993 г. № 32.
2. Федеральный закон «Об исполнительном
производстве».
3. Федеральный закон «О судебных
приставах»
4. Гражданский кодекс Российской
Федерации. Части первая. Вторая, третья
и четвертая. – М.: Эксмо, 2009. – 672 с.
5. Морозов, И.Б., Треушников,
А.М. Исполнительное производство
/ Изд-во: Городец - издат, 2009.
6. Ярков В.В., Комментарий к ФЗ
«Об исполнительном производстве» и «О
судебных приставах», М., Юрист, 2009.