Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 20:13, доклад
Переход Казахстана к условиям рынка, глобальные экономические реформы, привели к коренным изменениям в гражданско-правовом регулировании общественных отношений - всё это наряду с другими факторами неизбежно влечёт значительное оживление гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют в нем едва ли не значительную роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности. Так как юридические лица – это и налоги для нормального функционирования государства, это рабочие места, это производственный и экспортный потенциал, это и социальная сторона общества и т.д. Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно.
Доклад
Тема: Ликвидация юридических лиц, осуществляющих свою деятельность с грубым нарушением законодательства
Астана – 2013 год
Переход Казахстана к условиям рынка, глобальные экономические реформы, привели к коренным изменениям в гражданско-правовом регулировании общественных отношений - всё это наряду с другими факторами неизбежно влечёт значительное оживление гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют в нем едва ли не значительную роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности. Так как юридические лица – это и налоги для нормального функционирования государства, это рабочие места, это производственный и экспортный потенциал, это и социальная сторона общества и т.д. Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно.
В отличие от физического лица, для которого появление на свет и уход из жизни - естественный природный процесс, создание и прекращение деятельности юридического лица сопровождается определенной, установленной законом процедурой. Не случайно, что для регулирования данного вопроса законодателями предусмотрены ряд норм в ГК, в Законе Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» и в Закона Республики Казахстан «О банкротстве». Более того, в целях единообразного толкования и применения в судебной практике законодательства о ликвидации юридических лиц Верховным Судом Республики Казахстан введено Нормативное постановление № 5 от 18 июня 2004 года О судебной практике ликвидации юридических лиц, осуществляющих свою деятельность с грубым нарушением законодательства.
Актуальность данной темы связана с тем, что в нынешних условиях экономической ситуации, когда под влиянием объективных обстоятельств ежемеячно прекращают свою деятельность юридические лица различных организационно-правовых форм и вопрос правильного правового оформления ликвидации (прекращения) юридических лиц приобретает особую значимость.
Так, например в связи с тем, что среди всего объема зарегистрированных юридических лиц значительную долю составляют фирмы-"однодневки", созданные лишь для проведения каких-либо хозяйственных операций, длительное время не осуществляющие деятельности, не сдающие отчетность в государственные органы, фактически отсутствующие по адресу, указанному в их учредительных документах, налоговые органы стремятся сократить количество таких организаций, используя предусмотренные законом правовые основания для принудительной ликвидации таких юридических лиц в судебном порядке. Согласно подпункту 12) статьи 1 Закона, отсутствующий должник - это должник, у которого место нахождения его постоянного органа, а также учредителей, участников, менеджеров и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность, невозможно установить в течение шести месяцев.
Согласно подпункту 4) пункта 2 статьи 49 ГК может быть ликвидировано юридическое лицо, отсутствующее по месту нахождения или по фактическому адресу, а также, если у него отсутствуют учредители (участники) и должностные лица, без которых юридическое лицо не может функционировать в течение одного года. Необходимо помнить, что Ликвидация отсутствующего юридического лица и отсутствующего должника может быть произведена только в судебном порядке
Также постановление дает разъяснения в каких случаях юридическое лицо не может быть ликвидировано :
1. юридическое лицо, которое отсутствует по месту нахождения или по фактическому адресу, а также при отсутствии его учредителей (участников) и должностных лиц, если это юридическое лицо временно приостановило свою деятельность, однако своевременно, в установленные сроки, представляет соответствующую налоговую отчетность.
2. у которого отсутствуют должностные лица, но имеются учредители (участники), которые несут ответственность за организацию деятельности юридического лица и вправе назначать (избирать) должностных лиц.
Законом также определены исчерпывающий круг заинтересованных лиц имеющие исключительное право на подачу иска о ликвидации, это:
1. государственным органом, которому право на предъявление требования предоставлено законодательными актами
2.налоговым органам
3.кредиторам
Как уже отмечалось, принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае, если:
1.) банкротства;
2) признания недействительной регистрации
юридического лица в связи с допущенными
при его создании нарушениями законодательства,
которые носят неустранимый характер;
3) отсутствия юридического лица по месту
нахождения или по фактическому адресу,
а также учредителей (участников) и должностных
лиц, без которых юридическое лицо не может
функционировать в течение одного года;
4) осуществления деятельности с грубым
нарушением законодательства:
систематического осуществления деятельности,
противоречащей уставным целям юридического
лица;
осуществления деятельности без надлежащего
разрешения (лицензии) либо деятельности,
запрещенной законодательными актами;
5) предусмотренных другими законодательными
актами.
По всем перечисленным выше основаниям,
может быть ликвидировано лишь действующее
юридическое лицо.
В практике, если в судебном заседании
при рассмотрении вопроса о ликвидации
юридического лица по данным основаниям
будет установлено, что организация фактически
прекратила свою деятельность, заявление
о ее ликвидации суды оставляют без рассмотрения
поскольку в этом случае по заявлению
уполномоченного органа может быть возбуждено
дело о несостоятельности отсутствующего
должника.
О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних двенадцати месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Организация, не осуществляющая деятельности и имеющая задолженность перед бюджетом, может быть ликвидирована в рамках процедуры банкротства отсутствующего должника. Согласно п.11 постановления ВС, заявления о ликвидации отсутствующего юридического лица рассматриваются в порядке искового производства, о банкротстве отсутствующего должника - в порядке особого производства. Если при рассмотрении дела о ликвидации отсутствующего юридического лица его уполномоченные должностные лица или учредители (участники), указанные заявителем отсутствующими, явятся в заседание суда или письменно заявят о продолжении деятельности юридического лица, либо о согласии с ликвидацией, суд отказывает в иске о ликвидации этого юридического лица как отсутствующего.
Законом предусмотрены кратчайший срок для вынесения решения о признании отсутствующего должника банкротом 5 дней дня возбуждения производства по делу. Не маловажно помнить что, в этой связи, опубликование в средствах массовой информации сообщения о возбуждении производства по делу о банкротстве отсутствующего должника не производится. Заявления налоговых органов и прокурора о ликвидации, как отсутствующих юридических лиц, так и отсутствующих должников, государственной пошлиной не облагаются. В случае обращения с заявлениями о банкротстве должника других кредиторов государственная пошлина уплачивается в общем порядке.
Ликвидация признанного
Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий.
1.В случае, если организация не представляет в налоговый орган отчеты о ее финансово-хозяйственной деятельности, документы и сведения для исчисления и уплаты налогов, такие нарушения могут быть признаны судом основанием для принудительной ликвидации юридического лица.
2. Осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ее ликвидации.
3. Неприведение в установленный
срок акционерным обществом
Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона должно принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий.