Вопрос: Граждане как субъекты предпринимательской
деятельности: государственная регистрация
индивидуального предпринимателя,
правосубъектность в предпринимательских
отношениях . Особенности правового
статуса главы крестьянского (фермерского)хозяйства.
Субъекты
- это участники предпринимательской деятельности,
они являются носителями прав и обязанностей
в области осуществления и регулирования
предпринимательской деятельности. Субъекты,
участвующие в предпринимательской деятельности
в качестве равноправных участников. Основными
участниками предпринимательской деятельности
являются предприниматели и предприятия.
Субъекты предпринимательского права
- это зарегистрированные в установленном
порядке лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность.
Основными
признаками субъектов предпринимательского
права являются:
1) регистрация
в установленном порядке;
2) наличие
обособленного имущества;
3) правоспособность;
4) уплата
соответствующих налогов.
Субъектами
предпринимательской деятельности являются
граждане - индивидуальные предприниматели
и коммерческие организации - юридические
лица. В предпринимательской деятельности
на территории РФ могут участвовать иностранные
граждане, лица без гражданства и иностранные
юридические лица, в частности предприятия
с иностранными инвестициями.
Гражданин вправе заниматься
предпринимательской деятельностью
без образования юридического
лица с момента государственной
регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя. Наряду с зарегистрированными
индивидуальными предпринимателями предпринимательской
деятельностью может заниматься также
глава крестьянского (фермерского) хозяйства
- с момента государственной регистрации
хозяйства, осуществляющего деятельность
без образования юридического лица. Предпринимательская
деятельность граждан регулируется специальными
правовыми нормами, к примеру ст. 23 и 25
ГК. Вместе с тем к предпринимательской
деятельности этих субъектов могут применяться,
за некоторыми исключениями, также правила
закона, регулирующие деятельность коммерческих
организаций юридических лиц. Все физические
лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без образования юридического
лица, признаются субъектами малого предпринимательства.
Регистрация - регламентированная законодательством
процедура приобретения лицом статуса
субъекта предпринимательского права.
С момента государственной регистрации
возникает новое юридическое лицо либо
физическое лицо приобретает статус предпринимателя
без образования юридического лица. За
осуществление предпринимательской деятельности
без регистрации или с нарушением правил
регистрации ст. 171 Уголовного кодекса
РФ предусмотрена уголовная ответственность.
Наличие обособленного имущества является
одновременно основой деятельности субъекта
и гарантией удовлетворения требований
кредиторов, поскольку в отношении субъектов
предпринимательского права действует
принцип полной имущественной ответственности
(субъект отвечает всем своим имуществом).
Субъект предпринимательского права может
иметь имущество как на праве собственности,
так и владеть им на другом вещном праве
(хозяйственного ведения или оперативного
управления). Имущество учитывается на
балансе субъекта в установленном порядке.
На этапе государственной регистрации
юридического лица производится его постановка
на налоговый учет с присвоением ИНН -
индивидуального номера налогоплательщика,
который относится к числу реквизитов
юридического лица.
Индивидуальным
предпринимателем по российскому праву
является зарегистрированное в этом качестве
в установленном порядке физическое лицо
(гражданин Российской Федерации, иностранный
гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее
предпринимательскую деятельность непосредственно
(от своего имени, без образования юридического
лица) и своим самостоятельным трудом,
которое в этих целях действует по своему
усмотрению, если обладает полной дееспособностью,
и с согласия законного представителя,
если дееспособность этого лица ограничена
в силу возраста или закона. До 1 января
2004 г. государственная регистрация физических
лиц в качестве индивидуальных предпринимателей
осуществлялась по правилам, установленным
Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. "О регистрационном
сборе с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью, и
порядке их регистрации" и Положением
о порядке государственной регистрации
субъектов предпринимательской деятельности,
утвержденным Указом Президента РФ от
8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной
регистрации предприятий и предпринимателей
на территории Российской Федерации".
Более того, на региональном уровне в этой
сфере действовало множество правовых
актов, принятых представительными и исполнительными
органами власти субъектов Российской
Федерации и даже органами местного самоуправления.
Между тем п. 1 ст. 2 ГК РФ указывает на то,
что порядок государственной регистрации
субъектов предпринимательской деятельности
должен устанавливаться законом. Поэтому
в целях унификации законодательства
о государственной регистрации субъектов
предпринимательской деятельности Федеральным
законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
закон "О государственной регистрации
юридических лиц" , вступившим в силу
с 1 января 2004 г., предусмотрен общий порядок
государственной регистрации юридических
лиц и физических лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей (с учетом специфики
названных субъектов).
В настоящее время федеральное
законодательство о государственной регистрации
состоит из Гражданского кодекса Российской
Федерации, Федерального закона от 8 августа
2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(далее - Закон о госрегистрации) и издаваемых
в соответствии с ними иных нормативных
правовых актов Российской Федерации.
Регулирование данной сферы отношений
осуществляется актами гражданского законодательства,
которое, в свою очередь, относится к исключительному
ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции
РФ, ст. 3 ГК РФ). Это означает, что субъекты
Федерации не вправе принимать правовые
акты в целях регулирования отношений,
связанных с государственной регистрацией,
перечисленных в ст. 1 указанного Федерального
закона, иначе такие акты вступят в очевидное
противоречие с Конституцией РФ.
Государственная
регистрация индивидуальных предпринимателей
- это акт уполномоченного федерального
органа исполнительной власти, осуществляемый
посредством внесения в государственный
реестр сведений о приобретении физическими
лицами статуса индивидуального предпринимателя,
прекращении физическими лицами деятельности
в качестве индивидуальных предпринимателей,
иных сведений об индивидуальных предпринимателях
в соответствии с Законом о госрегистрации
(ст. 1 Закона).
Обратим
внимание на то, что в соответствии
с приведенным определением понятие
"государственная регистрация
индивидуальных предпринимателей"
охватывает не один, а три вида
административных актов. Эти акты
являются индивидуальными правовыми актами, актами применения
права, которые не имеют нормативного
значения. Они направлены на реализацию
норм права в связи с конкретным делом,
в отношении определенного лица и вызывают
возникновение, изменение или прекращение
конкретных правоотношений, прав и обязанностей
точно определенных субъектов. В отличие
от нормативных правовых актов индивидуальные
акты не устанавливают, не изменяют и не
отменяют общеобязательные долгосрочные
правила поведения для неопределенного
круга лиц, рассчитанные на неоднократное
применение. Данные акты совершаются путем
внесения соответствующих сведений о
физическом лице в государственный реестр.
К актам государственной регистрации
индивидуальных предпринимателей
относятся:
-правообразующие
акты, устанавливающие юридический факт приобретения физическими
лицами статуса индивидуального предпринимателя.
Это акты государственной регистрации
физических лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей;
-правопрекращающие
акты, устанавливающие юридический
факт прекращения физическими лицами деятельности в качестве
индивидуальных предпринимателей. Такими
актами являются акты государственной
регистрации при прекращении физическими
лицами деятельности в качестве индивидуальных
предпринимателей;
-правоизменяющие
акты, которые фиксируют изменения в сведениях об индивидуальных
предпринимателях, содержащихся в государственном
реестре.
Несмотря на то что названные
три вида административных актов
не являются нормативными, они
все же содержат общеобязательный
элемент. Граждане и юридические лица, государственные,
муниципальные и иные органы и организации,
вступающие в правовые отношения с физическими
лицами, в отношении которых совершен
акт государственной регистрации индивидуального
предпринимателя, обязаны согласовывать
свои действия с содержанием соответствующего
административного акта.
Порядок
совершения указанных актов определяется
общими правилами ст. 1 - 3 гл. I, ст. 4 - 7 гл. II, ст. 8, 9, 11 гл. III
и специальными нормами ст. 22.1 - 22.3 гл. VII.1
Закона о госрегистрации, а также подзаконными
нормативными правовыми актами, принятыми
во исполнение этого Закона.
Моментом
государственной регистрации, т.е.
моментом, начиная с которого
этот административный акт считается
совершенным, юридически значимым
и влечет правовые последствия, признается внесение
регистрирующим органом соответствующей
записи в государственный реестр индивидуальных
предпринимателей. Основанием для этого
является решение о государственной регистрации,
принятое регистрирующим органом. Данный
юридический факт подтверждается документом
установленной формы, которая зависит
от содержания конкретного акта государственной
регистрации. Эти формы определены в п.
5 Постановления Правительства РФ от 19
июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и
требований к оформлению документов, используемых
при государственной регистрации юридических
лиц, а также физических лиц в качестве
индивидуальных предпринимателей"
(далее - Постановление N 439).
Документами,
подтверждающими факт внесения
записи в Единый государственный
реестр индивидуальных предпринимателей,
являются:
*свидетельство
о государственной регистрации
физического лица в качестве
индивидуального предпринимателя
по форме N Р61001;
*свидетельство
о внесении записи в Единый
государственный реестр индивидуальных
предпринимателей по форме N Р60004;
*свидетельство
о государственной регистрации
прекращения физическим лицом
деятельности в качестве индивидуального
предпринимателя по форме N Р65001;
*свидетельство
о внесении в Единый государственный
реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном
предпринимателе, зарегистрированном
до 1 января 2004 г., по форме N Р67001.
Регистрирующий
орган, совершивший акт государственной
регистрации, обязан выдать (направить)
заявителю соответствующий документ
не позднее рабочего дня, следующего за
днем государственной регистрации (внесения
записи в государственный реестр).
Государственная регистрация осуществляется
федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным в порядке,
установленном Конституцией РФ
и Федеральным конституционным
законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве
Российской Федерации". Постановлением
Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об
уполномоченном федеральном органе исполнительной
власти, осуществляющем государственную
регистрацию юридических лиц" данные
функции были возложены на Министерство
РФ по налогам и сборам (МНС России).
За
государственную регистрацию уплачивается
государственная пошлина в соответствии
с законодательством о налогах
и сборах. Размеры государственной
пошлины определяются Законом РФ
от 9 декабря 1991 г. "О государственной
пошлине" в редакции Федерального закона
от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ . В соответствии
с п. 7 ст. 4 Закона размер взимаемой пошлины
составляет 400 руб. - за регистрацию граждан
в качестве индивидуальных предпринимателей
и 80 руб. - за регистрацию при прекращении
гражданами деятельности в качестве индивидуальных
предпринимателей.
Сведения
о приобретении гражданами статуса
индивидуального предпринимателя,
о прекращении ими деятельности
в этом качестве и иные сведения
об индивидуальных предпринимателях,
предусмотренные Законом о госрегистрации,
регистрирующие органы вносят в Единый
государственный реестр индивидуальных
предпринимателей (далее - государственный
реестр, реестр). Данный реестр является
федеральным информационным ресурсом
и находится в федеральной собственности.
Термин "федеральный" указывает на
то, что на всей территории Российской
Федерации должны использоваться единые
методы и способы ведения реестра, предъявляться
единые требования к оформлению записей
в нем и к документам, на основе которых
вносятся эти записи. Государственный
реестр находится во взаимодействии с
другими федеральными информационными
ресурсами.
Принципы
ведения реестра, его содержание,
правила и условия предоставления содержащихся
в нем сведений и документов определяются
в соответствии со ст. 4 - 7 Закона о госрегистрации.
Постановлением Правительства РФ от 16
октября 2003 г. N 630 утверждены Правила ведения
Единого государственного реестра индивидуальных
предпринимателей и предоставления содержащихся
в нем сведений (далее - Правила ведения
Единого государственного реестра). В
соответствии с ними МНС России и его территориальные
органы формируют и ведут названный реестр
на муниципальном, региональном и федеральном
уровнях. Реестр содержит (в виде записей)
сведения:
*о государственной
регистрации физических лиц в
качестве индивидуальных предпринимателей;
*о государственной
регистрации прекращения физическими
лицами деятельности в качестве
индивидуальных предпринимателей;
*об изменении
сведений, содержащихся в данном
реестре;
*о документах,
представленных в регистрирующий
орган в соответствии с Законом
о государственной регистрации
и названными Правилами.
Состав конкретных сведений, содержащихся
в государственном реестре, определен
п. 2 ст. 5 Закона о госрегистрации. К ним
относятся: