Конституционный суд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:36, реферат

Краткое описание

Конституционный суд РФ , избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Затем, после внесения в ранее действовавшую Конституцию ст.165-1, он, несмотря на запрещение закона, получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционный суд РФ.docx

— 24.23 Кб (Скачать файл)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

Конституционный суд РФ , избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Затем, после внесения в ранее действовавшую Конституцию ст.165-1, он, несмотря на запрещение закона, получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.

I. Понятие и значение  конституционного  контроля

Конституционный контроль является необходимым атрибутом  демократически организованного государства. Он -   важнейший элемент построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым воплощением эволюции правовой системы. Целью органов конституционного контроля Российской Федерации является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции государства на всей его территории.

Система конституционного контроля имеет свои корни в российской истории, в том числе, в виде судебного  контроля, который осуществлялся  Верховным судом СССР в 20-е-30-е  годы.  

Можно выделить три основных вида систем конституционного контроля: парламентскую, парламента и общих судов, парламента и специализированного органа конституционного контроля, каковым в России является Конституционный суд. 

Роль  и компетенции  органов конституционного контроля в разных государствах различны, но у всех есть одна общая сфера деятельности - проверка конституционности нормативных актов. В этом заключается основная функция и российского Конституционного суда как важнейшего - специализированного -  органа конституционного контроля.

Итак, главнейшим органом конституционного контроля в Российской Федерации является Конституционный суд Российской Федерации.  В Федеральном законе о Конституционном суде РФ 1994 г. было снято определение Конституционного суда  РФ как высшего и, таким образом, устанавливалось формальное равенство всех органов конституционного надзора. Однако объем и содержание деятельности Конституционного суда, обязательность решений суда, рассматривающего дела о конституционности законов и других нормативных актов, решающего споры между органами государственной власти объективно предопределяют его положение как высшего органа конституционного контроля.

II.Полномочия Конституционного суда Российской Федерации

“Конституционный  суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства”, - гласит ст.1 Закона о Конституционном суде РФ. В нем четко определены характер, сущность и место Конституционного суда в системе органов государственной власти. Следовательно, Конституционный суд - прежде всего - составная часть судебной власти России, предназначенная для того, чтобы удерживать все ветви власти в рамках права. 

Полномочия, порядок  образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст.125) и Федеральным конституционным  законом о Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г..

Изменения, внесенные  Конституцией 1993 г. по сравнению с  ранее действовавшей конституцией России и Законом о Конституционном  суде 1991 г.  в правовой статус Конституционного суда, касаются, прежде всего, численного состава Суда, порядка его образования, основных полномочий, юридической силы и последствий его решений.

В целях защиты основ  конституционного строя  в Российской Федерации  Конституционный  суд РФ обладает следующими полномочиями:

1. Решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

- федеральных законов,  нормативных актов Президента  России, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ;

- конституций республик,  уставов, а также законов и  иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации;

- договоров между  органами государственной власти  России и органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, а также взаимных  договоров между последними;

- еще не вступивших  в силу международных договоров  Российской Федерации;

2. Разрешать споры о компетенции:

- между федеральными  органами государственной власти;

- между органами  государственной власти РФ и  органами государственной власти  субъектов РФ;

- между высшими  государственными органами субъектов  Российской Федерации;

3. Проверять конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав граждан и по запросам судов;

4. Давать толкование Конституции РФ;

5. Давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений в адрес Президента России в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления;

6. Выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7. Осуществлять иные  полномочия, предоставленные ему  Конституцией РФ, Федеративным договором  и федеральными конституционными  законами. 

С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона,  в Суд могут обращаться исключительно: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов федерации.

Согласно ст.106 Федерального конституционного закона “О Конституционном  суде Российской Федерации”, толкование, данное Конституционным судом, является официальным и обязательным для  всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.   

Важнейшей и самой сложной  сферой правоприменения конституционного законодательства в России сегодня остаются федеральные споры: как на уровне выяснения отношений между “центром” и субъектами Российской Федерации, так и на уровне соответствия правовых систем и взаимоотношений между самими субъектами РФ. При рассмотрении вопросов по международному праву Конституционный суд РФ исходит из ст.15(4) Конституции 1993 г., которая провозглашает, что “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы”. Конституция устанавливает также приоритет норм международного договора по отношению к противоречащим им правилам закона. Особую важность эти положения приобретают при решении вопросов по делам субъектов федерации. Положительную тенденцию с точки зрения развития демократии в нашей стране имеет тот факт, что при решении подобных вопросов Конституционный суд России руководствуется двумя принципиальными положениями, сформулированными еще в 1992  г.. Заключаются они в следующем:

1. Для обоснования приоритета международного договора по отношению к актам субъектов федерации важное значение имеет постановление по делу о беженцах Северной Осетии (Речь идет о деле 1992 г.). В данном деле Суд, в частности , заявил, что положение ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах, закрепляющее равенство граждан перед законом, в силу ст.32 Конституции имеет преимущество “перед законодательством Российской Федерации, следовательно, и республик в ее составе”.

2. Большое значение имеет также подход к рассматриваемой проблеме, сформулированный Конституционным судом в постановлении о ст.33 КЗоТ. Он заключался в том, что подлежащий применению закон всегда должен оцениваться с точки зрения его соответствия принципам и нормам международного права.[4]       

Решения Конституционного суда Российской Федерации  обязательны на всей территории Российской Федерации для  всех представительных, исполнительных и  судебных органов  государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. 

 Что же касается возможности обращения в Конституционный суд граждан по поводу осуществления их конституционных прав, то в этом вопросе уже существует определенная положительная практика решения таких дел.

Дело в том, что  количество обращений в Конституционный  суд частных лиц (по положению  на 1994 г.) насчитывает более тысячи в месяц и не может быть в  установленные сроки изучено  ограниченным количеством членов Суда. Такая работа требует большого аппарата специалистов, но даже самый универсальный  аппарат, в свою очередь, не может  подменять собой Суд: если обращение  гражданина соответствует всем требованиям, предъявляемым Законом к индивидуальной жалобе, решение по нему может быть принято только Конституционным  судом. С подобной проблемой сталкивается не только российское судопроизводство. В частности в США для решения  соответствующих вопросов правом конституционного контроля наделены все суды, что  позволяет “отсеивать” большой  процент необоснованных жалоб на ранних стадиях.

Так что проблема обеспечения конституционного права  граждан на судебную защиту пока еще  не нашла адекватного решения.

III. Статус судьи Конституционного  суда РФ. Структура  и организация  деятельности Конституционного  суда РФ.

Личность судьи  в органах конституционного контроля играет весьма заметную роль, так как  ее оценивают зачастую не только по правовым критериям, но и по нравственным.

Судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность  Советом Федерации по представлению  Президента РФ. Следовательно, главная  роль в формировании персонального  состава Конституционного суда принадлежит  Президенту и Совету Федерации.

Членами Конституционного суда могут быть только граждане России, достигшие ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы юристом не менее 15 лет. В соответствии с прежним законодательством нижний возрастной предел членов Суда равнялся 35 годам, а необходимость работы по юридической специальности - 10. Новый подход, как можно заметить, направлен на то, чтобы в Конституционном суде работали люди, обладающие большим жизненным опытом и высокой юридической квалификацией.

Численный состав Конституционного суда теперь равен 19, в отличие от предусмотренных по закону 1991 г. 15 (реально тогда  было избрано 13 человек). Изменен порядок формирования Суда, что связано с новой системой органов государственной власти, установленной Конституцией 1993 г..

Конституционный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия самого Конституционного суда не ограничены сроком, тогда как полномочия судей ограничиваются сроком в 12 лет. Верхняя возрастная граница членов Конституционного суда не должна превышать 70 лет. Повторное назначение судьи на должность не допускается. Ранее же действовавший Закон 1991 г. фактически придерживался принципа несменяемости членов Суда.

Судья Конституционного суда считается вступившим в должность с  момента принесения им присяги, а истекают его полномочия в последний день месяца, в котором заканчивается его избирательный срок или в котором ему исполняется 70 лет.

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно  9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.

Конституционный суд  РФ рассматривает и разрешает  дела в пленарных заседаниях и  заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.

В пленарном заседании  Конституционный  суд может рассмотреть  любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

-Дела о соответствии  Конституции Российской Федерации  конституций республик и устав  субъектов РФ;

-Толкование Конституции  Российской Федерации;

- Вынесение заключений  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента РФ  в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

-Утверждение посланий  Конституционного суда;

-Решение вопросов  о выступлении с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения.

В ходе пленарных  заседаний Конституционный суд  также избирает Председателя, заместителя  Председателя, судью-секретаря Конституционного суда; формирует персональные составы  палат Конституционного Суда; принимает  Регламент Конституционного суда и  вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также в случае необходимости - о досрочном освобождении от должности Председателя, его заместителя или судьи-секретаря Конституционного суда и т.д..

Информация о работе Конституционный суд РФ