Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 09:28, курсовая работа
Цель работы: изучить вопросы конституционного статуса РФ.
Поставленная цель определила следующие задачи:
- рассмотреть конституционно-правовой статус государства в конституционном праве;
- ознакомиться с предметами ведения Российской Федерации;
- изучить основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации;
Введение .................................................................................................................. 3
1. Теоретические основы конституционно – правового статуса Российского
государства.............................................................................................................. 4
1.1. Конституционно-правовой статус государства в конституционном
праве..................................................................................................................... 4
1.2. Предметы ведения Российской Федерации .............................................. 8
2. Особенности конституционного статуса РФ ................................................. 11
2.1. Основные элементы конституционно-правового статуса Российской
Федерации ......................................................................................................... 11
2.2. Проблемы оформления и развития конституционно-правового статуса
РФ....................................................................................................................... 19
Заключение............................................................................................................ 24
Список использованной литературы.....
Содержание
Конституционное право является основополагающей отраслью права Российской Федерации.
Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Основополагающий нормативный источник данной отрасли права это Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Исходные положения конституционного строя зафиксированы в первой главе Конституции, где указано, что Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Актуальность работы: Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться, прежде всего, на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона важно не только для отдельных граждан и организаций, но и для органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления в связи с этим следует разобраться в вопросах конституционного статуса РФ.
Цель работы: изучить вопросы конституционного статуса РФ.
Поставленная цель определила следующие задачи:
- рассмотреть конституционно-правовой статус государства в конституционном праве;
- ознакомиться с предметами ведения Российской Федерации;
- изучить основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации;
- изучить проблемы оформления и развития конституционно-правового статуса РФ.
Основы конституционного строя закреплены в главе 1 Конституции РФ. Среди них можно выделить: государственный суверенитет, приоритет прав и свобод человека, народовластие, федерализм, социальное государство, многообразие форм собственности, разделение властей, идеологическое многообразие, светскость государства и др. Это те базовые ценности, на которые ориентировано государство и общество, это принципы, которым должны подчиняться органы публичной власти и которые должны защищаться судом. Согласно части 1 статьи 16 Конституции Российской Федерации основы конституционного строя, содержащиеся в положениях главы 1 Конституции Российской Федерации, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном в главе 9 Конституции Российской Федерации, т.е. через принятие новой конституции.
Конституционно-правовой статус Российского государства как правовое явление прежде всего должен обеспечивать реализацию назначения государства, определенного ст. 2 Конституции РФ, а также его основных конституционных характеристик как демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления (ст. 1, 5, 7, 14 Конституции РФ) 1.
Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами.
Неотъемлемым элементом конституционно - правового статуса российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета.
Важным элементом конституционно – правового статуса Российской Федерации является ее единое гражданство. Вопросы гражданства российской Федерации регулируются ее Конституцией, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации".
Конституционно - правовой статус Российской Федерации означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. Российская Федерация имеет Президента – главу государства; Федеральное собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ; Конституционный суд, Верховный суд и высший Арбитражный суд, осуществляющие высшую судебную власть в стране. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ2.
Конституционно – правовой статус РФ характеризуются наличием единой федеральной системы права. Основу системы права составляет Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой и прямым действием на всей территории страны. Конституция РФ устанавливает верховенство федерального закона. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Причем последние не могут противоречить федеральным законам, в случае же такого противоречия действуют согласно Конституции федеральные законы.
Конституционно – правовой статус РФ характеризуется наличием федеральной собственности. В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. " О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов. Городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность". К объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства и прочие объекты3.
Конституционно – правовой статус РФ характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы. Денежная система РФ включает в себя денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей РФ является рубль.
К числу наиболее важных элементов конституционно – правового статуса РФ относится наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной ценности РФ. Не имеют право создавать свои Вооруженные Силы и субъекты РФ, включая республики. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ согласно Конституции является Президент РФ4.
К числу основных элементов конституционно – правового статуса РФ относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.
Существенным элементом конституционно – правового статуса РФ является государственный язык. В Конституции (ч.1 ст. 68) установлено, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков.
Важным компонентом конституционно – правового статуса РФ являются ее государственные символы – государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет РФ, а также ее столица – город Москва. Согласно ч. 1 ст. 70 конституции РФ государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом5.
Конституционные полномочия и ответственность государства реализуются в полном соответствии с закрепленными конституционно-правовыми нормами целями и задачами государства, которые также следует рассматривать в качестве обособленного элемента его статуса. В свою очередь, содержание последних зависит от конституционно закрепленных сфер и объектов воздействия со стороны государства, то есть предметов ведения, которые являются самостоятельным элементом конституционно-правового статуса государства. Предметы ведения государства как субъекта конституционно-правовых отношений понимаются в широком смысле. Фактически под ними подразумевается предмет конституционно-правового регулирования отношений с участием государства. Конституционно закрепленные предметы ведения Российской Федерации (ст. 71 - 72) представляют собой детализацию в широком смысле слова понимаемых предметов ведения Российского государства в связи с их разграничением между различными уровнями государственной власти: федеральным и субъектов Федерации (по сути дела, речь идет о разделении компетенции между уровнями власти внутри государства). Но это лишь один из аспектов возможного рассмотрения предметов ведения государства, призванного обеспечить воздействие на всю систему общественных отношений и сферы жизнедеятельности общества для обеспечения его развития в интересах каждого человека.
Конституционно – правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения РФ, реализуемых органами государственной власти. Под предметом ведения РФ понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями.
В сфере государственного строительства к предметам ведения, принадлежащим исключительно РФ, относятся принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением, федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств.
РФ устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности, формирует федеральные органы государственной власти6.
В исключительном ведении РФ находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно – процессуальное и уголовно – исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско – процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собствености; федеральное коллизионное право.
РФ устанавливает государственные награды и почетные звания РФ. В ее исключительном ведении находятся федеральная государственная служба, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного и национального развития РФ.
В сфере экономического и социально – культурного строительства в исключительном ведении РФ находятся федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ.
РФ определяет правовые основы социального рынка; ведает финансовым, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. РФ устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном ведении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.
РФ устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющие материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.
К предметам исключительного ведения РФ принадлежат метеорологические службы, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета РФ ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ.
К ведению РФ относятся также оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.
На РФ возложены определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ7.
Все другие имеющиеся у нее полномочия РФ осуществляет совместно с ее субъектами. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы.
Конституция устанавливает также, что РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и предавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ (ст. 79).
Рассмотрим детальнее каждый из элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации. Идя таким путем, можно получить достаточно полное представление о их содержании.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. К системе права Российской Федерации относятся также некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству Российской Федерации8.
Составной частью системы права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:
• во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;