Контрольная работа по дисциплине "Гражданское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

1.Охарактеризуйте процедуру ликвидации юридического лица.
2. Гражданин Костин приобрел автомобиль на взятый в банке кредит. Способом обеспечения обязательства по возврату кредита банк избрал залог автомобиля. Чтобы автомобиль нельзя было продать, банк оставил у себя паспорт транспортного средства.
Гражданин Костин восстановил паспорт транспортного средства, подав заявление о его утрате, после чего продал автомобиль своему брату. В связи с просрочкой выплат по кредиту, банк предъявил в суд требование об обращении взыскания на заложенный автомобиль. Брат гражданина Костина, как собственник автомобиля, в суде заявил, что он не может нести ответственность по долгам брата свои имуществом, поскольку никаких обеспечительных обязательств перед банком не имеет. Кроме того, брат гражданина Костина сказал, что он является добросовестным приобретателем. И, наконец, если банк запретил бывшему собственнику продавать автомобиль, то следует сначала признать сделку купли - продажи недействительной.
Дайте анализ правомерности требований банка и доводов брата гражданина Костина.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по гражданскому праву.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 

Завершающим этапом ликвидации следует считать внесение записи о прекращении юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

 

Государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией посвящена гл. 7 (ст. 20 - 22) Закона.

 

Если государственная  регистрация юридического лица при  его создании (ст. 12 - 13) порождает  гражданско-правовой статус и гражданско-правовую способность юридического лица участвовать в гражданском обороте, то государственная регистрация юридического лица при его ликвидации является юридическим фактом, прекращающим гражданскую правоспособность юридического лица.

 

Формирование гражданской правоспособности юридического лица происходит не одномоментно (этот момент - включение юридического лица в государственный реестр), а постепенно и представляет собой определенный процесс, складывающийся из отдельных стадий.

 

Аналогичный процесс имеет место  и в случае исключения юридического лица из государственного реестра.

 

Ликвидация юридического лица - достаточно длительная процедура прекращения  юридического лица, завершающим этапом которой является внесение записи в  государственный реестр. Начинается процесс ликвидации с принятия решения о ликвидации юридического лица.

 

На лиц, принявших решение о  ликвидации, возлагается осуществление  ряда обязанностей по ликвидации юридического лица.[15]

 

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение  о ликвидации, обязаны письменно уведомить об этом уполномоченный государственный либо регистрирующий орган. Статья 62 ГК РФ, устанавливая обязанность уведомления, предусматривает незамедлительность такого сообщения. Закон называет трехдневный срок, в течение которого регистрирующий орган должен быть письменно уведомлен о принятом решении с приложением решения о ликвидации юридического лица. Уведомление производится по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

 

Решение о ликвидации юридического лица может быть оформлено в виде протокола общего собрания учредителей (участников) общества с ограниченной ответственностью, в виде решения уполномоченного государственного органа (органа местного самоуправления) в случае ликвидации государственного (муниципального) унитарного предприятия либо государственного (муниципального) учреждения и др.

 

В практике арбитражных  судов возникает вопрос: кто обязан направлять информацию о принятом решении  о ликвидации юридического лица в случаях осуществления ликвидации принудительно, в судебном порядке?

 

В Обзоре практики споров, связанных с ликвидацией юридических  лиц, судам разъясняется, что указания, содержащиеся в п. 1 ст. 62 ГК РФ, относятся  к случаям, когда решения о  ликвидации юридического лица принимаются его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы.

 

Вместе с тем с  целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для  обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию (п. 11 указанного Обзора). Исходя из рекомендательного характера письма, предъявлять требования к судам о соблюдении установленного комментируемой статьей трехдневного срока не следует.

 

На основании полученного  уведомления регистрирующий орган в установленные сроки вносит запись в государственный реестр о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

 

В случае представления  уведомления в орган, принимавший  решение о регистрации данного  юридического лица, такой орган принимает решение и о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

 

Указанная запись свидетельствует о наличии изменений, происходящих в объеме гражданской правоспособности юридического лица. Эти изменения выражаются в запрете государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственной регистрации юридических лиц с участием ликвидируемого юридического лица, а также государственной регистрации юридических лиц, возникающих в результате его реорганизации.

 

П.1 ст. 21 Закона предусматривает  исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

 

Как в случаях государственной  регистрации юридического лица, создаваемого вновь либо образованного путем  реорганизации, так и при внесении изменений в учредительные документы  юридического лица в регистрирующий орган подается заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается соблюдение порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с кредиторами и согласование ликвидации с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами (например, такое согласование требуется в случае ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50000 минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%).

 

Заявителем при подаче документов для государственной  регистрации при ликвидации юридического лица выступает руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор), что является законодательным подтверждением полномочий руководителя ликвидационной комиссии совершать юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица. Так как п. 3 ст. 62 ГК РФ установлен переход к ликвидационной комиссии полномочий по управлению делами юридического лица, в судебной практике возникал вопрос о том, кто вправе выступать от имени ликвидируемого юридического лица (в частности, подписывать исковые заявления в суд, совершать другие юридические действия).

 

В Обзоре практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

 

Вместе с заявлением о государственной регистрации представляется ликвидационный баланс.

 

Бухгалтерский баланс ведется  в соответствии с Законом о  бухгалтерском учете и составляется по форме, утвержденной Министерством  финансов РФ.

 

Действующее законодательство, регулирующее порядок ликвидации юридических лиц, до принятия Закона не предусматривало уплаты государственной пошлины за совершение каких-либо действий со стороны регистрирующих органов при ликвидации юридического лица. Теперь документ об уплате государственной пошлины необходимо представлять в числе других документов для государственной регистрации. Размер государственной пошлины составляет 2000 рублей.

 

Особенностью государственной  регистрации при ликвидации юридического лица в случае банкротства является перечень документов, подаваемых в регистрирующий орган. К документам вышеуказанного перечня относятся определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства и документ об уплате государственной пошлины.

 

Закон о несостоятельности (банкротстве) прямо указывает, что определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в государственный реестр записи о ликвидации юридического лица - должника. Такое определение арбитражный суд выносит после рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства при отсутствии к нему

 

Конкурсный управляющий  является заявителем при подаче документов для государственной регистрации  при ликвидации юридического лица. На него возлагается обязанность в течение 10 дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

 

Нормы ст. 22 Закона направлены на регулирование отношений, возникающих  по поводу государственной регистрации  при ликвидации юридического лица.

 

Установлен критерий, по которому определяется регистрирующий орган. Таким критерием является место нахождения ликвидируемого юридического лица. Подача документов в ненадлежащий регистрирующий орган влечет отказ  в государственной регистрации.

 

В свое время ВАС РФ разъяснял судам, что акт местной  администрации о регистрации  предприятия, учрежденного за пределами  подведомственной ей территории, должен признаваться недействительным.

 

Кроме обязанностей, возложенных  на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации, уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, статья 22 Закона возлагает на ликвидационную комиссию (ликвидатора) обязанность уведомить регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации.

 

Такое уведомление может  быть произведено не ранее чем  через два месяца с момента  помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица. Указанный  срок обусловлен тем, что ст. 63 ГК РФ, регламентирующая порядок ликвидации юридического лица, устанавливает минимальный двухмесячный срок заявления требований кредиторами юридического лица, который также начинает течь с момента публикации о ликвидации юридического лица.

 

В соответствии с требованиями ГК РФ публикация должна содержать не только информацию о ликвидации юридического лица, но и сведения о порядке ликвидации и вышеназванном сроке (сроке предъявления требований кредиторами). Публиковать эти сведения необходимо в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

 

В случае банкротства  юридического лица дополнительного  уведомления регистрирующего органа о завершении конкурсного производства не требуется.

 

С момента внесения записи в государственный реестр ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность. Ликвидированное либо реорганизованное юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта о ликвидации либо реорганизации предприятия до момента исключения его из государственного реестра.

 

В то же время внесение записи в государственный реестр о прекращении юридического лица не исключает возможности обжаловать действия регистрирующего органа по внесению такой записи.

 

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры  банкротства с момента указанной  записи прекращает свою деятельность юридическое лицо - должник, а также  прекращаются полномочия конкурсного  управляющего, и конкурсное производство считается завершенным.

 

Для отдельных видов  юридических лиц федеральными законами установлен специальный порядок  регистрации юридического лица в  связи с его ликвидацией. В  частности, решения о регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций в связи с их ликвидацией принимают федеральный орган юстиции и его территориальные органы.

 

Соответственно сведения и документы, необходимые для  осуществления государственной  регистрации вышеназванных юридических лиц в связи с их ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данных юридических лиц при их создании (федеральный орган юстиции и его территориальные органы).

 

Федеральный орган юстиции  или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации таких юридических лиц в связи с их ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

 

На основании указанного решения, принятого федеральным  органом юстиции или его территориальным  органом, и представленных ими необходимых  сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более  чем пять рабочих дней со дня получения указанных сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения таковой записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

 

Государственная регистрация  вышеназванных юридических лиц  в связи с их ликвидацией осуществляется в срок не более чем 10 рабочих  дней со дня представления всех оформленных  в установленном порядке документов.

 

Новеллой для процедуры  ликвидации юридического лица является публикация информации о ликвидации юридического лица, которую обязан произвести регистрирующий орган. К сожалению, законодатель ограничивается только указанием на необходимость публикации, не раскрывая объем и порядок публикации. Публикация помещается в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.

 

Закон не решил проблему создания специального печатного органа, в котором содержалась бы информация о вновь созданных, реорганизованных и ликвидируемых юридических лицах. Однако необходимость в таком издании существует.

 

Юридическое лицо в процессе осуществления своей деятельности вправе создавать собственные обособленные подразделения-представительства и  филиалы, которые не являются самостоятельными субъектами права - юридическими лицами. Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или часть, в том числе функции представительства. Юридическое лицо может наделять их имуществом, определять обязательные для них положения, в том числе порядок деятельности, назначать руководителей представительств и филиалов. Руководители представительств и филиалов действуют на основании доверенностей, выданных юридическим лицом. Представительства и филиалы, создаваемые юридическим лицом, должны быть указаны в его учредительных документах.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Гражданское право"