Конституция РФ: история и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:18, лекция

Краткое описание

Преамбула, которая дана для уяснения сущности Конституции. В ней изложены цели Конституции, названы исторические условия её принятия. Основная часть изложена в Первом разделе Конституции, который состоит из девяти глав:
Глава I – Основы конституционного строя;
Глава II – Права и свободы человека и гражданина;
Глава III – Федеративное устройство

Содержание

1. Конституция РФ: история и структура 2
2. Основы конституционного строя 4
3. Правовой статус личности 4
4. Государственный аппарат управления 5
5. Президент РФ 6
6. Законодательная власть 7
7. Исполнительная власть 9
8. Судебная власть 11
9. Порядок принятия федерального законодательства 12

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii-KP.docx

— 95.61 Кб (Скачать файл)

Не позднее, чем через неделю после своего назначения Председатель Правительства должен представить Президенту структуру правительства и кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и Федеральных Министров. Если президент согласен с председателем, то он утверждает структуру правительства и назначает замов председателя и федеральных министров.

Полномочия Правительства:

координация и реализация политики государства;

право законодательной инициативы.

Прекращение полномочий правительства:

слагает свои полномочия перед вновь  избранным Президентом;

может подать в отставку, которая  принимается, либо отклоняется Президентом;

в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству (Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы.);

в случае повторного в течение 3-х  месяцев выражения недоверия Правительству (в этом случае президент в праве либо принять решение об отставке, либо распустить Государственную Думу);

в случае отказа Государственной Думой  в доверии правительству 

(президент либо принимает решение  об отставке правительства, либо  распускает Государственную Думу)

  1. Судебная  власть

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (глава 7 Конституции РФ).

Судебная власть РФ


Суды общей юрисдикции

Арбитражные

суды

Конституционные

суды

Федеральные суды

Суды субъектов федерации

Конституционный

Суды  РФ

 

 

 

 

 

 

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

Высший  Арбитражный Суд РФ

 

 

Федеральные арбитражные суды округов

 

 

Арбитражные апелляционные суды

 

 

Арбитражные суды субъектов РФ

Верховный Суд РФ

Верховные суды субъектов РФ

 

 

Районные 

суды

 

 

Мировые

судьи

Специализированные  суды

Военные суды


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционный Суд Российской Федерации – это высший судебный орган, рассматривающий следующие вопросы:

вопросы о соответствии Конституции нормативно-правовых актов РФ;

вопросы о соответствии Конституции  не вступивших в силу международных договоров;

имеет право толкования Конституции;

разрешает споры между органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации;

другие вопросы, связанные  с применением Конституции.

Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

  1. Порядок принятия федерального законодательства

Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; Правительство РФ; Государственная Дума и депутаты; Совет Федерации и его члены; Законодательные органы субъектов РФ; Конституционный суд, Высший Арбитражный суд, Верховный суд по вопросам их ведения.

I этап Законопроект вносится на рассмотрение в Государственную Думу, причем некоторые законопроекты требуют обязательного заключения правительства РФ. К этим законопроектам относятся:

законопроекты, касающиеся налогов и сборов;

законопроекты о выпуске  государственных займов;

иные законопроекты, предусматривающие расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

В Государственной Думе законопроект рассматривается в 3-х чтениях: в 1-ом чтении голосуется за весь законопроект в целом, во 2 и 3 чтении сначала голосуются за каждую поправку, а затем за весь законопроект в целом. Между чтениями выделяется 15 дней для внесения поправок в законопроект. По решению 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы 2-ое и 3-ье чтения могут не проводиться. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе должно осуществляться в присутствии инициаторов. Если эти лица не являлись на заседание, то рассмотрение данного законопроекта переносится на следующее заседание. А в том случае, если инициаторы повторно не явились, то законопроект может быть рассмотрен в их отсутствие. Законопроект считается принятым Государственной Думой, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Если проголосовало менее половины, то законопроект считается не принятым и работа по нему прекращается.

II этап Принятый Государственной Думой закон в течение 5 дней должен быть передан в Совет федерации для одобрения. Совет Федерации может рассматривать данный закон в течение 14 дней. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, либо он считается автоматически одобренным, если он не был рассмотрен в течение 14 дней. Если проголосовало менее половины - то законопроект возвращается на доработку в Государственную Думу. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Совет Федерации обязан одобрить, возвращенный им в Государственную Думу закон если за него в первоначальной редакции проголосовало более 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

III этап Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней должен быть предан Президент для подписания и обнародования. Президент рассматривает данный закон в течение 14 дней. Если президент не подписывает закон, то закон передается на доработку в Государственную Думу. Президент обязан подписать возвращенный им закон, если за него в первоначальной редакции проголосуют более 2/3 депутатов Государственной Думы и 2/3 членов Совета федерации.

 

Порядок принятия Федеральных  законов

 

5 дн.


 

 

 

 

 

 

\

Президент РФ

Правительство РФ

Государственная Дума и депутаты

Совет Федерации  и его члены

Законодательные органы субъектов РФ

Конституционный суд

Высший  Арбитражный суд

Верховный суд

Государственная Дума

Совет Федерации

Президент РФ

законопроекты, касающиеся налогов и сборов;

законопроекты о выпуске государственных займов;

иные  законопроекты, предусматривающие  расходов, покрываемых за счет федерального бюджета

 

   Принимает                                    Одобряет                                   Подписывает и

                                                                                                                     обнародует

>1/2

 

 

 

 

 

 

\

£1/2

 

 

 

 

 

 

\

14 дн

 

 

 

 

 

 

\

14 дн.

>1/2

 

 

 

 

 

 

\

Работа  по законопроекту прекращается

£1/2

 

 

 

 

 

 

\

5 дн.

 

 

 

 

 

 

\

>2/3 ГД

 

 

 

 

 

 

\

>2/3 ГД и 2/3 СФ

 

 

 

 

 

 

\


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 И.Т. Беспалый. Государственное право Российской Федерации. Учебное пособие. Часть 1. Изд-во «Самарский университет». Самара, 2004. 140 С.


Информация о работе Конституция РФ: история и структура