Контрольная работа "Защите прав потребителей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 06:16, контрольная работа

Краткое описание

Задача 1 Гражданка Иванова купила туфли, а дома обнаружила, что они не подходят ей по размеру, она:
вправе обменять их на другие туфли; вправе обменять их на сапоги; вправе требовать возврата уплаченной денежной суммы, если аналогичный подходящий товар отсутствует в продаже; не вправе заявлять продавцу никаких требований, т.к. качественная обувь обмену не подлежит? Оцените ситуацию.

Содержание

Вариант 18
1. Теоретические вопросы:
1.1. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).
1.2. Сроки предъявления потребителем требований по поводу недостатков товара и сроки их удовлетворения.
1.3. Выполнение работ из материалов заказчика.
2. Задачи:
2.1. Задача 1.
2.1. Задача 2.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

защита прав потребителей 18 вар.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

 

Кафедра предпринимательского права

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина  «ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

Вариант №18

 

 

выполнила студентка  группы 4Ю-21

третьего курса юридического факультета заочной формы обучения

Трифонова Юлия Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск  2013 год

Содержание:

 

Вариант 18

1. Теоретические вопросы:

1.1. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).

1.2. Сроки предъявления потребителем требований по поводу недостатков товара и сроки их удовлетворения.

1.3. Выполнение работ из материалов заказчика.

2. Задачи:

     2.1. Задача 1.

     2.1. Задача 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №1. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).

Статья 14 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 28.07.2012) "О защите прав потребителей" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ (вступают в силу с 1 января 2013 года), устанавливает имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).

1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

3. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если на товар (результат  работы) должен быть установлен в соответствии с пунктами 2, 4 статьи 5 настоящего Закона срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар (результат работы) по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил  на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы).

Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего.

Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.

4.     Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

5. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

Выше было отмечено, что  ответственность изготовителя (исполнителя) за произведенный товар (работу, услугу) ограничена сроком службы или сроком годности товара (работы, услуги), а  если эти сроки не установлены, то изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товаров (услуг) в течение десяти лет с момента передачи потребителю. Не установив срок службы на товар, на который установление такого срока обязательно, изготовитель (исполнитель) нарушает закон и будет нести ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей независимо от времени его причинения.

Довольно часто товар (работа или  услуга) причиняет вред лицам, которые  никак не связаны с производителем этого товара (так, при возгорании телевизора вред может быть нанесен не только имуществу владельца телевизора, но и имуществу и даже жизни и здоровью других лиц). Закон предусматривает такие ситуации и позволяет требовать возмещения вреда, причем в полном объеме, любым потерпевшим, независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с причинителем вреда. Правила возмещения вреда жизни и здоровью гражданина установлены действующим гражданским законодательством (в частности, нормами гл. 59 ГК РФ).

Когда речь идет об убытках, то под ними понимается стоимость  утраченного имущества, расходы, которые  произвел или должен будет произвести потребитель в связи с утратой  имущества (реальный ущерб), а также  доходы, которые получил бы пострадавший потребитель, если бы его право на безопасность товара (работы) не было бы нарушено (упущенная выгода).

По правилам ст. ст. 1095 - 1098 ГК возмещению подлежит только вред, возникший либо вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков  товара, работы или услуги, либо вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге). При отсутствии причинно-следственной связи между указанными обстоятельствами и возникшим вредом вред возмещается на общих основаниях. 
В качестве ответственных лиц в случае причинения вреда вследствие недостатков товара либо непредоставления полной или достоверной информации о нем выступают продавец или изготовитель товара. Если же вред причинен вследствие недостатков работы или услуги, либо из-за непредоставления полной или достоверной информации о них, ответственным является лицо, выполнившее работу или оказавшее услугу, т.е. исполнитель.

              Закон формально не ограничивает круг потерпевших лиц, указывая на то, что возмещению подлежит вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица. Таким образом, в отличие от Закона о защите прав потребителей ГК распространил действие рассматриваемых правил не только на граждан, но и на юридических лиц. Однако нормы § 3 гл. 59 ГК могут применяться только в случаях приобретения товара, выполнения работы или оказания услуги в потребительских целях, но не для использования в предпринимательской деятельности (ст. 1095 ГК). В связи с этим, если изготовитель, продавец или исполнитель докажут, что они соответственно не производили и не реализовывали товары, а также не выполняли работы и не оказывали услуги для потребительских целей либо что потерпевшее лицо приобрело их для целей предпринимательской деятельности, их ответственность за причиненный вред должна наступать на общих основаниях. 
Требовать возмещения вреда вправе любой потерпевший независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом товара или исполнителем работы (услуги). Однако право на возмещение вреда согласно ст. 1097 ГК ограничено сроком службы или сроком годности, установленным нормативно-технической документацией, а при его отсутствии вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно - с даты изготовления товара (окончания выполнения работы). 
В тех же случаях, когда на товар (работу) в соответствии со ст. 472 ГК, п. п. 2, 4 и 5 ст. 5 Закона о защите прав потребителей изготовителем (исполнителем) должен быть определен срок службы или срок годности, но он в нарушение требований закона не установлен, либо потребитель, которому был продан товар (выполнена работа), не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения. 
Потребитель может предъявить требование о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, как к продавцу, так и к изготовителю товара. Таким образом, закон допускает конкуренцию договорного и деликтного исков, оставляя право выбора за потребителем. Вред, причиненный товаром ненадлежащего качества по истечении гарантийного срока, должен возмещаться изготовителем. Если же вред был причинен вследствие недостатков в работе или услуге, то он всегда возмещается исполнителем.

Наряду с ГК норма  об имущественной ответственности  за вред, причиненный вследствие недостатков  товара (работы, услуги), содержится в  ст. 14 Закона о защите прав потребителей. Следует подчеркнуть, что формулировки, содержащиеся в п. п. 1 - 3, 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителей, полностью соответствуют ст. ст. 1095 - 1098 ГК, посвященным возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг. 
           Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 14 Закона о защите прав потребителей изготовитель или исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя в связи с использованием ими различного рода материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, независимо от того, позволял ли уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства. Следовательно, в данном случае Законом устанавливается по существу абсолютная ответственность, т.е. ответственность, от которой изготовитель или исполнитель не может быть освобожден ни при каких условиях.

             Если потерпевшим является потребитель, то в соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей он наряду с возмещением имущественного вреда также вправе требовать компенсации морального вреда. При этом моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, а также импортером) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины.

 

Вопрос №2. Сроки предъявления потребителем требований по поводу недостатков товара и сроки их удовлетворения.

Статья 19 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 28.07.2012) "О защите прав потребителей" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ (вступают в силу с 1 января 2013 года), устанавливает сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара.

 

1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

В отношении  товаров, на которые гарантийные  сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. (п. 1 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

2. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ) 
Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей. 
При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи. 
Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. 
Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

3. Гарантийные сроки  могут устанавливаться на комплектующие  изделия и составные части  основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные  части товара считаются равными  гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее  изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Если на комплектующее  изделие установлен гарантийный  срок большей продолжительности, чем  гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

4. Сроки, указанные  в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.

5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

6. В случае выявления  существенных недостатков товара  потребитель вправе предъявить  изготовителю (уполномоченной организации  или уполномоченному индивидуальному  предпринимателю, импортеру) требование  о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

           Для устранения недостатков в товаре Законом устанавливаются разные сроки. Срок исчисляемый годами, истекает в соответствующие год, месяц и число. Если срок исчисляемого месяца приходится на такой месяц, в котором нет соответствующей даты, то срок считается истекшим в последний день этого месяца. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Нерабочими днями по трудовому законодательству РФ являются выходные и праздничные дни. Так, например, если срок заканчивается 12 июня, то он переносится на следующий день.

                Таким образом, статья 19 Закона, является логическим продолжением ст. 5 Закона, определяющей сроки обеспечения возможности использования товаров (работ) по назначению, и устанавливает сроки обнаружения недостатков проданного товара, дающих потребителю право на предъявление соответствующих требований. Продолжительность этих сроков определяется в зависимости от характера товара и совпадает с гарантийным сроком или сроком годности, если они установлены. Если эти сроки не установлены, применяются сроки обнаружения недостатков, установленные Законом.

В этой связи следует  заметить, что наименование ст. 19 не соответствует ее содержанию, поскольку  она не устанавливает сроков предъявления требований в связи с обнаруженными недостатками товара. Аналогичная по содержанию ст. 477 ГК РФ называется "Сроки обнаружения недостатков переданного товара".

               Пункт 2 ст. 19, в части порядка исчисления гарантийного срока, соответствует п. 1 ст. 471 ГК РФ. Указанная норма Закона определяет также порядок исчисления срока службы (в ГК РФ в данном разделе не регулируется) и специальные правила исчисления соответствующих сроков на сезонные товары,. Гарантийный срок и срок службы на сезонные товары исчисляется со дня наступления соответствующего сезона, который определяется субъектами РФ, исходя из климатических условий в месте нахождения потребителя.

              Абзацы 1 и 2 п. 3 ст. 19 соответствуют п. 3 ст. 471 ГК РФ и устанавливают диспозитивную норму о равенстве гарантийного срока на основное изделие и комплектующие изделия, а также едином порядке их исчисления, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Поскольку во многих случаях сроки износа комплектующих изделий (составных частей) и основного изделия не совпадают.

                В абз. 2 и 3 п. 3 предусмотрено регулирование для случаев, когда договором на упомянутые объекты установлены гарантийные сроки разной продолжительности. Указанные нормы полностью соответствуют п. 3 ст. 477 ГК РФ. Смысл этих правил состоит в том, что потребитель имеет право на предъявление соответствующих требований при обнаружении недостатков товара в течение большего срока, установленного на основное либо на комплектующее изделие, независимо от того, в каком из этих объектов обнаружены недостатки.

                Пункт 5 ст. 19 Закона соответствует п. 5 ст. 477 ГК РФ с той только оговоркой, что Закон говорит о праве на предъявление потребителем требований, а ГК РФ - об ответственности продавца. Обе указанные нормы регулируют права потребителя в том случае, если гарантийный срок на товар установлен. При этом ответственность для Продавца наступит, если потребитель докажет наличие обстоятельств, предусмотренных п. 5 ст. 19 Закона (п. 1 ст. 476 ГК РФ), то есть отсутствие своей вины в появлении недостатков товара.

 

Сроки удовлетворения требований потребителей по поводу недостатков товара, установлены нижеуказанными статьями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 28.07.2012) "О защите прав потребителей".

Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)

(наименование в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года 
 Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ)

  1. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной

форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены  изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.     

В случае, если во время  устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены  в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить  соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.     

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 декабря  2007 года)           

2. В отношении товаров  длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная  организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2007 года Федеральным законом от 25 октября 2007 года N 234-ФЗ)     

3. В случае устранения  недостатков товара гарантийный  срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара (пункт дополнен с 12 декабря 2007 года Федеральным законом от 25 октября 2007 года N 234-ФЗ).     

4. При устранении недостатков  товара посредством замены комплектующего  изделия или составной части  основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта (пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).      
      Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества 
     1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.     

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или  уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования. 
     В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.     

Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона (абзац в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2007 года Федеральным законом от 25 октября 2007 года N 234-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). 
     (Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ). 
     2. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.     

При замене товара гарантийный  срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.   

Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя 
     Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования (статья в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ; дополнена с 12 декабря 2007 года Федеральным законом от 25 октября 2007 года N 234-ФЗ).

 
Вопрос № 3. Выполнение работ из материалов заказчика.

Порядок выполнения работ  из материалов заказчика определен  Гражданским Кодексом РФ и Законом  о защите прав потребителей.

Статья 35 Закона № 2300-1. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя 
     1. Если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование.     

Исполнитель обязан:     

предупредить потребителя  о непригодности или недоброкачественности  переданного потребителем материала (вещи);     

представить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток. 
     В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества - возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.      

2. Цена утраченного  (поврежденного) материала (вещи) определяется, исходя из цены материала (вещи), существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.     

Цена материала (вещи), передаваемого исполнителю, определяется в договоре о выполнении работы или  в ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение (абзац  в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года ФЗ от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).     

3. Исполнитель освобождается  от ответственности за полную  или частичную утрату (повреждение)  материала (вещи), принятого им от потребителя, если потребитель предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение) либо если указанные свойства материала (вещи) не могли быть обнаружены при надлежащей приемке исполнителем этого материала (вещи) (пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ, Статья 713. Выполнение работы с использованием материала заказчика

Статья 713. Выполнение работы с использованием материала заказчика  
       1. Подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо, после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала.  
       2. Если результат работы не был достигнут либо достигнутый результат оказался с недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного в договоре подряда использования, а при отсутствии в договоре соответствующего условия не пригодным для обычного использования, по причинам, вызванным недостатками предоставленного заказчиком материала, подрядчик вправе потребовать оплаты выполненной им работы.      

3. Подрядчик может осуществить право, указанное в пункте 2 настоящей статьи, в случае, если докажет, что недостатки материала не могли быть обнаружены при надлежащей приемке подрядчиком этого материала.         

Таким образом, статья 713 ГК РФ устанавливает исключение из общего правила ст.704 ГК, согласно которому работа выполняется иждивением подрядчика из его материалов. Предоставляемые заказчиком материалы должны быть определены сторонами в договоре; возможно предоставление материалов в ходе исполнения договора по разовой заявке подрядчика.  
       Ответственность подрядчика за несохранность используемого материала заказчика предусмотрена в ст.714.        При применении правил пп.2 и 3 ст.713 необходимо учитывать, что при недостатках предоставленного заказчиком материала, подрядчик, во-первых, обязан немедленно предупредить об этом заказчика, и, во-вторых, в случае такого предупреждения и бездействия заказчика, подрядчик вправе отказаться от договора и требовать возмещения убытков, в соответствии со ст.716 ГК РФ.

Задача 1

       Гражданка  Иванова купила туфли, а дома  обнаружила, что они не подходят  ей по размеру, она:

  1. вправе обменять их на другие туфли;
  2. вправе обменять их на сапоги;
  3. вправе требовать возврата уплаченной денежной суммы, если аналогичный подходящий товар отсутствует в продаже;
  4. не вправе заявлять продавцу никаких требований, т.к. качественная обувь обмену не подлежит?

Оцените ситуацию.

           Ответ: В данной ситуации  покупателю в соответствии с п.1. ст. 25 Закона о защите прав потребителей, предоставляется право в течение 14 дней без объяснения причин обменять купленную доброкачественную обувь на аналогичный товар. Этот срок не включает в себя день покупки. Обувь можно поменять, если она не подошла по размеру, фасону, модели, полноте или расцветке.

           Обмен можно производить на аналогичную или другую пару обуви (сапоги), если гражданка Иванова согласна доплатить необходимую сумму разницы в цене.

            Однако для обмена обуви без проблем есть определенные условия. Важно, чтобы товар не был в употреблении и был возвращен в неповрежденном и незагрязненном виде вместе с выданным магазином товарным или кассовым чеком. Если товарный (кассовый) чек утрачен, и здесь есть выход. В соответствии с абз.3 п.1. ст. 25 Закона, покупатель может ссылаться на свидетельские показания лиц, видевших, как он приобретал данную обувь. Более того, чек печатается в двух экземплярах, один из которых выдается на руки покупателю, а второй сохраняется в магазине. Кроме этого, товароведы указывают наименования и количество проданного товара в своей документации. Поэтому факт покупки будет в любом случае зафиксирован в магазине.

                Гражданка Иванова на основании п.2 ст.25 Закона, вправе требовать возврата уплаченной суммы, если аналогичный подходящий товар отсутствует в продаже. Требование о возврате уплаченной за туфли денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

 

Задача 2

Юдин обратился в Ленинский районный суд г. Ульяновска с иском к производственно-коммерческой фирме о взыскании суммы вклада и компенсации морального вреда. 19 сентября 2005 года он заключил с ответчиком договор о финансировании игры “Автомиллион”, согласно которому фирма по истечении 6 месяцев со дня передачи денег должна произвести с ним расчет. Однако взятое на себя обязательство фирма не выполнила.

Определением суда Юдину было отказано в принятии заявления по мотиву неподсудности дела данному суду, так как ответчик находится на территории другого района города.

1. Какие отношения регулируются Законом “О защите прав потребителей” и подпадает ли данная ситуация под его действие? Кто может выступать в качестве потребителя?

2. Какова подведомственность и подсудность по делам о защите прав потребителей?

3. Обосновано ли определение суда?

                Ответ:

               1. Согласно Закону «О защите прав потребителей» он распространяет свое действие на отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг); под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

               Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», перечисляя виды договоров, из которых могут вытекать отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей (п. 1), не упоминает в качестве отдельного вида договор инвестирования. Тем не менее перечень договоров не является исчерпывающим. Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», отношения регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать не только из перечисленных в Постановлении, но и из иных договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

               Однако, в данном случае Юдин, заключая договор с производственно-коммерческой фирмой о финансировании игры “Автомиллион”, не преследовал личные или бытовые цели. А заключил договор инвестирования на ведения совместной деятельности и инвестирования своих средств. Соответственно отношения, вытекающие из такого договора, не регулируются законодательством о защите прав потребителей.

             2.  Подведомственность и подсудность дел о защите прав потребителей:

Дела о защите прав потребителей подведомственны судам общей юрисдикции – районным (городским) судам и мировым судьям (пункт 1 части 1, часть 3 статьи 22 ГПК РФ, п. 1 ст. 17 Закона о защите прав потребителей).

Если цена иска не превышает 50 000 рублей, то дело рассматривается  мировым судьей (п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ). Если же цена иска превышает 50 000 рублей, дело должен рассматривать районный суд (ст. 24 ГПК РФ).

               В цену иска сумма компенсации морального вреда не включается.

Потребитель в отношениях с продавцом является экономически более слабой стороной. Исходя из этой презумпции Законом о ЗПП и ГПК РФ по делам о защите прав потребителей установлена специальная  подсудность. Если по общему правилу иски предъявляются по месту нахождения, ответчика, то истцам-потребителям предоставлена возможность выбора в какой суд предъявить свой иск:

– или по месту нахождения (месту жительства) ответчика;

– или по месту своего жительства;

– или по месту своего пребывания;

– или по месту заключения договора;

– или по месту исполнения договора;

– или по месту нахождения филиала или представительства  ответчика (если иск к организации  вытекает из деятельности ее филиала  или представительства).

(п. 2 ст. 17 Закона о ЗПП  и ч. 7 ст. 29 ГПК РФ)

3. Определение суда вынесено на основании статьи 28 ГПК РФ, согласно которой иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации, и является обоснованным.    

 

Список литературы:

Нормативные документы:


1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 28.07.2012) "О защите прав потребителей" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ (вступают в силу с 1 января 2013 года);

2. Гражданский кодекс Российской Федерации;

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

4. Постановления Пленума  ВС Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения  судами дел о защите прав  потребителей" (в редакции Постановления  Пленума ВС Российской Федерации от 21 ноября 2000 г. N 32);

Дополнительные  источники:

5. Информационно-правовая система «Консультант Плюс»;

6. Информационно-правовая система «Гарант».

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа "Защите прав потребителей"