Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:26, курсовая работа
Целью исследования являются – определение, понятие, становление и влияние источников гражданского права на само право в целом.
Поставленная цель определила следующие задачи:
Проанализировать понятие и виды источников гражданского права;
Проанализировать понятие и систему гражданского законодательства;
Проанализировать действие гражданского законодательства.
Введение 3
Основная часть 5
Глава 1. Источники гражданского права: понятие и виды 5
1.1. Понятия источников гражданского права 5
1.2. Виды источников гражданского права 9
Глава 2. Гражданское законодательство: понятие и система 12
2.1. Понятие гражданского законодательства 13
2.2. Система нормативных актов гражданского права 14
Глава 3. Действие гражданского законодательства 16
3.1. Официальное опубликование и вступление нормативного акта в силу 16
3.2. Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц 21
Заключение 23
Список использованных источников………..….………………………………………26
Сохранили юридическую силу отдельные правовые акты, принятые еще в СССР. Действуют они, если не были отменены каким-либо нормативным актом и если не противоречат законодательству Российской Федерации) (в качестве примера можно привести Положение о переводном и простом векселе).
Нормы гражданского права содержатся и в так называемых подзаконных актах – указах Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ, постановлениях правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 4, 7 ст. 3 ГК).
Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК или федеральному закону могут быть урегулированы только законом.3
Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае такое постановление может быть отменено Президентом РФ.
Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
Следует иметь в виду, что ни Конституция, ни ГК не предусматривают принятия актов гражданского права субъектами Федерации – республиками, областями, городами федерального значения.
2. Источником гражданского права является также обычай. Под обычаем понимаются правила, сложившиеся в результате длительного практического применения и получившие признание государства, однако не предусмотренные законодательством. В сфере предпринимательской деятельности обычаи не только складываются, но и применяются. Поэтому в ст. 5 ГК РФ говорится об обычае делового оборота. При этом не имеет значения, зафиксирован ли обычай в каком-либо документе, хотя такие документы в ряде случаев существуют. Например, в России обычаи издаются в виде сборников обычаев морских портов, публикуемых как администрацией отдельных портов, так и Торгово-промышленной палатой. Известным является также сборник торговых обычаев "Интеркомс", подготовленный Международной торговой палатой (Париж).
Существование обычая подлежит доказыванию с помощью экспертов, знакомых со сферой его применения. Одновременно надо доказать, что этот обычай был известен и другой стороне. Применяются же обычаи при наличии пробела в законодательстве и одновременном отсутствии соответствующего соглашения между сторонами.
3. Локальные нормативные акты
юридических лиц некоторые
Что касается судебной практики, то преобладающим является мнение, что в России она не является источником гражданского права, поскольку решения по конкретным гражданско-правовым спорам носят индивидуальный характер и не создают общеупотребительных норм. Противники этой теории ссылаются на то, что Пленумы ВС и ВАС дают разъяснения по вопросам судебной практики, обязательные для нижестоящих судов. В целом же эти разъяснения не содержат новых норм, они толкуют существующий закон.
Гражданское законодательство - совокупность правовых актов (а не норм права, как правовая отрасль), которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав; регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе воли и имущественной самостоятельности их участников.
Гражданское законодательство в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не её субъектов.
Одним из основных актов гражданского законодательства в Российской Федерации выступает Гражданский кодекс, который, в свою очередь, содержит понятие гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права:
Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.
Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам.
На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
Министерства и иные федеральные
органы исполнительной власти могут
издавать акты, содержащие нормы гражданского
права, в случаях и в пределах,
предусмотренных Гражданским
Гражданское законодательство соблюдает общий принцип действия закона во времени, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. Подзаконные акты, принятые как на уровне субъектов федерации, так и на федеральном уровне, подлежат применению в части, не противоречащей Гражданскому кодексу и другим федеральным законам.
Гражданскому законодательству родственны
такие отрасли
Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).
Прежде всего, необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления. Если такие акты были приняты до момента введения в действие части первой нового Гражданского кодекса, они сохраняют силу лишь в части, не противоречащей ему.
Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов. К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов.
По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:
обладающие высшей юридической силой федеральные законы - нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;
носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;
нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).
Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство. Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать).
Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты. Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Данная терминология, последовательно проведенная в нормах ГК, несколько отличается от традиционно используемой в теории. Она, однако, избрана не случайно. С ее помощью не только подчеркивается различие в юридической силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограничения подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права. Если при формулировке конкретного правила в ГК допускается возможность его конкретизации или установления иного решения «законодательством» (либо «законом»), это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполнительной власти.
Если же Кодекс предусматривает возможность установления отличных от его правил предписаний «иными правовыми актами», то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта.
При отсутствии же таких указаний
нормы Кодекса или иного
Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специальных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним.
Строгое соблюдение изложенных правил призвано сделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий, которыми изобилует действующий правопорядок. С этой целью предусмотрен, в частности, запрет применения судом противоречащего закону акта государственного органа, т.е. акта исполнительной власти.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ. Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти определен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 (в редакции Указа Президента РФ от 16.05.97 N 490). В них, в частности, предусматривается, что официальным опубликованием нормативно-правовых актов считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».5
«Собрание законодательства Российской
Федерации» является официальным периодическим
изданием, в котором публикуются
федеральные конституционные
Публикуемые в «Собрании законодательства Российской Федерации» акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.
Официальными являются также тексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».
Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
Исключением из общего правила требования
законодателем условия
Помимо официальных публикаций нормативно-правовые акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (т.е. обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.6
Порядок вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти определен, как было отмечено нами выше, соответствующими нормами статей Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 (в редакции Указа Президента РФ от 16.05.97 N 490).7
Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.8