Исторические условия возникновения права цивилизации Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 14:18, реферат

Краткое описание

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи возникновение права связано с национальными или, скорее, индивидуальными особенностями каждого народа, однако общие закономерности в значительной мере совпадают в истории большинства народов мира.

Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности организации деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношений, а также в управлении обществом. Такая урегулированность, подчиняющая всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения, или социальных норм.

Вложенные файлы: 1 файл

Исторические условия возникновения права цивилизации Древнего Востока.docx

— 37.51 Кб (Скачать файл)
  1. Исторические условия возникновения права цивилизации Древнего Востока. 
     
    Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи возникновение права связано с национальными или, скорее, индивидуальными особенностями каждого народа, однако общие закономерности в значительной мере совпадают в истории большинства народов мира. 
     
    Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности организации деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношений, а также в управлении обществом. Такая урегулированность, подчиняющая всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения, или социальных норм. 
     
    Процесс происхождения права, как и государства, занимал целые эпохи, испытывал различные внешние влияния, «приливы и отливы», обусловленные борьбой родового строя с нарождавшимися отношениями цивилизации. 
     
    Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой нарождающегося права был правовой обычай, поддерживаемый как жречеством, так и государством. Происхождение права подчинено действию тех же закономерностей, что и возникновение государства. Оно порождено теми же условиями: общественное разделение труда, наличие излишков продуктов труда, частная собственность, эксплуатация, имущественное неравенство, появление классов рабов и рабовладельцев. 
     
    Здесь, однако, требуется уточнение. Далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства раннеземледельческих обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах основой раннеземледельческого хозяйства служил труд свободных рядовых общинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления земледельческими работами и распределения продуктов в виде создания аппарата учета и распорядительных функций. Важное место занимали в такой дифференциации воинские функции, выполнение которых приводило к делению на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное и культурное влияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия (страты). 
     
    Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов-государств, где основное земледельческое население попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока. Рабство в этих обществах носило первоначальный дворцовый или семейный характер и лишь позднее использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов).  
     
    Исторически мораль — первый способ социальной регуляции, который направлен на согласование действий индивидов, составляет их некоторую общность. Право возникает как совокупность новых социальных норм, оно появляется одновременно с государством в качестве обязательных правил поведения, ими формулируемых, применяемых и охраняемых от нарушения. Вначале оно действует в виде фиксированных обычаев, выгодных имущему сословию, позднее их дополняют и заменяют нормы права, законы. Правовые предписания заняли ведущее место среди других социальных норм: обычаев, традиций, норм морали, религиозных канонов.  
     
    Таким образом право можно рассматривать как явление той цивилизации, которая сложилась в государствах Древнего Востока. Уже в самых первых памятниках права проглядывает нацеленность на установление единого, стабильного, целесообразного порядка поведения людей, разумного решения конфликтов, на учет интересов различных лиц, участников данных отношений, защищенность и гарантированность их прав. 
     
    Внимательный анализ обнаруживает в юридических документах, прежде всего в памятниках права, стремление утвердить в жизни: 
     
    ·     справедливость (охватывающую истину и правду; не случайно поэтому многие памятники права так и назывались — «правды»); 
     
    ·     мудрость (и видимо, оправданно то, что многие служители права, правосудия зачастую слыли мудрецами); 
     
    ·     реализм и жизненность (и потому юридическое регулирование проникает во все сложности жизни, касается деталей и подробностей человеческих отношений, стремится учесть всевозможные жизненные интересы). 
     
    Даже в древнейших законодательных документах порой встречаются обобщающие формулировки, затрагивающие сами основы права. Вот как, например, обосновывалось издание Сборника законов царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.): «Для того, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого». В древнеиндийских Законах Ману говорилось: «Если бы царь не налагал неустанно наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле». Право есть также явление культуры, это выражается прежде всего в том, что право в специфическом виде отражает жизнь во всех ее сложных проявлениях. Право выраженное в законах, вбирает в свои формализованные положения целый мир. Мир очень сложных человеческих отношений чрезвычайно широкого диапазона — от главных и глубинных пластов жизни (экономической организации общества, структуры политической власти и др.) до самых что ни на есть прозаических, житейских, семейных, бытовых вопросов. 
     
    При этом юридические нормы ориентируются на основы качественного состояния общества, говорят о том, каковы должны быть поступки людей. Они призваны наперед регламентировать поведение людей, определять, что «можно», а что «нельзя», причем с таким расчетом, чтобы разрешались всевозможные конфликты, столкновение интересов, страстей. В этом и состоит удивительное своеобразие законодательных положений. 
     
    Недаром законы прошлых эпох — Законы Хаммурапи, Законы Ману являются своего рода окошками в прошедшие времена, позволяют увидеть существовавшие тогда отношения, нравы, конфликты; словом, наглядно и зримо увидеть прошлое.  
     
    Поэтому именно те конкретные исторические условия и определили особенности права стран Древнего Востока. 
     
    Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тыс. до н.э. это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры. Политический строй раннеклассовых обществ Древнего Шумера представлял собой города-государства, результат объединения общин. Их насчитывалось несколько десятков. И.М. Дьяконов относил их по форме правления к аристократическим республикам. Между городами существовала конкуренция за господствующее положение. 
     
    Главы государств Древнего Шумера — энси и лугали — избирались сходкой, народным собранием граждан, либо советом старейшин, что свидетельствует о пережитках патриархально-родовой демократии. 
     
    Процесс становления централизованных государств в Древней Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, затянулся на столетия. Мелкие города-государства противились централизации, между ними велась борьба за гегемонию. 
     
    Вавилонский царь Хаммурапи создал мощную централизованную державу, которая стала типичной восточной деспотией. Реформы Хаммурапи повлияли на социально-экономическое устройство государства, его систему управления и право. Есть все основания полагать, что этот правитель был незаурядной личностью. 
     
    Централизация власти прослеживается и в том, что по Законнику Хаммурапи судебная система перешла под контроль царской администрации, роль общинных судов резко ограничилась. Это была коренная реформа правосудия. 
     
    Старовавилонское царство из деспотической монархии превратилось в многонациональную империю, что закреплялось в официальном титуле: царь Шумера и Аккада, «отец амореев». Объединение мелких государств в крупную державу с централизованным управлением, с единой системой законов имело положительное значение для организации ирригационных работ, орошения, водообеспечения. 
     
    Древний Вавилон по устройству и политическому режиму являлся деспотическим государством. Во главе древневавилонской империи был царь Хаммурапи, ему подчинялся весь бюрократический аппарат, он подчинил себе жреческую организацию вместе с их храмами, сам назначал и контролировал деятельность служителей культа.  
     
    Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тыс. до н.э. государство в Египте существовало. 
     
    Разложение общинных порядков происходило в Египте медленно, и тем самым тормозилось развитие частнособственнических отношений и рабовладельческого строя. Во времена, предшествовавшие образованию объединенного государства, Египет распадался на несколько десятков отдельных областей (номов), которые в последующей истории Египта не раз проявляли склонность к обособлению. 
     
    История древнегреческого государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. 
     
    Раннее царство. Египетское государство этого периода еще напоминает древний и достаточно примитивный племенной союз. 
     
    В эпоху Древнего царства государственная власть оформляется в виде восточной деспотии. Ее отличительными чертами является централизация управления, использование аристократического чиновничества и укрепление авторитета фараона при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний. В руках царя была сосредоточена неограниченная власть. Все важные дела в государстве: мероприятия по орошению, суд, назначение и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, мероприятия по судоходству, государственное строительство и разработка горных недр — все осуществлялось по приказам царя. Важнейшие должности в государстве — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов — занимали, как правило, члены царского дома. 
     
    Во второй половине Древнего царства на местах стали выдвигаться номовые владетельные роды. К концу Древнего царства значение местной знати усиливается. Ее поддерживают широкие круги населения. В результате страна распадается на полунезависимые области. Общеегипетская власть фараонов приходит в упадок во времена Среднего царства. 
     
    Новое царство характеризуется усилением могущества государственной власти. В результате войн территория Египта увеличивается, и он становится огромной державой. Многочисленные войны способствовали развитию рабства. Рабовладельческие отношения в Египте в период Нового царства достигли вершины своего развития и сравнительно глубоко проникли в общество. Особенностью общественных отношений в Новом царстве является возвышение жречества. С ростом богатства высшего жречества происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти. Жречество превращается в замкнутую наследственную касту. 
     
    В период Позднего царства резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже себя в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных. Значительная часть населения по-прежнему находилась в зависимом состоянии от казны, храмов, знати. Ухудшается положение ремесленников. Привилегированным сословием наряду со жречеством становится воинское. Костяк местной знати по-прежнему составляли номархи и городские правители. Прочие представители чиновной знати мало чем отличались от своих предшественников: это были верховный сановник, начальник сокровищницы, начальник казны, начальник работ, судьи и т.д. Особое место занимали египетские военачальники. 
     
    Первые государства на территории Индии возникли во II тыс. до н.э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада. 
     
    Первое время большую роль продолжали играть народные собрания, оказывающие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя. Органы племенной администрации постепенно превращаются в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником царя. Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани). Так, на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик. 
     
    Особое место в истории Индии занимает магадско-маурийский период (IV-III вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства. 
     
    С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий-варн. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия. Таким образом, с течением времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты). Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации. 
     
    Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. 
     
    К эпохе Маурьев оформилась концепция «чакравартина» — единоправителя, власть которого распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Царь сам назначал крупных государственных чин<span class="List_0020Paragraph__Char

Информация о работе Исторические условия возникновения права цивилизации Древнего Востока