Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Отношения собственности по поводу объектов культурного наследия (памятников ).
Правовая классификация объектов интеллектуальной собственности.
Экономическое использование интеллектуальной собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Charnaya_otvety_na_voprosy (4)леха).docx

— 144.94 Кб (Скачать файл)

 

20. Методы оценки объектов интеллектуальной  собственности.

 

Одной из важных особенностей патента как нематериального  актива является тот факт, что его  стоимость меняется со временем, неодинакова  для различных участников рынка  и зависит от целей, с которой  проводится оценка. 

В Российской Федерации для оценки объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов, используется американская классификация  методов оценки в соответствии с  которой различают три основных, классических подхода: затратный, рыночный (сравнительный) и доходный, внутри которых могут быть различные  методы расчетов.(см. рисунок  3.5).

Рисунок 3.5. Методы оценки интеллектуальной собственности  

 

Затратный подход — совокупность методов оценки объектов НМА и интеллектуальной собственности, основанных на определении затрат, необходимых для полного воспроизводства или полного замещения объекта НМА за вычетом стоимости его износа;

Сравнительный подход— совокупность методов оценки объектов НМА и интеллектуальной собственности, основанный на анализе рыночных продаж заключающегося в сравнении объектов оценки с аналогичными. Он базируется на легкодоступной для оценщика рыночной информации и позволяет получить простое, логически обоснованное суждение о цене объекта НМА и интеллектуальной собственности.

Доходный подход — совокупность методов оценки объектов  НМА и интеллектуальной собственности,  основанных на определении ожидаемых доходов. С точки  зрения инвестора интеллектуальная собственность и объекты НМА  в этом случае рассматриваются только как источники дохода. К недостаткам данного подхода относится построение всех расчетов на основе прогнозных данных и предварительных заключений экспертов.

Системный подход к определению стоимости различных  объектов интеллектуальной собственности  и МНА включают три основных подхода (затратный, доходный и рыночный), в  каждом из которых используется унифицированный  набор оценочных принципов.

Все подходы  базируются на информации, собранной  на одном и том же рынке объектов интеллектуальной собственности и  МНА, но в каждом из них отражены различные стороны этого рынка  и результаты могут значительно  различаться. Окончательный вывод  оценщик делает по совокупности их результатов, которые, как правило, должны быть близкими. Существенные расхождения  указывают либо на ошибки в оценках, либо на несбалансированность рынка  интеллектуальной собственности  и МНА.

21.Сущность нематериальных активов.

Нематериальные активы представляют собой совокупность объектов долгосрочного  пользования (свыше 1 года), не имеющих  материально-вещественной формы, но необходимых  предприятиям и организациям для  эффективного осуществления хозяйственной  деятельности. Они обладают стоимостью и способностью приносить организации  экономические выгоды, т. е. доход.

Учет и оценка нематериальных (неосязаемых) активов всегда вызывали много споров. Во многом это связано  с трактовкой самого понятия «нематериальный  актив». В свою очередь, «нематериальный» (англ. - intangible) означает неосязаемую, нематериальную собственность, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна.

В бухгалтерском понимании  нематериальных активов принято  различать: идентифицируемые НМА, к  числу которых относятся интеллектуальная собственность (ИС) и некоторые другие имущественные права, способные  приносить доход в течение  длительного периода (более одного года); и неидентифицируемые НМА, иногда называемые активами типа гудвилл. В бухгалтерском понимании гудвилл (деловая репутация) возникает только при покупке фирмы. Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения). В некотором смысле символ деловой репутации (гудвилл) - это товарный знак. Обычно под деловой репутацией понимают положительную оценку юридического лица другими участниками имущественного оборота. По мере добросовестного использования, рекламирования и т.д. стоимость этой связки (товарный знак плюс репутация) постоянно растет. Очень важно при этом, что речь идет не просто о товарном знаке, а именно о его связке с деловой репутацией. Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Неким коммерческим эквивалентом репутации, в отличие от товарного знака, является брэнд.

Брэнд - различающее название и/или символ, предназначенный для  идентификации товара или услуги, или одного продавца или группы продавцов, и для дифференциации этих товара или услуги от аналогичных товаров  конкурентов. Таким образом, брэнд  сообщает клиенту о происхождении  продукта и защищает клиента и  производителя от конкурентов, которые  пытались бы поставлять продукты, кажущиеся  идентичные.

Таким образом, НМА в бухгалтерском  смысле - это, прежде всего, идентифицируемые НМА, а идентифицируемые НМА - это, прежде всего, имущественные права ИС. Интеллектуальная собственность (ИС) - собирательное  понятие, используемое для обозначения  прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной). В статье 138 ГК РФ понятие ИС используется для обозначения  исключительных прав гражданина или  юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним  средства индивидуализации. Конкретное содержание исключительных прав определяется специальными законами, к числу которых  относятся патентный закон, закон  об авторском праве и смежных  правах, закон о товарных знаках и т.д.

В международных соглашениях, участницей которых является Российская Федерация, понятие ИС используется, как правило, в более широком  смысле. Так, в соответствии с n.VIII ст.2 Конвенции, учреждающей ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности), «интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».

Область применения понятия  ИС не ограничивается только исключительными  правами, а распространяется на всю  совокупность имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) - охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в том числе: объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), на которые выданы или могут быть выданы охранные документы в соответствии с Патентным законом РФ или соответствующими законами других стран; программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые Законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»; произведения науки (научные отчеты) и другие объекты авторского права в научно-технической сфере, охраняемые Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»; «ноу-хау» - результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Согласно Международных  Стандартов Финансовой Отчетности 38 «Нематериальные  активы» нематериальный актив как  объект интеллектуальной собственности - это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы, служащий для использования при производстве товаров или предоставлении услуг, для сдачи в аренду или для административных целей.

При определении нематериальных активов в оценочной деятельности оценщик должен принимать в расчет все нематериальные активы, как учитываемые  на балансе, так и не учитываемые  на балансе. При этом к числу «активов», не учитываемых на балансе, относятся, например, «персональный гудвилл» и «собранная вместе и обученная рабочая сила». Эти «активы» не могут принадлежать и не принадлежат компании, поэтому они не могут называться активами (без кавычек). Тем не менее, при определении стоимости бизнеса и нематериальных активов эти «активы» необходимо принимать в расчет, так как их влияние на стоимость компании в целом может быть решающим.

Налоговое законодательство дает определение понятию нематериального  актива в п. З статьи 257 Налогового кодекса РФ: нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные  налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права  на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного  времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Для признания нематериального  актива необходимо наличие способности  приносить налогоплательщику экономические  выгоды (доход), а также наличие  надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного  права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор  уступки (приобретения) патента, товарного  знака).

К нематериальным активам  не относятся:

а) не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы;

б) не законченные и не оформленные в установленном  законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы;

в) материальные носители (вещи), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним  средства индивидуализации;

г) финансовые вложения.

В отличие от правил бухгалтерского учета, Налоговый кодекс относит  к нематериальным активам, в частности  «владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в  отношении промышленного, коммерческого  или научного опыта». Это очень  существенно, так как большинство  результатов интеллектуальной деятельности на российских предприятиях охраняется именно как ноу-хау. Под термином «ноу-хау» часто понимают знания, неотчуждаемые  от конкретного человека или от компании (предприятия). Эти знания могут повышать стоимость компании, но не могут  быть активами в традиционном смысле, тем более они не являются ОИС. Если речь идет о технических или  технологических ноу-хау, то наиболее полно и точно этот термин (know-haw) определен в инструкциях Европейского Союза, а именно: «ноу-хау» означает массив технической информации, которая является секретной, существенной и идентифицированной в любой подходящей форме.

22.Сущность франчайзинга , распространение  в отрасли культуры

Слово «франчайзинг» произошло  от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах. В ГК РФ (ст.1027) этот термин получил название «коммерческая концессия» и «договор коммерческой концессии» и ему дается следующее определение: «По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т.д.». 
 
Иначе говоря, по своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака или знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. 
 
При этом  передающаяся сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь. 
 
Для франчайзинга характерны следующие основные черты и признаки: 
 
·       франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора) – франчайзера и франчайзи; 
 
·       франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Применяя российскую терминологию, франчайзер является правообладателем; 
 
·       франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию на рынке товаров (услуг), и по своему фирменному стилю идентифицируется с франчайзером; 
 
·       франчайзер выступает в единственном числе; франчайзи, работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т.е. это своего рода сеть, работающая по единой методике. Цель франчайзинга – ведение своего бизнеса, цель сетей – продажа большого количества товаров (услуг) и привлечение как можно большего числа участников; 
 
·       для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правом регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юридической и экономической самостоятельности; 
 
·       за пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи. 
 
Следует ввести такое понятие как франшиза. Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.  
 
Франшиза — это прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзора. 
 
Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга.

Существуют четыре основных вида франчайзинга: товарный, производственный, сервисный и франчайзиг бизнес-формата. Рассмотрим каждый из данных видов франчайзинга в отдельности и определим особенности каждого из них.  
 
Итак, товарный франчайзинг используется в сфере торговли. Он может применяться и к товарам, изготовителем которых является сам франчайзер, и к товарам, изготовленным другими фирмами и продаваемым под торговой маркой франчайзера. Главное, что отличает товарный франчайзинг от обычной оптовой торговли, – привязанность франчайзи к товарному знаку и торговой марке франчайзера. Наиболее часто товарный франчайзинг применяется для сбыта товаров, имеющих значимую торговую марку или требующих специфических торговых услуг до и после продажи. Характерными примерами таких товаров являются бензин, автомобили, велосипеды, алкогольные и безалкогольные напитки ит.д. 
 
Схема отношений при этом проста в соответствии с рисунком 1.1. Правообладателем (франчайзером) при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера. В варианте ΙΙΙ в соответствии с рисунком 1.1 предполагается непрерывная связь производителя с оптовой и розничной торговлей, т.е. оптовому предприятию предоставляется право уступки прав правообладателя на определенных условиях. 
 
Товарный франчайзинг не нашел широкого распространения. Такого рода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру, так как они обеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителями через систему сбыта. Франчайзи при этом является частью контролируемой франчайзером системы сбыта. 
 
Примером эффективной работы товарного франчайзинга может служить компания «Дженерал моторс», которая до настоящего времени является лидером автомобильной промышленности. 
 
Товарный франчайзинг может быть также использован при продаже косметики и фирменной одежды. Примером товарного франчайзинга в России является компания «Ле Монти». Однако в России в условиях повсеместного использования различных зачетных и вексельных схем оплаты продукции франчайзинг товара вряд ли получит широкое практическое применение.   
 
Соглашение о торговом франчайзинге отличается от дилерских договоров подробным изложением требований к технологии торговли и условий использования торгового знака. Большое место в них занимают условия о предоставлении франчайзером деловых услуг: реклама, обучение, консультации. 
 
Производственный франчайзинг – это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии. 
 
В варианте Ι в соответствии с рисунком 1.2 франчайзером выступает производитель сырья. Однако на практике чаще всего обладателем прав выступает предприятие, не являющееся производителем сырья или готовой продукции, и схема отношений складывается по двум другим вариантам. 
 
Наиболее ярким представителем, использующим систему производственного франчайзинга, является компания Coca-Cola. Централизованное производство безалкогольных напитков невыгодно в связи с удаленностью от потребителей и большими неоправданными затратами. Поэтому комиссия обеспечивает конечных производителей специальными концентратом и представляет право на использование технологий. В 1995 г. компания вышла на российский рынок путем заключения франчайзинговых договоров. Она не ведет самостоятельного строительства заводов по производству продукции; предметом продаж является рецепт производства и хорошо зарекомендовавшая себя торговая марка. 
 
Производственный франчайзинг имеет много общего с лицензионным договором, но не ограничивается им. Франчайзинг – не просто договор, эта система длительных отношений, детализированная основным договором и специальным Руководством по франчайзингу, которое также является собственностью франчайзера. Условия лицензионного договора являются лишь частью отношений, предусмотренных системой франчайзинга. 
 
Сервисный франчайзинг представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Сфера его применения – услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи. 
 
Знакомая всем франчайзинговая система «Макдональдс» наряду с товарным знаком, технологией приготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов. 
 
Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. Основная напрвленность сервисного франчайзинга – высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. 
 
На российском рынке  сервисный франчайзинг активно развивается в туристическом бизнесе, в области недвижимости, трудоустройства и образовательской деятельности. Крупнейший представитель франчайзинговой сети в России является компанияMarriott – знакома нам по гостинице Marriott Grand Hotel
 
Франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы. Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзига бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности для  расширения деятельности как самой фирмы (в данном случае она, естественно, будет франчайзером), так и предприятиям, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"