Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 11:22, курсовая работа
Институт конституционного правосудия существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права, среди главных источников которого является Конституция, требует наличия конституционного контроля.
Конституционный Суд Российской Федерации – государственный орган, призванный осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов, обеспечивать соответствие законодательства Конституции, её верховенство на всей территории государства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, а также его цели, задачи и функции определяются Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации», Кодексом Российской Федерации о судоустройстве и статусе судей и другими актами законодательства.
Введение
Основная часть
1. Порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации
2. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
В соответствии со статьей 116 Конституции Российской Федерации, статьей 5 Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации " Конституционный Суд в порядке конституционного судопроизводства рассматривает вопросы и дает заключения:
о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Российской Федерации Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Российской Федерации;
о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Российской Федерации, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Российской Федерации, законам и декретам;
о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Российской Федерации, законам, декретам и указам;
о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Российской Федерации, законам, декретам и указам.
Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных в части первой настоящей статьи актов как в целом, так и отдельных их положений. В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд согласно Закону "О Конституционном Суде Российской Федерации " рассматривает также вопросы о (об):
1)
ежегодных посланиях
2)
толковании решений
3)
реализации предоставленного
4)
внесении в государственные и
иные органы других
5)
выборах заместителя
6)
ответственности должностных
7)
приостановлении полномочий
8) внесении Президенту Российской Федерации, Совету Федерации Национального собрания Российской Федерации представления о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным законом;
9)
Регламенте Конституционного
10)
структуре и штатном
Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.
Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Российской Федерации, международно-правовыми актами, ратифицированными Российской Федерации, а также законами и другими нормативными актами.
Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.
Институт конституционного правосудия существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права, среди главных источников которого является Конституция, требует наличия конституционного контроля.
Конституционный Суд Российской Федерации – государственный орган, призванный осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов, обеспечивать соответствие законодательства Конституции, её верховенство на всей территории государства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, а также его цели, задачи и функции определяются Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации», Кодексом Российской Федерации о судоустройстве и статусе судей и другими актами законодательства.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.
Рассмотрение дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально. Дела и вопросы разрешаются Конституционным Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 26 Закона Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации ".
Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, других участников судебного заседания, оглашает имеющиеся в деле документы.
При рассмотрении дел и вопросов Конституционным Судом стороны пользуются равными правами.
В заседаниях Конституционного Суда могут участвовать Президент Российской Федерации, Председатель Палаты представителей Национального собрания Российской Федерации, Председатель Совета Федерации Национального собрания Российской Федерации, Премьер-министр Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации и Министр юстиции Российской Федерации. Они вправе излагать свою позицию по всем вопросам, рассматриваемым Конституционным Судом.
В заседаниях Конституционного Суда, не связанных с рассмотрением дел, могут участвовать по приглашению Председателя Конституционного Суда члены Научно-консультационного совета при Конституционном Суде, ученые, политические и общественные деятели, депутаты, судьи других судов, представители международных организаций, государственных органов, общественных объединений, научных учреждений и высших учебных заведений. Приглашенные могут выступать по рассматриваемым вопросам разрешения председательствующего.
Инициаторы, обратившиеся с предложением о проверке конституционности акта, а также органы, должностные лица, подписавшие или издавшие нормативный акт, заключившие международный договор, о проверке конституционности которых ставится вопрос, являются сторонами в конституционном судопроизводстве.
Лица, которым сторонами поручено представлять их интересы в Конституционном Суде, именуются представителями.
В качестве представителей сторон в судебном заседании могут участвовать адвокаты, специалисты и другие лица на основании доверенности, выданной стороной (сторонами), с указанием их полномочий. От одной стороны может быть несколько представителей.
Представителями сторон в Конституционном Суде по должности могут выступать:
- руководитель органа, который инициировал предложение;
- руководители органов, должностные лица, издавшие нормативный акт, заключившие международный договор, о проверке конституционности которых ставится вопрос.
Порядок возбуждения и рассмотрения дел в Конституционном Суде
Предложения о проверке конституционности нормативных актов вправе вносить в Конституционный Суд Президент Российской Федерации, Палата представителей Национального собрания Российской Федерации, Совет Республики Национального собрания Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Хозяйственный Суд Российской Федерации, Совет Министров Российской Федерации.
В случае, предусмотренном статьей 112 Конституции Российской Федерации, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции Российской Федерации, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом Российской Федерации или Высшим Хозяйственным Судом Российской Федерации вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд Российской Федерации или Высший Хозяйственный Суд Российской Федерации обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным.
Предложение о даче заключения о фактах систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Российской Федерации может быть направлено в Конституционный Суд Президентом Российской Федерации.
К предложению, кроме документов, перечисленных в статье 47 Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации ", могут быть приложены другие материалы, имеющие отношение к делу.
Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда. Предложения Президента Российской Федерации подписываются им лично. Предложения Палаты представителей Национального собрания Российской Федерации, Совета Федерации Национального собрания Российской Федерации оформляются в соответствии с их регламентами и подписываются председателями соответствующих палат Парламента Российской Федерации. Предложения Совета Министров Российской Федерации принимаются в соответствии с Регламентом Правительства и подписываются Премьер-министром Российской Федерации.
Предложения Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Российской Федерации принимаются на заседаниях их коллегиальных органов, правомочных принимать решения от имени Суда.
Иные государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, имеющими право на внесение предложений о проверке конституционности акта, если другое не предусмотрено Конституцией и законами Российской Федерации.
Предложение о проверке конституционности акта должно содержать:
- сведения об инициаторе (инициаторах) предложения, подтверждающие правомочия на его внесение в Конституционный Суд;
- наименование международного договора или нормативного акта, который подлежит проверке, сведения об источнике его опубликования (получения);
- основания для рассмотрения вопроса в Конституционном Суде;
- позицию стороны, ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы законодательства;
- перечень прилагаемых документов.
К предложению о проверке конституционности международного договора или нормативного акта прилагаются:
- заверенная в установленном порядке копия полного текста международного договора или акта, конституционность которого в целом или в отдельной его части подлежит проверке, с удостоверенным в установленном порядке переводом текста и указанием источника опубликования (получения) указанного акта;
- доверенность либо иной документ, подтверждающий полномочия представителя, кроме случаев, когда представительство будет осуществляться по должности.
К предложению могут прилагаться список свидетелей, экспертов и специалистов, которых инициатор предлагает вызвать в заседание Конституционного Суда, а также другие документы и материалы, подлежащие рассмотрению Конституционным Судом.
Предложения и обязательные приложения к ним направляются в Конституционный Суд с копиями в количестве не менее 15 экземпляров.
Предложение Президента Российской Федерации о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Российской Федерации оформляется в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Копия решения о возбуждении дела направляется Конституционным Судом стороне, а также лицам, указанным в части второй статьи 32 Регламента Конституционного Суда. В дальнейшем дело в Конституционном Суде ведется в общем порядке.
Председатель Конституционного Суда может созвать судей, работников Секретариата на совещание для обсуждения вопросов, связанных с подготовкой судебного заседания.
Принятие решений Конституционным Судом Итоговое решение принимается Конституционным Судом в закрытом совещании. В совещании принимают участие только судьи, участвовавшие в рассмотрении данного дела в судебном заседании. В совещательной комнате могут присутствовать работники Секретариата Конституционного Суда, необходимые для технического обеспечения совещания. В ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позицию.
Решения Конституционного Суда принимаются голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий голосует последним. Председательствующий ставит на голосование формулировки решения в порядке поступления. Судьи голосуют "за" или "против" и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании.
Решение Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Если при принятии заключения по делу о конституционности нормативного акта голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол совещания судей подписывается всеми судьями, участвующими в принятии решения, и не подлежит оглашению.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации вступает в силу сразу после его провозглашения. Пересмотр решения Конституционного Суда допускается в случаях, когда изменилась конституционная норма, на основании которой принято решение, открылись новые обстоятельства, которые могут существенно повлиять на его сущность.
Пересмотр решения осуществляется только по инициативе Конституционного Суда путем голосования при наличии кворума и при получении большинства голосов от полного состава судей. Пересмотр решения производится Конституционным Судом с соблюдением правил Регламента Конституционного Суда Российской Федерации.
Информация о работе Конституционный суд Российской Федерации