Источники гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексный анализ источников гражданского права.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть понятие и виды источников гражданского права;
проанализировать гражданский кодекс и другие законодательные источники гражданского права;
охарактеризовать правовую силу и порядок применения норм гражданского законодательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Понятие и виды источников гражданского права……………
5
1.1. Гражданское законодательство…………………………………………..
5
1.2. Обычай и обычные требования, нормы морали………………………...
7
1.3. Значение норм международного права………………………………….
9
Глава 2. Гражданский кодекс и другие законодательные
источники гражданского права…………………………………………….

12
2.1. Гражданский кодекс и федеральные законы его дополняющие……….
12
2.2. Другие законодательные источники гражданского права……………..
14
2.3. Значение судебных и арбитражных решений…………………………...
17
Глава 3. Правовая сила и порядок применения норм гражданского законодательства……………………………………………………………..

20
3.1. Правовая сила гражданско-правовых норм и толкование норм права..
20
3.2. Аналогия права и закона………………………………………………….
23
3.3. Публикация актов гражданского законодательства…………………….
24
Заключение……………………………………………………………………..
27
Список литературы…………………………………………………………….
30

Вложенные файлы: 1 файл

Источники гражданского права.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Общепризнанные принципы и нормы международного права  содержатся в Уставе ООН, декларациях  и резолюциях Генеральной Ассамблеи  ООН, решениях Международного суда. Для  гражданского права особое значение имеет международно-правовой принцип уважения прав и свобод человека, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Международными договорами признаются соглашения, заключаемые  Российской Федерацией с иностранными государствами либо международной организацией в письменной форме, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного их наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации). Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными.5

Подписанные Российской Федерацией международные договоры публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации» (если они требуют ратификации) и в ежемесячном «Бюллетене международных договоров». Издаются также тематические сборники международных договоров.

В настоящее время  Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных договоров в области международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях, патентном и авторском праве и др.). Кроме того, наше государство - участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о правовой помощи.

Международные договоры РФ имеют своим предметом прежде всего отношения отечественных  предпринимателей и граждан с  иностранными юридическими лицами и гражданами. Однако они применяются и к отношениям между российскими лицами, например, в вексельном обороте, при перевозках отечественных грузов и пассажиров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на территории Российской Федерации. Кроме того, многие положения международных договоров, участником которых является Российская Федерация, воспроизведены в нормах российского гражданского законодательства.

Ряд важных норм о договоре купли-продажи сформулирован в  гл. 30 ГК на базе положений Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция), которая получила ныне широкое признание (более 60 стран-участниц).

Ряд положений этой Конвенции  воспринят также в нормах гл. 37 ГК о договоре подряда. Новые транспортные уставы и кодексы, прежде всего КТМ и Воздушный кодекс, широко используют соответствующий международный опыт, закрепленный в действующих транспортных конвенциях.6

Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Гражданский  кодекс и другие законодательные  источники гражданского права

 

2.1. Гражданский кодекс и федеральные законы его дополняющие

 

Основным законом гражданского права в большинстве современных  государств традиционно является гражданский кодекс, устанавливающий важнейшие нормы этой отрасли права и систему, содержание и юридическую терминологию других актов гражданского законодательства. Наличие такого кодекса обеспечивает единство обширного гражданского законодательства, устойчивость системы входящих в него актов, облегчает правоприменительную деятельность и свидетельствует о надлежащем уровне национального законодательства.7

В течение более 30 лет  в Российской Федерации действовал ГК 1964 г. (с рядом последующих изменений), насчитывавший 569 статей. После провозглашения в 1991 г. государственного суверенитета России и принятия в 1993 г. Конституции  РФ был разработан новый ГК РФ, часть первая которого вступила в силу с 1 января 1995 г., часть вторая - с 1 марта 1996 г., часть третья - с 1 марта 2002 г. и часть четвертая – с 18 декабря 2006 г. ГК основан на принципах рыночной экономики, закрепленных в Конституции РФ, и дает новую и более полную регламентацию гражданско-правовых отношений по сравнению с ранее действовавшим ГК.

Часть первая ГК содержит три обширных раздела (1. Общие положения; 2. Право собственности и другие вещные права; 3. Общая часть обязательственного права); часть вторая посвящена отдельным видам обязательств, часть третья - нормам наследственного права и международного частного права, часть четвертая – авторскому и смежному с ним правам, патентным правам.

Будучи основным законом  гражданского права, ГК определяет предмет гражданского права и его основные начала, закрепляет систему институтов гражданского права и большинство из них достаточно подробно регламентирует, что ограничивает, а в отдельных случаях и исключает необходимость принятия дополняющих Кодекс законодательных актов. В ГК содержится также указание о тех законах гражданского права, которые подлежат изданию. В новом ГК имеется развернутая система норм о предпринимательской деятельности: в части первой определен статус хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и государственных предприятий, а в части второй подробно урегулированы все основные предпринимательские договоры.

При подготовке нового ГК были использованы предшествующий опыт развития гражданского законодательства России, выводы и рекомендации отечественной цивилистической науки, а также законодательная практика зарубежных государств рыночной экономики.

Были приняты во внимание и важнейшие универсальные международные соглашения в области частного права, в которых участвует Российская Федерация.

В статьях ГК названо  около 30 федеральных законов, подлежащих принятию в развитие и дополнение норм Кодекса; большинство таких  законов уже введено в действие. Некоторые новые законы были подготовлены по инициативе Президента РФ и Правительства РФ. Наиболее важными законами, дополняющими ГК, являются законы следующих групп.

В области корпоративного права это: Закон об акционерных  обществах, Закон об обществах с  ограниченной ответственностью, Закон  о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, Закон о несостоятельности, ряд законов о некоммерческих организациях.

Ряд важных законов издан  о праве собственности. Это, прежде всего, Закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Особенность правового регулирования в этой области состоит в том, что в силу ст. 217 ГК положения Кодекса, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Иначе говоря, этим законам  придан приоритет перед названными нормами ГК, что объясняется особыми  целями и формами приватизации.

В области обязательственного права изданы Закон о рынке  ценных бумаг, Закон о лизинге, Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Существенно обновлено транспортное законодательство.

Важным событием в  области совершенствования гражданского законодательства РФ стало принятие в конце 2004 г. нового Жилищного кодекса, который вступил в силу с 1 марта 2005 г., заменил устаревший Кодекс 1983 г. и регулирует жилищные отношения с учетом требований создаваемой в стране рыночной экономики.

Вместе с тем продолжают действовать (с рядом изменений) и некоторые важные законы, изданные еще до введения нового ГК. Например, Закон о защите прав потребителей.

 

 

2.2. Другие законодательные  источники гражданского права

 

Важную группу законодательных  источников гражданского права образуют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. ГК именует их «иные правовые акты» (п. 6 ст. 3), и этот термин используется во многих последующих статьях ГК. В юридической литературе эта группа правовых норм обозначается также термином «подзаконные акты»8.

1. Указы Президента РФ. Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Эта конституционная норма позволяет Президенту РФ издавать указы по широкому кругу вопросов, прежде всего в области регулирования предпринимательской деятельности, а также защиты прав граждан.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 определена система органов государственного управления экономикой страны и их полномочия в области нормативно-правового регулирования рынка, контроля и надзора. Изданы указы о приватизации государственной собственности, мерах по защите прав акционеров, жилищной ипотеке и ряд других гражданско-правовых актов.

2. Постановления Правительства  РФ. Законодательная компетенция  Правительства РФ определена  в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» достаточно широко и предусматривает регулирование в социально-экономической сфере (ст. 13), управление федеральной собственностью (ст. 14), обеспечение свободы экономической деятельности (ст. 14). Акты Правительства РФ нормативно-правового характера издаются в форме постановлений, акты по оперативным и текущим вопросам - в форме распоряжений.

Среди постановлений  Правительства РФ по общим вопросам гражданского права необходимо назвать Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд от 14 августа 1993 г., Правила поставки газа от 5 февраля 1998 г., Правила бытового обслуживания населения от 15 августа 1997 г., Правила продажи отдельных видов товаров от 19 января 1998 г.9

3. Нормативные акты министерств и иных федеральных органов. Эти федеральные органы согласно п. 7 ст. 3 ГК могут принимать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами, решениями Президента РФ и Правительства РФ.

Иными федеральными органами являются Центральный банк РФ (Банк России), созданные в рамках новой системы государственного управления и подчиненные непосредственно Правительству РФ федеральные службы, прежде всего, служба по финансовым рынкам и антимонопольная служба. В случаях, установленных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовое регулирование вправе осуществлять по вопросам своей компетенции и вновь созданные федеральные агентства, входящие в структуру министерств.

В некоторых крупных и важных предпринимательских сферах число ведомственных актов остается значительным. По вопросам использования федеральной собственности изданы приказы Министерства имущественных отношений РФ (ныне – Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом); рынок ценных бумаг регламентируется правилами и инструкциями, изданными ФКЦБ (ныне - Федеральная служба по финансовым рынкам); условия транспортировки грузов и пассажиров определяются правилами перевозки, утвержденными транспортными министерствами. В области кредитования и расчетов изданы важные инструкции ЦБР.

Правительством РФ 13 августа 1997 г. утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, которые предусматривают, что такие акты издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; форма писем и телеграмм не допускается.

Более полно предмет и форму ведомственных нормативных актов определяют соответствующие законы Российской Федерации, например транспортные уставы и кодексы, а также положения о министерствах и иных федеральных органах, утверждаемые Правительством РФ10.

 

 

 

 

2.3. Значение  судебных и арбитражных решений

 

Возникающие между субъектами гражданского права споры, число  которых за последние годы заметно  возросло, разрешаются судами общей  юрисдикции (споры с участием граждан) и арбитражными судами (споры предпринимателей). Высшие органы этих судебных систем - Пленумы - наделены правом давать нижестоящим судам руководящие разъяснения о правильном применении норм действующего законодательства, которые имеют форму постановлений.

После введения в действие ГК на основании  его норм высшими судебными инстанциями  Российской Федерации был издан  ряд важных разъяснений. Особое значение имеет Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8. Каково значение таких разъяснений?

Ранее в теории и практике преобладало  мнение, что правовые нормы могут  создаваться только уполномоченными  на то государственными органами, а  задача суда и арбитража - применять действующие правовые нормы, и их решения источником права не являются, а представляют собой акты толкования закона. В случае неполноты или несогласованности правовых предписаний должен ставиться вопрос о дополнении действующего законодательства.11

Однако ввиду неизбежных в законодательстве пробелов в процессе применения правовых норм суд и арбитраж для урегулирования возникающих споров бывают вынуждены в некоторых случаях выходить за формальные рамки действующего гражданского законодательства, не дожидаясь внесения в него изменений. Со ссылкой на этот практический опыт в юридической литературе было высказано мнение о том, что решения судов и арбитражей, формулируемые в общей форме в постановлениях их высших органов по разъяснению норм законодательства, имеют нормативный характер12.

В дальнейшем было предложено именовать их правоположениями. По существу, это является признанием за постановлениями высших судебных органов свойств дополнительного  источника гражданского права.

Информация о работе Источники гражданского права