Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - комплексное структурно-логическое исследование основных источников конституционного права России как отрасли права.
В связи с поставленной целью определились следующие задачи:
1. Дать понятие конституционного права Российской Федерации и выделить основные виды его источников.
2. Определить место и роль международных правовых актов в системе источников конституционного права Российской Федерации.
3. Проанализировать роль закона как основного источника конституционного права Российской Федерации.
4. Проанализировать роль нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источников конституционного права России
Введение 3 с.
1.Понятие и виды основных источников конституционного права Российской Федерации 5 с.
2.Международные правовые акты –источники конституционного права России 10 с.
3. Федеральные нормативные правовые акты как источник конституционного права России 12 с.
4. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источники конституционного права России 22 с.
Заключение 26 с.
Библиографический список
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Понятие и виды
основных источников
2.Международные правовые акты –источники конституционного права России 10 с.
3. Федеральные нормативные
4. Нормативные правовые акты
субъектов Российской
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
В основу исследования положены такие методы, как общенаучный, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие.
Объектом исследования
являются общественные отношения складывающиеся
в сфере регулирования
Предмет исследования нормативные правовые акты, регулирующие отношения конституционного характера.
Цель курсовой работы
- комплексное структурно-
В связи с поставленной целью определились следующие задачи:
1. Дать понятие конституционного права Российской Федерации и выделить основные виды его источников.
2. Определить место и роль международных правовых актов в системе источников конституционного права Российской Федерации.
3. Проанализировать роль
закона как основного
4. Проанализировать роль
нормативно правовых актов
1. Понятие и
виды основных источников
Сложность и многообразие конституционных норм обуславливает значительное разнообразие источников конституционного права. Под источниками конституционного права принято понимать «форму существования общих правил поведения (внешнюю форму их выражения), регулирующую отношения конституционного характера».1
Если рассматривать
конституционное право как
Источниками конституционного
права являются только действующие
в настоящий период правовые акты.
Все они прямо связаны с
предметом отрасли
Козлова Е.И., Кутафин
О.Е характеризовали систему
1.Множественностью форм выражения правовых норм
2.Иерархической
3.Изменением соотношения
внутригосударственного и
4.Приоритетом закона
5.Стабильностью по отношению к другим источникам права
Среди источников конституционного права особая роль отводится Конституции Российской Федерации, обладающей наивысшей юридической силой. Актом конституционного характера является и государственная декларация, которая чаще всего используется при провозглашении государственного суверенитета и независимости. К этому виду источников конституционного права как отрасли права России мы можем отнести Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, принятую на I Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г..
Основной массив источников конституционного права все же составляют законы. Закон – это «нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения». Он выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений. Различаю законы: федеральные конституционные, о поправке к Конституции Российской Федерации, обычные федеральные.
Баглай М.В. классифицирует законы по следующим основаниям3:
1.по юридической важности (законы, подзаконные акты)
2.по органам, принимающим нормативный акт (подзаконные, исполнительные)
3.по форме акта (закон, указ, постановление, распоряжение…)
4.по схеме действия
(общефедеральные,
Законы субъектов Российской
Федерации принимаются в
Субъекты Российской Федерации издают Конституции (Уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы.
Нормы конституционного права могут содержаться и в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах.
Законы являются лишь небольшой частью всего принимаемого в государстве объема правовых актов. Для реализации законов уполномоченными государством органами издаются подзаконные акты, содержание которых должно соответствовать законам. В противном случае такой подзаконный акт признается недействительным.
К подзаконным актам относятся:
1. Указы и распоряжения
Президента Российской
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
3. Акты федеральных органов исполнительной власти
4. Акты исполнительной власти субъектов Российской Федерации
5. Акты органов местного самоуправления (уставы муниципальных образований, регламенты представительных органов на местах
Нормативные правовые акты
имеют временные и
Моментом начала действия нормативного правового акта является истечение определенного срока после его официального опубликования. В Российской Федерации этот срок составляет десять дней. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, и акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования. Нормативный правовой акт действует во времени до тех пор, пока не будет отменен или заменен другим нормативным правовым актом либо пока не истечет срок его действия.
Законы Российской Федерации и другие нормативные правовые акты действуют на всей территории России, либо на ее части указанной в них. По общему правилу действия нормативных правовых актов в пространстве акты общефедеральных органов действуют в пределах Российской Федерации в целом, нормативные правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации – в рамках их территориальных границ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления – в пределах административных границ данного муниципального образования.
Действие нормативных
правовых актов по кругу лиц означает
их распространение на всех жителей
Российской Федерации (граждан Российской
Федерации, лиц с двойным гражданством,
лиц без гражданства, иностранных
граждан). В отдельных случаях принимаютс
Нормы конституционного права, служащие источником данной отрасли права, содержатся и в отдельных нормативных договорах. Договор - это «соглашение нескольких субъектов права, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношения». Различают международные и внутрифедеральные договора.
Согласно конституционным нормам источником отрасли конституционного права являются общепризнанные принципы и нормы международного права.
К числу специфических источников относятся нормативные решения Конституционного суда Российской Федерации, например, в части толкования Конституции Российской Федерации, и аналогичные решения органов конституционного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации. Эти органы действуют в небольшом числе субъектов Российской Федерации.
Исключительно редко в системе источников российского конституционного права встречается конституционно-правовой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения основных субъектов конституционного права, нигде в официальных изданиях не записываемые в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые. Он имеет устный характер. Так в настоящее время сложился обычай при назначении Советом Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации учитывать согласие уже действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации по представленной кандидатуре.
Исходя их вышеизложенного определяем, что:
1. Источники конституционного
права – это факторы, на
основе которых формируется
2. Юридическими источниками
конституционного права являютс
3. Существует особый порядок не только принятия нормативных
правовых актов, но и их отмены, изменения и признания утратившими силу. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права.
4. Нормативные правовые
акты, являющиеся источниками
5. Закрепление конституционно-
6. Закрепление конституционно-
2. Международные правовые акты – источники конституционного права России
В последнее время идея о верховенстве международного права по отношению к национальному законотворчеству все больше проникает в конституционное нормотворчество демократических правовых государств. Именно международные правовые нормы определяют основные права и свободы человека.
Ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В Конституции Российской Федерации закреплены правила о том, что первое - общепризнанные нормы и второе - принципы международного права являются частью национальной правовой системы4, тем самым становятся еще одним источником конституционного права.