Источники и функции социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовое акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.
Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.
В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества; с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Источники права социального обеспечения
1. 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация……………………………………………………………….6
1. 2. Общая характеристика основных источников права
социального обеспечения……………………………………………………9
Глава 2.Общая характеристика функций социального обеспечения
2.1 Понятие функций социального обеспечения……………………17
2.2 Виды функций социального обеспечения……………………….20
Заключение…………………………………………………………………...24
Библиографический список………………………………………………....26
Приложение 1 Схема функций социального обеспечения……………….28
Приложение 2 Заявление о назначении пенсии…………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Источники и функции соц.обеспечения.docx

— 208.90 Кб (Скачать файл)

Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, в 1999 г. Федеральным законом введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи — бедность. Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения — граждане, имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума.

Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

Наряду с рассмотренными выше функциями социального обеспечения некоторые специалисты указывают и на другие. В. Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции .6

 

2.2 Виды функций социального обеспечения

с политика государство обеспечение

В правовой литературе выделяются два вида функций права социального обеспечения: собственно юридические и социальные.(Приложение А)

Собственно юридические функции состоят из основных функций (регулятивных и охранительных) и неосновных (компенсационных, правовосстановительных и ограничительных).

Социальные функции подразделяются на пять основных функции социального обеспечения: экономическую, политическую, демографическую, социально-реабилитирующую и профилактическую.

Экономическая функция заключается в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца; в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей); в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям; в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения. Политическая функцияпозволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики.

Конституция РФ закрепляет положение о том, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, в Федеральный закон от 24 октября 1997 года №134-ФЗ7

введено понятие - малоимущего гражданина или семьи, как критерия для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения. Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы: на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи многодетным семьям, безусловно, влечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, повышению продолжительности жизни граждан .8

Охранительная или защитная функция социального обеспечения предполагает как экономические меры со стороны субъектов социального обеспечения, так и правовые. Защитная функция социального обеспечения реализуется отраслями, имеющими как публичный, так и частный характер.

В социальном обеспечении имеют место два разных защитных явления:

1 охрана  социальных прав;

2 защита  социальных прав.

При этом охрана социальных прав - это совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями, и направленных на предупреждение нарушений социальных прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав. Под защитойже понимается принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.

 

 

Заключение

Признаками социального государства является: высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников; социально ориентированная структура экономики; формирование гражданского общества; разработка государством разнообразных социальных программ; развитое социальное законодательство; утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности; социальная ответственность перед гражданами.

 В  последние годы определенное  развитие получают такие источники  права социального обеспечения, как локальные нормативные акты. Главное их предназначение заключается  в пределах определенных административно-территориальных  образований – регионов, местных  и муниципальных образований.

В источниках права социального обеспечения непосредственно отражаются материальные условия жизни общества. С изменением условий меняются и источники права социального обеспечения. Это, в свою очередь, ведет к обновлению законодательства, которое должно отвечать потребностям формирующейся в стране рыночной экономики с учетом принципов социального государства. Поэтому законодательство о социальном обеспечении в настоящее время постоянно обновляется.

Функции социального государства состоят в поддержке социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов); охрана труда и здоровья людей; поддержка семьи, материнства, детства; устранение социального неравенства путем перераспределения доходов; поощрение благотворительной деятельности; финансовая поддержка образовательных и культурных программ; борьба с безработицей.

Своевременное реагирование на изменения в обществе, путем корректировки нормативных актов, совершенствование методов и направлений работы учреждений социальной защиты способствует поддержанию и дальнейшему улучшению уровня жизни граждан, социально-психологического климата в обществе.

В связи с вышесказанным становиться очевидным, что системы социального обеспечения является важнейшим направлением деятельности государства, четкая и слаженная работа которой является основой дальнейшего благополучного развития российского государства и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический  список

1. Нормативные  правовые акты

1.1 Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993г. (с поправками). – М.: ПРИОР, 2009. – С.32.

1.2 Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

1.3 Федеральный закон от 20 ноября 1990 г.N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»

1.4 Федеральный  Закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации"

1. 5 Постановление  Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «Положение о Пенсионном  фонде РФ»

1.6 Федеральный  закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О  прожиточном минимуме в Российской  Федерации"

2. Научная  и специальная литература

2.1 Батыгин, К.С. Право социального обеспечения ,учебное пособие //М.: Юрист, 2011. – 210 с.

2.2Буянова,М.О. Право социального обеспечения/М:Юрист,2007. — 328с.

2.3Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учебник для спо. – М.: КНОРУС, 2010. – 512с.

2.4 Грачева,Е.Ю. Финансовое право./Издание второе, исправленное и дополненное, Москва  издательство «Юриспруденция», 2009г.-536 с.

2.5 Забелин  Л. В. Теория социального обеспечения М., 2007. – 203 с.

2.6 Зайкин,А.Д. Право социального обеспечения:Учебн. пособие. М., 2008.-

2.7 Захаров,М.Л. Право социального обеспечения  России./М.Л.Захаров, Э.Г Тучкова//2-е  издание, исправленное и переработанное Москва Издательство «БЕК», 2006г. – 640с.

2.8 Захаров  М. Л., Тучкова Э. Г. Практический и  научный комментарий к Закону  Российской Федерации «О государственных  пенсиях в Российской Федерации». М., 2008. – 640 с.

2.9Долженкова,Г. В. Право социального обеспечения: конспект лекций./Г.В.Долженкова//М. :Юрайт-Издат, 2007. — 187 с.

2.10Коровников,А.В.Социальная  защита военнослужащих./А.В.Коровников// Москва, 2009-340 с.

2.11 Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник  2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт;ИД Юрайт, 2011. — 575 с.

2.12 Мачульская, Е. Е. Практикум по праву социального  обеспечения. М., 1998. Учебн. пособие. Екатеринбург, 2009. —252 с.

2.13 Основные  социальные гарантии, предоставляемые  государством населению Российской Федерации. Бюлл. Минтруда. 2010. № 9.

2.14 Право  социального обеспечения. Учебн. пособие / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2007. —328 с.

2.15 Савинов, А.Н. Организация работы органов социального обеспечения М.: Форум-Инфра-М, 2005. - 368 с.

2.16 Социальная  защита населения в регионе. Учебн. пособие. Екатеринбург, 2006.

2.17Сулейманова,Г.В. Социальное обеспечение и социальное  страхование .ИздательствоЮрайт;ИД Юрайт, 2011. — 560 с.

2.18Тучкова,Э.Г. Общие вопросы  пенсионного права: Учебн. пособие. М., 2012—560 с.

2.19 Тучкова,Э. Г. Право социального обеспечения. Учебно-метод. пособие. М., 2005 —614 с.

2.20 Тучкова ,Э. Г. Формирование системы пенсионного  обеспечения России (правовые проблемы) Пенсионная реформа в России: Оценка специалистов. М., 2009—312 с.

2.21Шайхатдинов,В.Ш.ПравосоциальногообеспеченияИздательство  Юрайт,2011—576 с.

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

_____________________________________________________________

(наименование территориального  органа Пенсионного фонда Российской  Федерации)

ЗАЯВЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИИ (ПЕРЕВОДЕ С ОДНОЙ ПЕНСИИ НА ДРУГУЮ)

Информация о работе Источники и функции социального обеспечения