Конституционный суд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

На переходном этапе современного развития Российской Федерации в рамках процесса демократических преобразований происходит формирование новых общественно-экономических отношений, закладывается основа гражданского общества, правового государства. Значимый вклад в этот процесс вносит суд, роль которого в правовом государстве сводится не только к отправлению правосудия, но и участию в правотворческой деятельности. Логика такого подхода закономерна для стран, проводящих радикальные социальные, экономические и политические реформы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ……………....5
Понятие Конституционного Суда РФ как судебного органа…………........5
Статус судьи Конституционного Суда РФ……………………………….....9
2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ…………………………….....15
2.1. Особые полномочия Конституционного Суда РФ………….………….…16
2.2. Организация работы Конституционного Суда РФ…………….……….…20
2.3. Гарантии деятельности Конституционного Суда РФ………….….……...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...…………..…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..32
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. №306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» установлено, что при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматриваются отдельной строкой расходы на содержание Конституционного Суда РФ, учитывающие в числе прочих следующие направления расходования указанных средств:

– выплата денежного вознаграждения судьям Конституционного Суда РФ и денежного содержания федеральным государственным служащим аппарата Конституционного Суда РФ в порядке, установленном законодательством РФ;

– содержание парка служебных автомобилей Конституционного Суда РФ на условиях, предусмотренных для Правительства РФ;

– обеспечение Конституционного Суда РФ программно-техническими средствами, необходимыми для функционирования его информационных систем;

– выплата судьям Конституционного Суда РФ ежемесячной надбавки к денежному вознаграждению за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей;

– выплата судьям Конституционного Суда РФ и федеральным государственным служащим аппарата Конституционного Суда РФ, имеющим классные чины, надбавки к должностному окладу за ученую степень и почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»;

– реализация судьями Конституционного Суда РФ (в том числе пребывающими в отставке или на пенсии) права бесплатного проезда в пределах РФ на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, а также на всех видах городского (пригородного) пассажирского транспорта (за исключением такси);

– предоставление федеральным государственным служащим аппарата Конституционного Суда РФ служебного транспорта или денежной компенсации транспортных расходов, связанных с исполнением ими своих должностных обязанностей;

– предоставление судьям Конституционного Суда РФ жилой площади;

– обеспечение судей Конституционного Суда РФ служебными автомобилями, средствами на представительские расходы и на пользование всеми видами связи;

– оказание материальной помощи при предоставлении судьям Конституционного Суда РФ и федеральным государственным служащим аппарата Конституционного Суда РФ ежегодных отпусков;

– выплата надбавок к норме суточных при направлении судей Конституционного Суда Российской Федерации в служебные командировки за границу;

– предоставление судьям Конституционного Суда РФ 50%-ной скидки при оплате жилой площади в домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях, при оплате всех коммунальных услуг (электроэнергии, газа, отопления, водоснабжения и т.д.), за пользование квартирным телефоном независимо от принадлежности жилых помещений;

– обеспечение иных выплат, установленных законодательством РФ, судьям Конституционного Суда РФ и федеральным государственным служащим аппарата Конституционного Суда РФ.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить неконституционный закон или иное правовое положение.

Конституционный Суд РФ обладает широкими полномочиями, реализация которых призвана обеспечивать в стране режим конституционной законности, от уровня которой зависит действенность защиты граждан, государства и общества в целом.

Важность задач, стоящих перед Конституционным Судом, подчеркивается тем, что в качестве представителя сторон допускаются лица, имеющие ученую степень по юридическим специальностям. Исключение делается только для адвокатов. Закон считает их достаточно подготовленными для столь важной миссии. Учитывая высокую сложность конституционного судебного контроля, как с содержательной, так и процессуальной точек зрения, признание за адвокатами высокопрофессиональных качеств имеет большое значение для усиления роли адвокатуры в защите прав и свобод граждан.

Конституционное судопроизводство имеет ряд особенностей.

Во-первых, Конституционный Суд занимается установкой фактических обстоятельств дела только в той мере, в какой они могут повлиять на оценку конституционности оспариваемого закона или отдельных его положений. Поэтому задача адвоката сводится в этом вопросе к приведению убедительной правовой и научной аргументации своей позиции, к попыткам помочь суду найти оптимальное научно обоснованное решение.

В Конституционном Суде очень ограничены возможности выбора тактики отстаивания интересов клиента. Публичность, яркость выступления не оказывают здесь такого влияния, как в обычных судах. Необходимо уметь моделировать ситуацию и находить решение, строго обоснованное законом.

Во-вторых, конституционный процесс, в отличие от других видов процессов, достаточно скоротечен. Всего одна инстанция. Решения Конституционного Суда окончательны и не подлежат обжалованию и опротестованию. И поэтому адвокат лишен возможности оставить на будущее какие-то доводы или впоследствии их чем-то дополнить. Их необходимо изложить Суду сразу - иначе можно не изложить совсем.

В-третьих, у Конституционного Суда нет прописанной процедуры исполнения его решений, т.е. отсутствует механизм принуждения государственных органов и их должностных лиц к выполнению данных решений, если они добровольно ему не подчиняются. Нередки случаи повторных обращений в Конституционный Суд по одному и тому же вопросу, т.к. первое решение никем не было выполнено. Зачастую положительное решение Конституционного Суда означает новое разбирательство, в основном судебное, того дела, по которому был применен нормативный акт, признанный неконституционным.

В-четвертых, защита конституционных прав и свобод в конституционном процессе реализуется не только через отстаивания прав конкретного человека, а в форме защиты прав и свобод всех лиц, по отношению к которым может быть применен оспариваемый правовой акт, т.е. всегда защищаются публичные интересы.

Решения судов должны быть законными, справедливыми и обоснованными. Только при соблюдении этих принципов будет оправданно существование презумпции их истинности, которая должна означать, что вступившее в силу решение Конституционного Суда считается истинным до тех пор, пока оно не отменено этим судом в порядке, установленном Федеральным конституционным законом. Случаев пересмотра решений будет немного, но такая возможность в правовом государстве должна существовать.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями и дополнениями).

2.Федеральный конституционный  закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

3.Федеральный конституционный  закон от 5 февраля 2007 г. №2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

4.Федеральный конституционный  закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

5.Федеральный конституционный  закон от 5 апреля 2005 г. №2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

6.Федеральный закон от 14 марта 2002 г. №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

7.Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» (с изменениями и дополнениями).

8. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. . - ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003.

9.Постановления Конституционного  Суда РФ за март-апрель 2007 г., №7, июль 2007.

10.Решения Конституционного Суда  РФ в системе формальных (юридических) источников российского уголовного  права, К.В. Ображиев, «Законы России: опыт, анализ, практика», №6, июнь 2008.

11. Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. м. издательство БЕК, 1995. С. 158-170

12.Барановский К.В., Безруков А.В., Калугин А.Г., Влияние правовых позиций Конституционного Суда РФ на уголовно-процессуальное законодательство и практику, «Журнал российского права», №11, ноябрь 2007.

13. Комментарий к Федеральному  Конституционному Закону от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный) // под ред.А.А. Батяева. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.

14.Бондарь Н.С., Нормативно-доктринальная природа решений Конституционного Суда РФ как источников права, «Журнал российского права», №4, апрель 2007.

15.Гаджиев Г.А., Правовые позиции Конституционного Суда РФ как новый источник российского гражданского права // «Закон», №11, ноябрь 2006.

16. Лушников В. Институт разъяснения решения Конституционного Суда. // Эж-ЮРИСТ. N 17. 200517. Гошуляк В.В., Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации как источник права // «Законодательство и экономика», №9, сентябрь 2007.

18.Гусева Т.А., Значение судебных актов Конституционного суда РФ (на примере некоторых определений), // «Ваш налоговый адвокат», №5, май 2008.

19.Захаров В.В., Решения Конституционного Суда РФ в системе источников российского права, «Журнал российского права», №11, ноябрь 2006.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Виды решений Конституционного Суда РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Наиболее известные решения Конституционного Суда РФ

 

1995 год, Чеченское дело. Конституционный  Суд подтвердил конституционность  большинства положений актов  Президента и Правительства, направленные  на восстановление конституционной  законности в Чеченской Республике.

1996 год, Алтайское дело. Конституционный Суд признал неконституционными положения Устава Алтайского края, согласно которым Законодательное Собрание обладало правом назначать на должность и освобождать от должности губернатора края, ущемляло в правах губернатора и содержало перекосы в пользу законодательной ветви власти.

1996 год, дело о рассмотрении ограничений  свободы передвижения. Конституционный  Суд признал ряд неконституционными  положений законов некоторых  субъектов Российской Федерации (города Москвы, Московской области, Ставропольского края, Воронежской области), ограничивающие свободу передвижения.

1997 год, Удмуртское дело. Конституционный  Суд признал неконституционными  ряд положений республиканского  закона, ущемляющих права местного  самоуправления.

2000 год, дело о суверенитетах. Конституционный Суд признал неконституционными положения Конституции Республики Алтай, а впоследствии – ряда других российских республик, провозглашавшие суверенитет этих республик и ущемлявших права Федерации.

2005 год, дело о губернаторских  выборах. Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил конституционность принятого по инициативе Президента РФ закона о новом порядке назначения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации законодательными органами по предложению Президента России.

1 Лушников В. Институт разъяснения решения Конституционного Суда. // Эж-ЮРИСТ. N 17. 2005.

2 Комментарий к Федеральному Конституционному Закону от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный) // под ред.А.А. Батяева. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.

3 Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. . - ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003.

4 Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Учеб.пособие. М.Юрист. 2005.

 

5 Кажлаев С.А. Генезис правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 3.

6 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Издательство БЕК, 2007.

 

7 Гаджиев Г.А., Правовые позиции Конституционного Суда РФ как новый источник российского гражданского права // «Закон», N 11, ноябрь 2006.С.43.

8  Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля. 1994.  ст. 20

 

9 Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. Юрист, 1995. С.450-452

 

10 Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. м. издательство БЕК, 1995. С. 158-170

11  Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 24

 

12  Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 25

 

13  Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля. 1994. ст 27

 

14 Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Тексты законов и иных правовых актов. М. Издательство БЕК, 1994. С. 116.

Информация о работе Конституционный суд Российской Федерации