Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:37, доклад
С конца 17 в. первенствующую роль в защите прав человека стала играть Англия. С одной стороны, после гражданских войн XVII века, согласно Habeas Corpus Act 1679 (закону о неприкосновенности личности) и ряду других законов, были окончательно ликвидированы претензии королевской власти на абсолютную власть и создан режим «правления права», защищающий свободу совести, слова, печати, права собственности и т.д. С другой стороны, именно теперь права человека получили теоретическое обоснование в трудах Джона Локка. Этот мыслитель впервые четко сформулировал идею «естественных прав»: человек является высшей социальной ценностью, он «от природы» обладает неотъемлемыми правами на жизнь, на свободу и другими, которые не могут быть никем отняты.
Бойкова Олеся 9 «б» класс. Семинарное занятие
История борьбы за права человека.
Борьба за права человека.
С конца 17 в. первенствующую роль в защите прав человека стала играть Англия. С одной стороны, после гражданских войн XVII века, согласно Habeas Corpus Act 1679 (закону о неприкосновенности личности) и ряду других законов, были окончательно ликвидированы претензии королевской власти на абсолютную власть и создан режим «правления права», защищающий свободу совести, слова, печати, права собственности и т.д. С другой стороны, именно теперь права человека получили теоретическое обоснование в трудах Джона Локка. Этот мыслитель впервые четко сформулировал идею «естественных прав»: человек является высшей социальной ценностью, он «от природы» обладает неотъемлемыми правами на жизнь, на свободу и другими, которые не могут быть никем отняты. Индивидуалистическая идеология эпохи Просвещения стала рассматривать отклонение человека от общепринятой нормы не как ущербность, а как проявление его личности, развитие которой идет на пользу не только самому индивиду, но и обществу.
Следующий
шаг в развитии
понимания прав человека
был сделан в конце
XVIII, после того, как
идеи французских либеральных
мыслителей эпохи Просвещения
стали практическим
руководством для лидеров
американской войны
за независимость и
Великой французской
революции. Уже в американской
Декларации независимости 1776
содержалась ставшая
канонической формулировка
– «...все люди сотворены
равными, и все они одарены
своим создателем равными
неотчуждаемыми правами,
к числу которых принадлежит
жизнь, свобода и стремление
к счастью». Права граждан
были систематизированы
в 1789 в почти одновременно
принятых Декларации
прав человека и гражданина (во
Франции) и в Билле о
правах (в США). Под влиянием
американской и французской
революций концепция
прав человека в XIX веке
стала общепринятой
почти во всех странах
с европейской культурой.
Борьба за права женщин.
Идея равных социальных прав женщин и мужчин восходит ко времени эпохи Просвещения и Великой французской революции XVIII века и связана с утверждением либеральной концепции «естественных прав и свобод» человека. Эта концепция впервые в Европе была закреплена в главном документе Французской революции «Декларация прав человека и гражданина» (1789). Француженки, воодушевленные лозунгами революции «Свобода, равенство, братство», создавали свои клубы, активно участвовали во всех общественных событиях. Но после опубликования Декларации, а затем Конституции новой республики они обнаружили, что свобода и права человека не распространяются на женщин: к категории граждан, имеющих право владеть собственностью, избирать и быть избранными были отнесены только мужчины. Писательница Олимпия де Гуж попыталась исправить это «недоразумение», составив в 1791 году «Декларацию прав женщины и гражданки», которую историки и считают первым манифестом феминизма Нового времени. Массовые демонстрации, петиции, обращения к партиям и политическим деятелям: митинги, демонстративные, даже провокационные, акции протеста были нацелены на привлечение общественного внимания, изменение политики и проведение реформ. В деятельности организаций и акциях протеста в то время в основном участвовали женщины из среднего класса (работницам фабрик и заводов было не до общественной активности). В защиту прав женщин выступили социалисты. На Международной социалистической конференции в Копенгагене в 1910 году Клара Цеткин предложила ежегодно проводить Международный женский день под лозунгами борьбы за политическое и социальное равноправие. Этим днем женской солидарности, который способствовал и привлечению к борьбе женщин-работниц, стало 8 марта.
В 1870-е годы первые европейские университеты открыли свои двери для студенток. Но суфражисткам понадобилось почти семьдесят лет упорной борьбы, чтобы стало реальностью их главное политическое требование. В 1920 году Конгрессом США была принята 19-я поправка к Конституции, которая предоставляла избирательное право женщинам. Англичанки получили это право ограниченно (только для замужних женщин) в 1918-м, а в полном объеме - в 1928 году. Самой прогрессивной в этом отношении страной стада Новая Зеландия, которая первой в мире уже в 1893 году допустила женщин на избирательные участки. А во Франции женщинам предоставили законное право голосовать на выборах только в 1946 году через полтора века после получения этого права мужчинами. До 1970-х годов Швейцария отказывала гражданам женского пола вправе избирать и быть избранными. Для многих мусульманских стран это требование остается актуальным и в XXI веке.
В 20-е
годы XX века в Европе
и США феминистское
движение первой волны,
добившись, наряду с
избирательными правами,
принятия законов, разрешающих
женщинам учиться
в университетах
и работать вне
дома, посчитало свои
задачи выполненными,
и активность женских
организаций пошла
на спад.
Борьба за права чернокожих
Начало движения афроамериканцев за гражданские права развернулась еще до отмены рабства. Но основное развитие борьбы против расизма и непонимания началось с 50-х годов XX века. Началось оно после Второй Мировой Войны. Война, в сознании американцев, как белых, так и черных, отодвинула расовые разногласия на второй план. Американские войска сплотились против общемировой угрозы фашизма. В этом контексте расовые предрассудки зачастую не просто отходили на второй план, порой они просто смывались.
Но как только Япония подписала акт о капитуляции, и Американские ветераны вернулись к обычной жизни, снова вспыхнули, с той же силой расовые проблемы. Правительство президента Трумэна и не планировало что-либо менять. Акции протеста были малочисленны, неорганизованны и зачастую, негры, бунтовавшие против несправедливости, которая была узаконена, получали наказания в виде штрафов или краткосрочных тюремных заключений, которые ставили крест на дальнейшей карьере афроамериканца. По сравнению с ними, белые, совершившие мелкие правонарушения, сохраняли свою работу, в отличие от чернокожих, которые теряли самую низкооплачиваемую и тяжелую работу.
Так одной из первых бомб недовольства негров США явился бойкот автобусных линий Монтгомери. Именно в этом городе, являвшимся одним из самых сегрегационных городов так называемого «глубокого Юга» США и родилась первая победа против несправедливости. Негры больше не боялись арестов и возможности потерять работу, они стали сплачиваться в тот организм, который показал истинное торжество американской демократии. В Монтгомери зажглась звезда лидера борьбы за гражданские права, имя которому Мартин Лютер Кинг. Безусловно, важнейшую позицию занимает он, чье учение и безграничная вера в успех снискали ему славу как самому влиятельному борцу за права чернокожих. Именно Кинг сумел сплотить большую часть чернокожих Америки, вместе доказавших торжество американской демократии. 28 августа 1963 года был проведен самый массовый митинг за всю историю ненасильственного сопротивления, так называемый «марш на Вашингтон». В нем приняли участие четверть миллиона человек самых разных убеждений, цвета кожи и вероисповедания. Апогеем марша стала знаменитая речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта». Эта речь ознаменовала высшую точку в борьбе за гражданские права, организованной Мартином Лютером Кингом.
2
июля 1964 г. президентом
США Джонсоном
был подписан принятый
Конгрессом Закон
о гражданских
правах 1964 года, который
запретил расовую
дискриминацию в
сфере торговли, услуг
и при приеме
на работу. Мартин
Лютер Кинг, которому
в октябре 1964 г.
была присуждена
Нобелевская премия
мира, начал кампанию
в алабамском городе
Селма за включение
чернокожих в списки
избирателей.
Первые документы о правах человека.
Современные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека.
Всеобщая декларация прав человека(1948 год)
Рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года в Дворце Шайо в Париже. Текст Декларации был переведен на 375 языков и диалектов и является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.
В 1950 году в честь
Декларации, ООН учредила праздник
День прав человека, отмечаемый 10 декабря.
В праздновании принимают участия
люди, различные сообщества и религиозные
группы, парламенты, правительства
и, разумеется, сама Организация Объединенных
Наций. Каждые десять лет предпринимаются
кампании по продвижению Декларации
и непосредственно прав человека.
10 декабря 2007 года стартовала кампания
под названием «Человеческое достоинство
и справедливость для всех нас», в которой
приняли активное участие все страны-члены
ООН, которая продлилась ровно год, до
60-ой годовщины.
Международный пакт о гражданских и политических правах(1966 год)
Пакт Организации Объединённых Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года. Пакт является международным договором и имеет обязательную силу для 165 государств-участников, по состоянию на апрель 2010 года. Кроме государств-участников, пакт подписан еще 7 странами.
Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР 18 сентября 1973 года и вступил в силу в СССР 16 октября того же года.
Надзор за выполнением пакта осуществляет Комитет по правам человека ООН, рассматривая доклады стран-участниц, публикуя комментарии («замечания общего порядка») к пакту и рассматривая жалобы на нарушение пакта странами-участницами первого факультативного протокола.
Статья 1 — право народов на самоопределение;
Статья 6 — право на жизнь;
Статья 7 — запрет пыток;
Статья 8 — запрет рабства;
Статья 9 — право на свободу и личную неприкосновенность;
Статья 10 — право лиц, лишённых свободы, на гуманное обращение и уважение достоинства;
Статья 11 — запрет лишения свободы за долги;
Статья 12 — право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства;
Статья 13 — ограничение возможности высылки иностранцев;
Статья 14 — равенство перед судом, презумпция невиновности, запрет повторного осуждения, право на пересмотр осуждения и другие процессуальные права;
Статья 15 — запрет уголовного осуждения за действия, не признававшиеся преступными во время их совершения (англ.);
Статья 16 — право на признание правосубъектности;
Статья 17 — запрет вмешательства в личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции и защита от незаконных посягательств на честь и репутацию;
Статья 18 — право на свободу мысли, совести и религии;
Статья 19 — свобода слова;
Статья 20 — запрет пропаганды войны и выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию;
Статья 21 — свобода собраний;
Статья 22 — свобода ассоциаций;
Статья 24 — права детей;
Статья 25 — право принимать участие в ведении государственных дел, голосовать и быть избранным;
Статья 26 — равенство перед законом (англ.), запрет дискриминации;
Статья 27
— права этнических,
религиозных и
языковых меньшинств.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.(1966 год)
Пакт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года. На апрель 2010 года в пакте участвует 160 государств; помимо них, его подписали ещё 6 государств. Крупнейшее государство, не являющееся участником пакта — США.
СССР подписал пакт 18 марта 1968 года. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года с заявлением. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 16 октября 1973 года. Вступил в силу для СССР 3 января 1976 года.
10 декабря 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла факультативный протокол к пакту, предусматривающий возможность подачи жалоб на нарушения пакта. Для вступления протокола в силу необходима его ратификация десятью странами-участницами Пакта.
Статья 1 — право на самоопределение;
Статья 6 — право на труд;
Статья 7 — право на справедливые и благоприятные условия труда;
Статья 8 — право на создание профсоюзов и забастовки;
Статья 9 — право каждого человека на социальное обеспечение;
Статья 10 — защита семьи, материнства и детей;
Статья 11 — право на достаточный жизненный уровень (включает право на жилище и на питание);
Статья 12 — право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;
Статья 13 — право каждого человека на образование;
Статья 14 — план действий по введению обязательного бесплатного всеобщего начального образования;