Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 02:49, реферат
Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима. Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.
Целю данной работы рассмотреть исторические этапы развития конституционного права России и конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Исторические этапы развития конституционного права России
и науки о нем…………………………………………………………………….4
1.1 Дореволюционное конституционное право……………………………….5
1.2 Тоталитарное конституционное право…………………………………….6
1.3 Демократическое конституционное право………………….....................9
2. Конституционные ограничения прав и свобод человека
и гражданина в РФ…………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………..15
Список используемых источников…………………….................................16
2. Конституционные ограничения прав и свобод человека
и гражданина в РФ.
В части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». В то же время, в части 3 статьи 55 Конституции предусмотрено: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»7.
В соответствии с этим, в части 1 статьи 56 Конституции предусмотрено: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия».
В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный конституционный закон от 30 мая 2002 года «О чрезвычайном положении». Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона, чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности государственных органов, других органов, организаций, их должностных лиц, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации8.
Федеральный конституционный закон предусматривает два обстоятельства введения чрезвычайного положения:
во-первых, попытка насильственного свержения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты и другие действия, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных и муниципальных органов;
во-вторых, наличие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии, стихийные и иные бедствия, повлекшие человеческие жертвы (катастрофы, стихийные бедствия), повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ9.
Чрезвычайное положение вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях 60 суток.
На период действия чрезвычайного положения Федеральный конституционный закон предусматривает право Президента Российской.
Федерации на введение следующих мер и временных ограничений:
- полное или частичное
приостановление на территории,
на которой введено
- установление ограничений на свободу передвижений по территории, на которой введено чрезвычайное положение;
- запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций; запрещение забастовок;
- приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений;
- ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; и другие ограничения, предусмотренные ст. ст.11 - 13 Федерального конституционного закона.
В то же время, в части 3 статьи 56 Конституции установлено, что не подлежат ограничению такие права и свободы, как право на жизнь, право на обеспечение достоинства личности; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и некоторые другие права и свободы гражданина и человека.
Федеральным законом от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» предусмотрена возможность введения правового режима контртеррористической операции, который предусматривает возможность ограничения на определенное время отдельных прав и свобод человека и гражданина.
Решение о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. При этом территория (объекты), в пределах которых (на которых) такой режим вводится, и перечень применяемых мер и временных ограничений, а так же решение об отмене правового режима контртеррористической операции должны быть незамедлительно обнародованы.
На территориях (объектах), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений: проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность; удаление физических лиц с отдельных участков местности; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта и др.
Федеральным конституционным законом и названным федеральным законом предусматривается также ответственность сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих за нарушение гарантий прав и свобод граждан, допущенных ими в период действия чрезвычайного положения и режима контртеррористической операции.
Заключение
Конституционное права ведущая отрасль российского права, роль данной отрасли обусловлена значением тех общественных отношений, которые ей закрепляются и регулируются. Юридически определяя основополагающие принципы устройства общества и государства, то есть основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливая общие основы управления всеми общественными процессами, Конституционное право тем самым дает необходимые ориентиры, отражающие главное сущностное направление правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
Конституционное право относится к числу отраслевых юридических наук, она формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.
Наука Конституционного права как никакая другая пострадала от излишней политизированности в годы советской власти, однако сейчас она постепенно освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли, расширяется ее методологическая основа.
В современном правовом государстве настоятельно требуется мирное сосуществование различных мировоззренческих концепций, понятий и институтов, их объективная оценка и осмысление. Основными принципами науки должны стать признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, отказ от монополии однопартийной идеологии.
Список используемых источников
1. Нормативные акты и другие официальные документы
2. Учебная литература
1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. 6-е изд., изм. и доп. М. :Норма - 2007. - 59 с.
2 Макаров О. В. Соотношение права и государства / О. В. Макаров, М.: Юрист – 2009 – 178 с.
3 Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России / О. Г. Румянцев М.: Юрист – 2008 – 89 с.
4 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. 6-е изд., изм. и доп. М. :Норма - 2007. - 784 с.
5 Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России / О. Г. Румянцев М.: Юрист – 2008 – 235 с.
6 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. 6-е изд., изм. и доп. М. :Норма - 2007. - 67 с.
7 Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. // «Российская газета» от 15.12.1993 г. № 237 – 60 с.
8 Окунькова Л. А. Комментарий к конституции российской федерации / под ред. Л.А. Окунькова, М.: БЕК – 2012 – 123 с.
9 Топорина Б. Н. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Б.Н.Топорина, М.: Юрид. лит. – 2011 – 251 с.
Информация о работе Конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина в РФ