Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 16:28, курсовая работа
Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России.
В задачи работы
входит:
- определение понятия конституционного контроля и его места в системе власти современного правового государства;
- определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства;
- описание процедуры избрания членов Конституционного суда, их полномочий и обязанностей;
- описание организации деятельности Конституционного суда;
- определение демократических принципов современного
конституционного судопроизводства в России.
Введение
- Определение круга вопросов
I. Понятие и значение конституционного контроля.
II. Полномочия Конституционного суда Российской Федерации.
- Функции Конституционного суда Российской Федерации;
- Дело о толковании ст.136 Конституции Российской
Федерации;
- Дело о проверке соответствия Конституции части пятой
статьи 209 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР;
- Принципы решения международных вопросов в
Конституционном суде РФ.
III. Статус судьи Конституционного суда Российской
Федерации. Структура и организация деятельности Конституционного
суда Российской Федерации.
-Состав и функции членов Конституционного суда РФ;
IV. Принципы конституционного судопроизводства.
Заключение
Список использованной литературы
Численный состав Конституционного суда теперь равен 19, в
отличие от предусмотренных по закону 1991 г. 15 (реально тогда
было избрано 13 человек). Изменен порядок формирования Суда, что
связано с новой системой органов государственной власти,
установленной Конституцией 1993 г..
Конституционный суд вправе
при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего
числа судей. Полномочия самого Конституционного суда не
ограничены сроком, тогда как полномочия судей ограничиваются
сроком в 12 лет. Верхняя возрастная граница членов
Конституционного суда не должна превышать 70 лет. Повторное
назначение судьи на должность не допускается. Ранее же
действовавший Закон 1991 г. фактически придерживался принципа
несменяемости членов Суда.
Судья Конституционного суда считается вступившим в
должность с момента
полномочия в последний день месяца, в котором заканчивается его
избирательный срок или в
В состав Конституционного суда входят две палаты,
включающие в себя
состав палат определяется
которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.
Конституционный суд РФ
пленарных заседаниях и
участвуют все судьи, в
состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным
более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить
Председатель и заместитель
В пленарном заседании Конституционный суд может
рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако
есть и такие дела. которые
Суд может рассматривать
на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:
-Дела о соответствии Конституции Российской Федерации
конституций республик и устав субъектов РФ;
-Толкование Конституции
- Вынесение заключений о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения
совершении иного тяжкого
-Утверждение посланий
-Решение вопросов о выступлении с законодательной
инициативой по вопросам
В ходе пленарных заседаний Конституционный суд также
избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря
Конституционного суда; формирует персональные составы палат
Конституционного Суда; принимает
Регламент Конституционного
и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает
очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также
распределяет дела между палатами; принимает решения о
приостановлении или о прекращении полномочий судьи
Конституционного Суда, а также в случае необходимости - о
досрочном освобождении от должности Председателя, его
заместителя или судьи-
В заседаниях палат Конституционный суд решает дела,
отнесенные к ведению
рассмотрению в пленарных
соответствии Конституции Российской Федерации следующих
нормативных актов:
- федеральных законов, нормативных актов Президента
России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации;
- законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных
по вопросам, относящимся
к ведению органов
власти РФ и совместному
России и органов
- договоров между органами государственной власти России и
органами государственной
между органами
Федерации;
- не вступивших в силу международных договоров Российской
Федерации;
В заседаниях палат
споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами государственных властей Российской
Федерации и ее субъектов;
- между высшими
Российской Федерации.
Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению
жалоб на нарушение
запросам судов проверяет
или подлежащего применению в конкретном деле. Пример
рассмотрения подобного дела уже был представлен выше.
В пленарном заседании Конституционного суда тайным
голосованием большинством голосов от общего числа судей
избирается Председатель - сроком на три года, заместитель
Председателя и судья-
Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие
функции:
- руководит подготовкой пленарных заседаний
Конституционного суда, созывает их и заседательствует на них;
- вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы,
подлежащие рассмотрению в
- представляет Конституционный суд в сношениях с
государственными органами и организациями; выступает от имени
Конституционного суда;
- осуществляет общее руководство аппаратом
Конституционного суда.
Председатель Конституционного суда издает приказы и
распоряжения Суда.
В обязанности заместителя Председателя Конституционного
суда входит осуществление
его уполномочию, а также обязанностей, возложенных на него
Судом.
Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет
непосредственное руководство
суда; доводит до сведения
лиц решения, принятые
об их исполнении и т.д.
После возобновления деятельнос
1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней
можно выделить две
называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три
работника, призванных помогать непосредственно ему и ему
подчиненных. (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-
секретаря по численности выше.
Вторая часть аппарата - это секретариат, состоящий из ряда
управлений (Управление конституционного надзора, Управление
конституционных программ частного права, Управление
международного права и т.д.).
ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных
заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка
аналитических материалов. В секретариате имеются также
подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний,
контролем за исполнением решений Конституционного суда,
обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат
Конституционного суда осуществляет информационно-справочную,
аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в
предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают
вопросов, требующих изучения судьями.
Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.
При Суде действует также
по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд
принимает Регламент Конституционного суда. В нем
устанавливаются: порядок
Конституционного суда, порядок распределения дел между ними,
порядок определения
заседаниях и в заседаниях палат и т.д..
Говоря об организации
РФ, следует еще упомянуть о наличии в современном
конституционном
мнение судьи Конституционного суда. Особое мнение судьи, не
совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется
вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному
конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд,
при обнародовании принятого
решения, не связан с
судьей его собственного мнения, ибо на Суд возлагается
обязанность немедленно публикации только решения
Конституционного суда. Российские правоведы, однако, считают,
что публикация особого мнения судьи была бы желательна, так как
эта мера дает возможность познакомиться не только со взглядами
на проблему конкретного представителя судебных органов, но и
способствует дальнейшему развитию всего судопроизводства на
демократических началах.[6]
IV. Принципы конституционного
В своей деятельности Конституционный суд Российской
Федерации руководствуется следующими основными принципами:
независимость,
равноправие сторон.
Конституционный суд сегодня, в отличие от ранее
действовавшего
финансовом и материально-
органов. Финансирование Конституционного суда производится за
счет федерального бюджета, что обеспечивает возможность
осуществления независимого
полном объеме. Для обеспечения деятельности Конституционного
суда федеральный бюджет выделяет отдельной статьей средства,
которыми Суд распоряжается самостоятельно, причем смета его
расходов не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим
годом.
Заметим, что в соответствии с ранее действующим
законодательством
многом зависел от других ветвей власти и, прежде всего, от