Личные неимущественные права ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Права несовершеннолетних детей в семье впервые обозначились в российском законодательстве лишь с принятием нового Семейного Кодекса Российской Федерации 1995 года. Ранее права детей рассматривались через взаимоотношения детей и родителей, при этом дети в силу своей недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской заботы. Включение в Семейный Кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути преодоления такого рода подхода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
§1. История развития семейно-правового статуса ребенка в Российской Федерации и за рубежом………………………………………………………4
§2. Понятие «ребенок»…………………………………………………………9
§3. Общая характеристика неимущественных прав ребенка……………….15
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2013.docx

— 55.71 Кб (Скачать файл)

Термин «несовершеннолетний» стал легальным и применяется в отраслевом законодательстве. Тем не менее, некоторые авторы по разному подходят к определению содержания понятия «несовершеннолетний». По мнению А.П. Солдатова указанное понятие состоит из двух понятий: «малолетний» и «подросток».5 При этом понятие «малолетний» употребляется в отношении детей с момента рождения до 10 лет, подростком является ребенок от 10 до 14 лет. Другого подхода придерживается               О.В. Садина, давая следующие определения понятий «малолетний» и «подросток»: малолетний — несовершеннолетний (физическое лицо, ребенок) в возрасте до 14 лет; подросток — несовершеннолетний (физическое лицо, ребенок) в возрасте от 14 до 18 лет.6

Определения, содержащиеся в законах, не дают полного представления о ребенке как о субъекте права, поэтому и существует терминологическая многовариантность: несовершеннолетний, малолетний, подросток и др. Каждое из определений названных категорий лиц имеет право на существование, применение и теоретическое объяснение, поскольку употребляется в законодательстве. Тем не менее, между ними нельзя ставить знак равенства, их определения следует различать. С этой целью выделяют присущие указанным категориям лиц признаки, которые служат основой для формулирования соответствующих дефиниций.

По мнению большинства исследователей, к числу содержательных признаков, обозначенных терминов относятся возрастной критерий и отраслевая принадлежность отношений, в которых участвуют указанные категории детей. Е.Н. Микитова считает, что главным признаком ребенка как специального субъекта являются возрастные границы, в рамках которых он существует в данном статусе.7 И.А. Минникес, исследуя проблемы  индивидуального правового регулирования  выделяет возрастной критерий применительно к детям как юридически значимый в отраслях права.8 В.И. Абрамов, подчеркивая приоритет возрастных параметров, определяет категорию «ребенок» («дети») как универсальную, а, в свою очередь, категории «несовершеннолетний», «малолетний», «подросток» и др.  охватываются общим понятием «ребенок» и в то же время  могут служить основанием для формирования самостоятельных видов правового статуса детей.9

Е.А. Капитонова в своих исследованиях признает категории «ребенок» и «несовершеннолетний» тождественными по содержанию. Однако с подобной точкой зрения нельзя согласиться. Термин «ребенок» обладает универсальностью, поскольку он применяется при характеристике лица, как не достигшего возраста 18 лет, так и его перешагнувшего. Во-первых, содержание данного термина не только определяет возрастные границы в жизни человека, но и обозначает юридически признаваемые и значимые связи с родителями или лицами, их заменяющими, так как для них ребенок остается таковым независимо от его возраста. Во-вторых, в определенных случаях законодательство приравнивает к статусу ребенка лиц, достигших совершеннолетия, тем самым обеспечивая их повышенную защищенность. Например, положения Налогового кодекса РФ указывают на предоставление родителям стандартного и социального налоговых вычет в отношении детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, в возрасте до 24 лет. По общему правилу несовершеннолетние отбывающие наказание в воспитательных учреждениях (колониях) по достижении ими совершеннолетия направляются для дальнейшего отбывания данного вида уголовного наказания в исправительные колонии, предназначенные для взрослых осужденных. Между тем УИК РФ устанавливает, что в целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, до достижения ими возраста 19 лет. Еще одним примером служит содержание ст. 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Для лиц из числа детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба родителя или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют дополнительные гарантии по социальной защите.

Тем самым, в отношении определенной категории граждан, которые при тех или иных условиях приравниваются к статусу ребенка, будучи полностью дееспособными (18 лет), государством устанавливаются дополнительные гарантии, представляющие собой комплекс социальных мер, обеспечивающих возможность улучшения жилищных условий, получения дополнительного образования, реализации права на труд и т. п. При этом, законодатель поднимает возрастной ценз до известных пределов (19, 23, 24 года). Это способствует не только более полной реализации такими гражданами конституционных прав, но и повышает степень их защищенности.

Несмотря на множественность подходов в научной литературе к юридическому понятию «ребенок», в качестве основного признака ребенка, и это мы видим, в различных правовых актах, как внутригосударственных, так и международных, выступает возрастной критерий. Необходимо заметить, что еще на стадии обсуждения проекта Конвенции о правах ребенка наблюдались разногласия по поводу установления нижней и верхней границ возраста ребенка. Представители Аргентины, Гватемалы выступали за определение нижней возрастной границы с момента зачатия ребенка. С другой стороны, Франция, Великобритания, Тунис, Китай, Индонезия заняли противоположную позиции и признавали нижний возрастной ценз с момента рождения. Однако большинство государств отметили, что при толковании преамбулы, статей 1 и 6 Конвенции они будут придерживаться положений национального законодательства. Поэтому, можно сделать вывод, что международное право признает ребенком личность с момента рождения, но в тоже время и не запрещает государствам считать ребенком человеческое существо с момента зачатия.

Помимо этого, не все страны были согласны со статьей 1 Конвенции, устанавливающей верхний предел возраста ребенка — 18 лет. Одни государства предлагали установить верхний предел детства 15— 16 лет, другие — закрепить возраст ниже 18 лет, так как в соответствии с их национальным законодательством совершеннолетие наступает гораздо позже. Однако эти предложения не нашли поддержки и в Конвенции о правах ребенка верхний возрастной предел определяется в 18 лет. Что же касается государств, в законодательстве которых возраст достижения совершеннолетия установлен ниже 18 лет, то положения Конвенции не препятствуют сохранению этого возрастного предела.

Как видно, проблема определения возрастного ценза, в рамках которого должно содержаться рассматриваемое понятие, существует как в национальном, так и в международном законодательстве. На современном этапе развития России этой проблеме посвящены труды многих ученых-юристов. В большинстве случаев, особое внимание уделяется нижней возрастной границе понятия «ребенок». При этом одни настаивают на том, что «права ребенка подлежат определенной защите до момента появления ребенка на свет»10, поскольку «эмбрион это не часть организма матери, а начало новой жизни, подлежащее соответствующему правовому регулированию»11.

Другие, считают целесообразным относить понятие «ребенок» лишь к ребенку уже рожденному определяя нижнюю возрастную границу этой категории моментом рождения12. На взгляд автора, именно этот подход является разумным и оправданным, поскольку не рожденный ребенок не может реализовать своих прав ни самостоятельно, ни через законных представителей и это становиться действительно возможным лишь с момента рождения живого ребенка.

Кроме того, указанная позиция не противоречит ни нормам Конституции РФ, ни Конвенции о правах ребенка по следующим соображениям. Одно из указанных в ч. 2 ст. 17 Основного Закона свойств основных прав и свобод человека и гражданина, разумеется, и ребенка, определяет механизм их возникновения — момент рождения человека. Возраст совершеннолетия установлен в российском законодательстве — 18 лет, что соответствует ст. 60 Конституции РФ и Конвенции о правах ребенка.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам: для определения правового статуса особого субъекта права, каковым является лицо до достижения 18 лет, следует использовать универсальную категорию «ребенок». Категории «несовершеннолетний», «малолетний», «подросток» и другие охватываются общим понятием «ребенок», однако их правовое значение состоит в том, что они позволяют более точно учесть специфику правовых возможностей ребенка. Такой подход позволит унифицировать юридические понятия  и может сыграть существенную роль в предупреждении и устранении противоречий между федеральным и региональным законодательством, регулирующим правовое положение ребенка в Российской Федерации.

 

§3. Общая характеристика личных неимущественных прав ребенка.

С момента рождения каждый ребенок приобретает способность иметь права, которые предусмотрены семейным законодательством. Глава 11 СК РФ посвящена правам несовершеннолетних детей, которые принято делить на личные неимущественные и имущественные права (право на получение содержания; право собственности ребенка). К личным неимущественным правам детей относятся:

- право жить и воспитываться  в семье;

- право на общение с родителями  и другими родственниками;

- право на защиту;

- право выражать своё мнение;

- право на имя, отчество и  фамилию. На изменение имени и фамилии.

Однако в комплекс личных прав ребенка необходимо включать не только те, что закреплены в СК РФ, но также права, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка.

В соответствии с Конвенцией за ребенком признается также право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи (ст.8); право на определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27) и др.

Но предметом данной главы станут права, закрепленные в Семейном Кодексе Российской Федерации.

 

Право ребенка жить и воспитываться в семье.

Право ребенка жить и воспитываться в семье заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, так как в ней он прежде всего получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание. В истории человеческого развития не было выявлено лучшей формы воспитания ребенка, чем воспитание в семье. Даже в отношении ребенка, лишившегося своей семьи, лучшей, я бы даже сказала «приоритетной» формой воспитания является - передача ребенка на усыновление, в приёмную семью, опекуну (попечителю). В случаях, когда подобное устройство ребенка не представляется возможным, он передаётся на воспитание в детские учреждения.

Статьей 54 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что ребенок может проживать вместе со своими родителями. Согласно ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей-родителей, усыновителей или опекунов п. 2 ст. 20 ГК РФ. С четырнадцати лет несовершеннолетние с согласия законных представителей вправе избрать место своего жительства. Место жительства ребенка при раздельном жительстве родителей определяется соглашением родителей. В противном случае споры разрешаются в судебном порядке п.3 ст. 65 СК РФ.

Согласно ст. 7 Конвенции ООН «о правах ребенка», каждый ребенок имеет право знать своих родителей, насколько это возможно. Если ребенок воспитывается в полноценной семье, то не возникает никаких сложностей. В том случае, если ребенок был найден или воспитывается матерью, а отец неизвестен - право ребенка знать своих родителей реализуется путем установления отцовства (материнства) в судебном порядке. Законные представители ребенка, государственные и муниципальные органы, организации, занимающиеся розыском, должны содействовать ребенку в розыске своих родителей. До сих пор остается дискуссионным вопрос о том, в какой мере соответствует праву знать своих родителей тайна усыновления и тайна биологического происхождения ребенка при применении методов искусственной оплодотворения.

Право ребенка на заботу со стороны родителей предполагает удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, обеспечение уважения его человеческого достоинства. Под заботой понимаются все виды помощи ребенку: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т. п.

Право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, под которыми понимается удовлетворение его жизненно важных потребностей, что позволяет расти ребенку физически, духовно и психически здоровым, создает возможность для нормального и всестороннего развития его индивидуальных способностей.

Уважение человеческого достоинства ребенка в семье родителями и другими родственниками также оказывает существенное влияние на развитие полноценной личности. При воспитании ребенка должно категорически исключаться пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение (ч. 1 ст. 65 СК РФ).

 

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

Ст. 55 СК РФ закрепляет право детей на общение с обоими родителями, а также другими родственниками, как со стороны матери, так и со стороны отца. Закон не дает исчерпывающегося перечня родственников, которые имеют право на общение с ребенком. Таким образом, к этой категории относятся и ближайшие родственники, и родственники более отдаленных степеней. Право на общение с родителями и другими родственниками сохраняется, в случае расторжения брака между родителями, признание брака недействительным. Но тем не менее такое право может быть ограничено или ребенок может его лишиться в случаях, строго определенных законом: лишение (ст. 71 СК РФ) или ограничение родительских прав (ст. 74 СК РФ) и при отобрании ребенка у родителей (ст. 77 СК РФ).

Ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью государства-участники Конвенции ООН «о правах ребенка» обязуются уважать право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную и возвращаться в свою страну п.2 ст.10 Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г.

Даже находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и другое), ребенок имеет право на общение с родителями и другими родственниками. Под экстремальной следует понимать чрезвычайную, необычную ситуацию с вынужденной изоляцией ребенка. Так же к экстремальной можно отнести случай, когда ребенок тяжело болен и нуждается в госпитализации или не может находиться дома из-за инвалидности. Так, ВИЧ-инфицированный ребенок в возрасте до 15-ти лет имеет право на совместное пребывание с родителями, а также другими законными представителями в стационаре учреждения, которое оказывает несовершеннолетнему помощь.

 

Право ребенка на защиту.

Впервые семейное законодательство не только закрепляет права ребенка, но и предусматривает гарантии их реализации. Одной из таких гарантий является право ребенка на защиту своих прав и законных интересов, предусмотренное ст. 56 СК РФ. Под защитой понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, которые компенсируют утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Защита осуществляется с помощью таких отраслей права, как административного, гражданского, уголовного, трудового и других.

Информация о работе Личные неимущественные права ребенка