Конституционные права и свободы человека и гражданина
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:49, курсовая работа
Краткое описание
Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина. Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, или иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина.
Содержание
I. Введение II. Понятие гражданства III. Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ IV. Конституционные права и свободы человека и гражданина V. Основные обязанности Заключение
Данный принцип получил впервые свое
закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая
гласит: «Права и свободы человека и гражданина
являются непосредственно действующими.
Они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной
и исполнительной власти, местного самоуправления
и обеспечиваются правосудием».
Принцип непосредственного действия конституционных
прав и свобод тесно связан с общим принципом
высшей юридической силы и прямого действия
Конституции РФ (ст. 15), что означает возможность
человека и гражданина осуществлять конституционные
права и свободы, защищать их в случае
нарушения всеми законными способами,
руководствуясь непосредственно конституционными
нормами.
3. Неотчуждаемость основных
прав и свобод
как принцип правового статуса человека
сформулирован в ч. 2 ст. 17 Конституции
РФ, где говорится: «Основные права и свободы
человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения». Тем самым Конституция
РФ впервые признает естественную природу
прав и свобод человека, подтверждая, что
эти права не дарованы государством личности
и не могут быть им отобраны. Обязанность
государства заключается всего лишь в
признании этих прав и в создании условий
для их беспрепятственной реализации.
4. Недопустимость произвольного
ограничения прав и свобод.
В общем вире принцип недопустимости
произвольного ограничения прав и свобод
содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ,
запрещающей издание в Российской Федерации
законов, отменяющих или умаляющих права
и свободы человека и гражданина. Это положение
дополняется нормой Конституции РФ о том,
что любые нормативно-правовые акты затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, не могут применяться, если
они не опубликованы официально для всеобщего
обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость
произвольного ограничения прав и свобод
направлены нормы Конституции РФ о невозможности
пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы
человека и гражданина» Федеральным Собранием
РФ (ст. 135).
Вместе с тем Конституция РФ содержит
положения о законных ограничениях прав
и свобод человека и гражданина в строго
определенных случаях: в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства. Ограничения прав и свобод
могут устанавливаться только федеральным
законом.
5. Осуществление человеком
своих прав и свобод не должно
нарушать права и свободы других
лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).
Ни одно общество не может предоставить
своим членам абсолютной свободы, поскольку
это сделает невозможным их совместное
общежитие. Поэтому система прав и свобод
человека и гражданина объективно формируется
таким образом, чтобы обеспечить законные
интересы всех людей и предотвратить возможные
нарушения их прав и свобод в результате
злоупотреблений ими со стороны других
лиц.
6. Гарантированность прав
и свобод
означает обязанность государства обеспечить
человеку и гражданину (путем создания
соответствующих экономических, политических,
правовых условий) реальную возможность
пользоваться предоставленными ему Конституцией
правами и свободами. В общем виде данный
принцип сформулирован в ст. 2 Конституции
РФ, где говорится, что «признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и гражданина
- обязанность государства».
7. Приоритет норм международного
права в области прав и свобод
человека и гражданина.
Данный принцип правового статуса вытекает
из общей конституционной нормы о том,
что общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотрены законом,
то применяются правила международного
договора (ч. 4 ст. 15). Более того, применительно
к правам и свободам положения ч. 4 ст. 15
дополнительно конкретизируются нормами
ч. 1 ст. 17, где говорится о признании и гарантированности
прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права.
В области прав человека сложилась и действует
система международных соглашений, устанавливающих
общечеловеческие стандарты прав и свобод,
механизмы контроля за их соблюдением.
Важнейшими из них являются Всеобщая декларация
прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей
ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт
о гражданских и политических правах от
16 декабря 1966 г,.. Факультативный протокол
к Международному пакту о гражданских
и политических правах, Международный
пакт об экономических, социальных и культурных
правах от 16 декабря 1966 г., Европейская
конвенция о защите прав человека и основных
свобод от 4 ноября 1950 г. *
4.4. Конституционные права,
свободы и обязанности человека
и гражданина
4.4.1. Понятие и классификация
конституционных прав, свобод и
обязанностей
Главное содержание института основ
правового статуса человека и гражданина
составляют конституционные права, свободы
и обязанности.
Прежде чем приступить к их рассмотрению,
необходимо дать определение субъективного
права * и юридической обязанности.
Согласно постулатам общей теории права
субъективное право - это юридически закрепленные
вид и мера возможного поведения лица,
а юридическая обязанность - юридически
закрепленные вид и мера его должного
поведения.
Субъективные права и юридические обязанности
разнообразны по своей природе, что обусловлено
многообразием общественных отношений,
в которые человек вступает на протяжении
всей своей жизни. Субъективные права
и юридические обязанности получают свое
закрепление в различных отраслях права
(в гражданском, уголовном, трудовом, семейном
и др.), каждая из которых устанавливает
права и обязанности в сфере отношений,
составляющих ее предмет.
Однако ведущая роль в общей системе прав,
свобод и обязанностей принадлежит тем,
которые получили конституционное закрепление.
Особенности конституционных прав, свобод
и обязанностей заключаются в следующем:
1. Конституционные права, свободы и обязанности
опосредуют наиболее важные, наиболее
значимые отношения между личностью и
государством, без которых нормальная
жизнедеятельность как отдельного человека,
так и государства в целом невозможна.
2. Конституционные права, свободы и обязанности
получают правовое закрепление в Основном
Законе государства, тем самым они обладают
высшей юридической силой и имеют повышенную
государственно-правовую охрану.
3. Конституционные права, свободы и обязанности,
в отличие от иных прав, свобод и обязанностей,
закрепленных нормами других отраслей,
носят всеобщий характер, обладание ими
не связано с наличием у лица какого-либо
статуса (например, собственника имущества,
индивидуального предпринимателя, трудящегося
и т. д.).
4. Конституционные права, свободы и обязанности
являются юридической базой для всех иных
прав, свобод и обязанностей, закрепленных
в текущем законодательстве, ибо они содержат
исходные положения в той или иной сфере
регулирования общественных отношений.
Например, из права человека на жилище
вытекают все права и обязанности, закрепленные
нормами жилищного права.
Многообразие конституционных прав и
свобод требует их классификации.
Классификацию конституционных прав и
свобод человека и гражданина можно проводить
по различным основаниям.
1. В зависимости от субъекта обладания
конституционные права и свободы можно
классифицировать на права, свободы человека
и права, свободы гражданина. Отличие первых
от вторых заключается в том, что права
человека являются естественными, неотчуждаемыми
и принадлежат каждому от рождения независимо
от того, является ли он гражданином какого-либо
государства или нет, а права гражданина
связаны с принадлежностью человека к
государству (с гражданством данного государства).
В Конституции РФ различие между правами
человека и правами гражданина проводится
в формулировках соответствующих статей.
Для обозначения субъекта прав человека
используются формулировки «каждый»,
«никто», «все». Применительно к правам
гражданина в Конституции РФ указываются
«граждане Российской Федерации» и «граждане».
2. По форме осуществления конституционных
прав и свобод можно выделить конституционные
права и свободы, реализуемые в индивидуальном
и коллективном порядке. Так, только в
коллективном порядке может быть реализовано
право на забастовку (ч. 4 ст. 37), право на
свободу публичных мероприятий (ст. 31),
право на объединение (ст. 30).
3. Можно классифицировать права и свободы
на основные и их составляющие. Например,
право участвовать в управлении делами
государства (ч. 1 ст. 32) - основное право,
а избирательное право (ч. 2 ст. 32)- составляющее,
оно является частью основного.
4. По времени закрепления в конституциях
различных государств права и свободы
человека и гражданина можно классифицировать
на три поколения:
1) гражданские и политические права, провозглашенные
буржуазными революциями;
2) социально-экономические права, имеющие
в своей основе социалистические учения;
3) экологические права, появление которых
связано с обострением экологической
ситуации на всем земном шаре, права в
сфере информации, закрепления которых
потребовал научно-технический прогресс.
5. По степени абсолютизации права человека
и гражданина принято делить на абсолютные
и относительные. Абсолютные права, в отличие
от относительных, не подлежат ограничению
ни при каких обстоятельствах. Сюда относятся
право на жизнь, право на неприкосновенность
частной жизни, право на жилище и ряд других.
6. Наибольшее распространение в науке
конституционного права получила классификация
прав и свобод по их содержанию. В соответствии
с этим критерием права и свободы делятся
на три группы:
1) личные,
2) политические ,
3) экономические, социальные и культурные.
4.4.2. Личные права и
свободы
В общей системе конституционных
прав и свобод личным правам и свободам
отводится особая роль, они открывают
гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека
и гражданина».
Основное назначение личных прав и свобод
состоит: во-первых, в том, что они гарантируют
человеческую жизнь и обеспечивают защиту
от всяких форм насилия, жестокого или
унижающего человеческое достоинство
обращения; во-вторых, они индивидуализируют
человека, обеспечивают ему гарантии личной
неприкосновенности и невмешательства
в частную и семейную жизнь; в-третьих,
с помощью личных прав гарантируется индивидуальная
свобода, то есть возможность беспрепятственного
выбора различных вариантов поведения
. *
Личные права и свободы являются естественными
и неотчуждаемыми правами и свободами
человека, то есть они принадлежат каждому
от рождения независимо от обладания гражданством.
Большинство из них не подлежит ограничению
со стороны государства ни при каких обстоятельствах.
Право на жизнь (ст. 20). Содержание права
на жизнь состоит прежде всего в недопустимости
произвольного лишения жизни человека,
в частности, и путем неоправданно широкого
применения смертной казни как меры уголовного
наказания.
Конституция РФ (ч. 2 ст. 20) предусматривает,
что смертная казнь впредь до ее отмены
может устанавливаться федеральным законом
в качестве исключительной меры наказания
за особо тяжкие преступления против жизни
при предоставлении обвиняемому права
на рассмотрение его дела судом с участием
присяжных заседателей.
В связи со вступлением в феврале 1996 года
в Совет Европы Россия приняла на себя
обязательство в течение трех лет отменить
смертную казнь, а до этого момента воздерживаться
от исполнения вынесенных смертных приговоров.
Право на жизнь, кроме запрета на произвольное
лишение жизни, включает создание государством
правовых, социальных, экономических и
иных условий, обеспечивающих нормальную,
полноценную, достойную человеческую
жизнь.
Право на свободу в личную неприкосновенность
(ст. 22). Личная неприкосновенность предполагает
недопустимость какого бы то ни было вмешательства
извне в область индивидуальной жизнедеятельности
человека и включает в себя физическую
(жизнь, здоровье) и нравственно-психологическую
(честь, достоинство) неприкосновенность.
Гарантией физической неприкосновенности
человека служит строгая регламентация
порядка применения ареста, заключения
под стражу и содержания под стражей. Конституция
РФ (ч. 2 ст. 22) предусматривает, что соответствующие
ограничения свободы возможны только
по судебному решению. До судебного решения
лицо не может быть подвергнуто задержанию
на срок более 48 часов. Однако в соответствии
с ч. 2 п. 6 Заключительных и переходных
положений Конституции РФ до приведения
уголовно-процессуального законодательства
Российской Федерации в соответствие
с положениями Конституции РФ сохраняется
прежний порядок ареста, содержания под
стражей и задержания лиц, подозреваемых
в совершении преступления.
Законодательство Российской Федерации
содержит уголовно- и гражданско-правовые
средства, обеспечивающие свободу и неприкосновенность
человека. Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает
уголовную ответственность за похищение
человека (ст. 126), незаконное помещение
в психиатрическую больницу (ст. 128), клевету
(ст. 129), оскорбление (ст. 130) и др. Гражданский
кодекс РФ предоставляет человеку возможность
требовать в порядке гражданского судопроизводства
опровержения порочащих его честь, достоинство
или деловую репутацию сведений, а также
возмещения убытков и морального вреда,
причиненных их распространением (ст.
152).
Неприкосновенность жилища (ст. 25) означает,
что никто не вправе проникать в жилище
против воли проживающих в нем лиц иначе
как в случаях, установленных федеральным
законом (например, Уголовно-процессуальный
кодекс РФ предусматривает возможность
принудительного проникновения в жилище
для выполнения следственных действий:
выемки, обыска, наложения ареста на имущество,
осмотра места происшествия (ст. 167-173, 175,
178-179 УПК РФ) или на основании судебного
решения. При этом под жилищем понимается
помещение, предназначенное для постоянного
или временного проживания людей.
Свобода мысли и слова (ст. 29). Мысль - это
процесс внутренней психической деятельности
человека, связанный с определением им
своего отношения к явлениям внешнего
мира, со свободным формированием собственных
убеждений относительно всего происходящего.
Мысль всегда свободна, это ее имманентное
состояние, поэтому свобода мысли не нуждается
в законодательном закреплении.
Иначе обстоит дело со свободой слова
(то есть правом объективировать свои
мысли), наличие которой в значительной
мере зависит от характера политического
режима, существующего в данном государстве.
Российская Федерация, провозглашая себя
демократическим государством, гарантирует
каждому свободу мысли и слова. Однако
свобода слова не может быть безграничной.
В интересах сохранения мира, безопасности,
морали и соблюдения прав других участников
социального общения должны устанавливаться
определенные ограничения в пользовании
правом на свободу слова. Подобные ограничения
содержатся в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ.
Свобода совести, свобода вероисповедания
(ст. 28). Под свободой совести понимается
право каждого человека самостоятельно
решать вопрос о своем отношении к религии
(быть верующим или атеистом). Свобода
вероисповедания включает право исповедовать
индивидуально или совместно с другими
любую религию, право свободно выбирать,
иметь и распространять религиозные убеждения
и действовать в соответствии с ними.
Порядок реализации свободы совести и
свободы вероисповедания установлен Федеральным
законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе
совести и о религиозных объединениях»
*. К числу гарантий свободы вероисповедания
закон относит: запрет на обязывание человека
сообщать о своем отношении к религии,
тайну исповеди, право гражданина на замену
военной службы, если она противоречит
его убеждениям и вероисповеданию, альтернативной
гражданской службой и ряд др. Одной из
важнейших гарантий свободы совести и
вероисповедания является светский характер
российского государства (ст. 14).
Право каждого определять и указывать
свою национальную принадлежность (ч.
1 ст. 26) означает, что признак национальной
принадлежности по российскому праву
не имеет никакого юридического значения.
«Государство гарантирует равенство прав
и свобод независимо от пола, расы, национальной
принадлежности, происхождения...» (ст.
19). Важной гарантией обеспечения этого
права является норма о том, что «никто
не может быть принужден к определению
и указанию своей национальной принадлежности»
(ст. 26).
Право каждого на пользование родным языком,
на свободный выбор языка общения, воспитания,
обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). Языки
народов Российской Федерации - национальное
достояние России. Они являются историко-культурным
наследием и находятся под защитой государства.
В Российской Федерации действует Закон
РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов
Российской Федерации» * (в редакции от
24 июля 1998 г.), который направлен на создание
условий для сохранения, равноправного
и самобытного развития языков народов
Российской Федерации.
Свобода передвижений (ч. 1 ст. 27). Каждый,
кто законно находится на территории Российской
Федерации, имеет право свободно передвигаться,
выбирать место пребывания и жительства.
С принятием Закона Российской Федерации
от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации» * институт прописки
был отменен и введен регистрационный
учет граждан.
Порядок регистрации и снятия граждан
Российской Федерации с регистрационного
учета по месту пребывания и по месту жительства
в пределах России установлен Правилами,
утвержденными Постановлением Правительства
РФ от 17 июля 1995 г. *
Право каждого свободно выезжать за пределы
Российской Федерации и право граждан
Российской Федерации беспрепятственно
возвращаться (ч. 2 ст. 27). Порядок реализации
указанного права установлен Федеральным
з4.4.3. Политические права и свободы
Особенность политических прав и свобод
заключается в том, что обладание ими,
в отличие от личных прав и свобод, принадлежащих
каждому человеку как биосоциальному
существу и члену гражданского общества,
напрямую зависит от принадлежности человека
к гражданству данного государства. Эта
особенность обусловлена тем, что реализация
политических прав и свобод связана с
осуществлением политической власти в
государстве. И государству не безразлично,
в чьих руках будет находиться вся полнота
власти в стране.
Наиболее общим, объединяющим все другие
политические права и свободы является
право гражданина участвовать в управления
делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции
РФ). Это право вытекает из закрепленного
в ст. 3 Конституции РФ положения о том,
что носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ,
который осуществляет свою власть непосредственно,
а также через органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
К непосредственным формам выражения
воли народа относятся референдум и свободные
выборы.
Референдум - всенародное голосование
по важнейшим вопросам государственной
и общественной жизни. Порядок реализации
права на участие в референдуме получил
регламентацию в Федеральном конституционном
законе от 10 октября 1995 г. «О референдуме
Российской Федерации» *, Федеральном
законе от 19 сентября 1997 г. (в редакции
от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации».
Выборы - процесс формирования органов
власти путем голосования за выдвинутых
представителей народа.
Граждане принимают участие в выборах
путем закрепления за ними прав избирать
и быть избранными.
Порядок проведения выборов регулируется
избирательным законодательством и будет
рассмотрен в главе VI.
На конкретизацию права граждан участвовать
в управлении делами государства, закрепленного
ч. 1 ст. 32, направлены нормы Конституции
РФ о том, что «граждане Российской Федерации
имеют равный доступ к государственной
службе». Право на равный доступ граждан
Российской Федерации к государственной
службе означает равенство исходных возможностей
и отсутствие дискриминации по какому-либо
признаку. Это право не следует понимать
буквально, так как к лицам, претендующим
на занятие государственных должностей,
предъявляются повышенные требования,
однако эти требования носят исключительно
профессиональный характер. Вопросы поступления
на государственную службу регулируются
Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об
основах государственной службы Российской
Федерации». *
Право граждан Российской Федерации участвовать
в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32) призвано
обеспечить демократический порядок формирования
судебных органов. Это право может быть
реализовано путем занятия должности
судьи, а также путем участия в отправлении
правосудия в качестве присяжного, народного
заседателя.
Одной из форм участия граждан в управлении
делами общества и государства являются
их обращения в государственные органы
и органы местного самоуправления.
Конституция РФ (ст. 33) закрепляет право
обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения
в качестве самостоятельного конституционного
права граждан Российской Федерации.
Обращения граждан носят различный характер,
они могут выступать в качестве предложений,
заявлений, жалоб и ходатайств.
Предложение - обращение гражданина, не
связанное с нарушением его прав, а направленное
на улучшение порядка организации и деятельности
государственных органов, органов местного
самоуправления, должностных лиц и др.
Заявление - обращение гражданина в государственные
органы, органы местного самоуправления,
к должностным лицам и др. по поводу реализации
принадлежащего ему права (например, на
получение жилья, пенсии и т. д.).
Жалоба - обращение гражданина в государственные
органы, органы местного самоуправления,
к должностным лицам с требованием о восстановлении
нарушенного права.
Ходатайство - обращение о признании за
лицом определенного статуса, прав или
свобод (ходатайство о принятии в гражданство,
о признании беженцем и т. д.).
Каждый из этих видов обращений имеет
свою специфику, особый порядок рассмотрения
и различные правовые последствия.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим
вопросы приема и рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации, является
Указ Президиума Верховного Совета СССР
от 12 апреля 1968 г. (с изменениями от 4 марта
1980 г., от 2 февраля 1988 г.) «О порядке рассмотрения
предложений, заявлений и жалоб граждан».
*
Законодательство предусматривает ряд
требований, которым должны отвечать обращения
граждан. Письменные обращения граждан
должны содержать определенные реквизиты:
наименование и адрес органа или должностного
лица, которому направляется обращение;
изложение существа дела; Ф.И.О. обращающегося,
адрес либо данные о месте работы или учебы,
обратившегося; дату и подпись. Обращения,
не содержащие этих сведений, признаются
анонимными и рассмотрению не подлежат.
Предложения и заявления подаются гражданами
в государственные органы, органы местного
самоуправления, общественные объединения,
должностным лицам, к непосредственному
ведению которых относится разрешение
данного вопроса.
Жалобы подаются в вышестоящие органы
или вышестоящим должностным лицам, по
отношению к тем, действия которых обжалуются.
Заявления и жалобы разрешаются в срок
до одного месяца со дня поступления, а
не требующие дополнительного изучения
и проверки - безотлагательно, но не позднее
15 дней.
В тех случаях, когда для разрешения заявления
или жалобы необходимо проведение специальной
проверки, истребование дополнительных
материалов либо принятие других мер,
сроки разрешения заявления или жалобы
могут быть в порядке исключения продлены,
но не более чем на один месяц, с сообщением
об этом лицу подавшему заявление или
жалобу.
Предложения граждан рассматриваются
в срок до одного месяца, за исключением
тех предложений, которые требуют дополнительного
изучения, о чем сообщается лицу, внесшему
предложение.
Нарушение установленного порядка рассмотрения
предложений, заявлений и жалоб, бюрократическое
отношение к ним, волокита, а также преследование
граждан в связи с подачей предложений,
заявлений, жалоб либо за содержащуюся
в них критику влекут в отношении виновных
должностных лиц ответственность в соответствии
с законодательством.
Решение, принятое по обращению гражданина,
может быть обжаловано в вышестоящий в
порядке подчинения орган (должностному
лицу) либо в суд.
Наряду с административным порядком рассмотрения
жалоб граждан на незаконные действия
государственных органов, органов местного
самоуправления. должностных лиц существует
судебный порядок обжалования таких действий,
предусмотренный Законом Российской Федерации
от 27 апреля 1993 г. (в редакции Федерального
закона от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан». *
В соответствии со ст. 31 Конституции РФ
граждане Российской Федерации имеют
право собираться мирно, без оружия, проводить
собрания, митинги и демонстрации, шествия
и пикетирование.
Право на проведение подобного рода публичных
мероприятий имеет своей целью повлиять
на органы государственной власти и органы
местного самоуправления при принятии
ими решений по вопросам, имеющим важное
государственное и общественное значение.
Проведение публичных мероприятий регламентируется
Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О
порядке организации и проведения митингов,
уличных шествий, демонстраций и пикетирования»,
* которым установлено, что до принятия
соответствующего Закона Российской Федерации
применяется в части, не противоречащей
Декларации прав и свобод человека и гражданина,
принятой Верховным Советом Российской
Федерации 22 ноября 1991 г., Указ Президиума
Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г.
«О порядке организации и проведения собраний,
митингов, уличных шествий и демонстраций
в СССР».**
Вышеупомянутый Указ Президента РФ предусматривает
уведомительный порядок проведения публичных
мероприятий. Уведомление (заявление в
письменной форме) о проведении публичных
мероприятий подается в местную администрацию
не позднее чем за десять дней до намечаемой
даты их проведения. В заявлении указываются
цель, форма, место, время проведения мероприятия.
Инициаторами указанных мероприятий могут
быть лица, достигшие 18-летнего возраста,
уполномоченные соответствующей группой
граждан или общественным объединением.
Местная администрация рассматривает
заявление и сообщает организаторам о
принятом решении (оно может быть обжаловано
в вышестоящий исполнительный орган) не
позднее чем за пять дней до времени проведения
мероприятия, указанного в заявлении.
Осуществление права на публичные мероприятия
связано с определенными ограничениями.
Оно не должно нарушать права и свободы
других лиц. Запрещается использование
этого права для насильственного изменения
конституционного строя, разжигания расовой,
национальной, классовой, религиозной
ненависти, для пропаганды насилия и войны.
При проведении собраний, митингов, уличных
шествий, демонстраций их участники обязаны
соблюдать законы и общественный порядок.
Государственные органы, общественные
объединения, должностные лица не вправе
препятствовать публичным мероприятиям,
проводимым с соблюдением установленного
порядка.
Местная администрация может запретить
проведение публичных мероприятий, если
их цель противоречит Конституции РФ,
конституциям и уставам субъектов Федерации
либо угрожает общественному порядку
и безопасности граждан.
Право на объединение получило свое закрепление
в ст. 30 Конституции РФ. Оно включает в
себя:
1) право на добровольной основе создавать
общественные объединения;
2) право вступать в уже существующие общественные
объединения;
3) право воздерживаться от вступления
в какое-либо общественное объединение;
4) право свободного выхода из общественных
объединений.
Право на объединение имеют как российские,
так и иностранные граждане, а также лица
без гражданства. Исключение составляют
политические общественные объединения,
право на создание и участие в которых
принадлежит только гражданам Российской
Федерации.
Конституция РФ гарантирует свободу деятельности
общественных объединений, за исключением
ограничений, содержащихся в ч. 5 ст. 13:
«запрещается создание и деятельность
общественных объединений, цели или действия
которых направлены на насильственное
изменение основ конституционного строя
и нарушение целостности Российской Федерации,
подрыв безопасности государства, создание
вооруженных формирований, разжигание
социальной, расовой, национальной и религиозной
розни».
Порядок реализации гражданами конституционного
права на объединение регламентируется
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. (в редакции
от 19 июля 1998 г.) «Об общественных объединениях»
.* Этим законом установлен порядок создания,
принципы деятельности общественных объединений,
их права и обязанности, основы взаимоотношений
государства и общественных объединений,
ответственность за нарушение Федерального
закона «Об общественных объединениях».