Предоставление мер дополнительной
государственной поддержки семьям, имеющим
детей, в виде права на материнский (семейный)
капитал основано на двух обстоятельствах:
рождение (усыновление) второго и последующего
ребенка и период времени, в течение которого
это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря
2016 г. При этом иные обстоятельства не
учитываются, например нуждаемость семьи
в мерах дополнительной государственной
поддержки. Иными словами, поддержка в
том смысле, в котором это предполагает
социальное обеспечение, не будет оказана:
суть социального обеспечения - это компенсация
дохода, недополученного по уважительным
причинам, сближение уровня жизни различных
слоев населения. При этом у семьи, в которой
родились двое детей до указанной даты,
право на такие дополнительные меры поддержки
не возникает, и в отношении этой семьи
появляется "узаконенное неравенство",
так как у нее уровень социального обеспечения
будет ниже, чем у семьи, в которой ребенок
родился на несколько дней позже. На этот
недостаток Закона N 256-ФЗ уже обращали
внимание в юридической литературе. По
мнению К.В. Бубона, положения Закона противоречат
Конституции РФ, согласно которой граждане
России от рождения приобретают равные
права, в том числе в сфере социальной
поддержки; кроме того, нет возможности
объяснить, почему один ребенок имеет
преимущество при оплате образования
перед другими детьми, более того, родиться
в той или иной семье и (или) срок отнюдь
не его заслуга Бубон К.В. Узаконенное
неравенство, или Кому нужен закон о материнском
капитале Адвокат. 2007. N 5.. Согласно Декларации
прав и свобод человека и гражданина, принятой
Верховным Советом РСФСР в 1991 г., граждане
при наступлении определенных обстоятельств
имеют право на социальное обеспечение
(ст. 26). Статья 39 Конституции РФ гарантирует
каждому социальное обеспечение по возрасту,
в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом. Конституционный
Суд РФ уже высказал свою позицию по этому
вопросу: гражданка Г., родившая третьего
ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность
отдельных положений Закона N 256-ФЗ, в том
числе и применение Закона N 256-ФЗ к правоотношениям,
возникшим в связи с рождением (усыновлением)
ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г.
по 31 декабря 2016 г.. По мнению заявительницы,
ограничение ее права на получение государственного
сертификата на материнский (семейный)
капитал объективно не оправдано и нарушает
принцип равенства всех перед законом,
что не соответствует ст. 19, 38, 55 Конституции
РФ. Конституционный Суд отказал в принятии
к рассмотрению жалобы по причине не подведомственности
поставленного в ней вопроса. По его мнению,
решение вопроса о действии закона во
времени, в том числе о придании ему обратной
силы, является прерогативой законодателя,
а конкретные меры социальной поддержки
семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции
РФ устанавливаются федеральными законами
и законами субъектов РФ. Таким образом,
в настоящее время этот вопрос закрыт.
Право на дополнительные меры
государственной поддержки возникает
при рождении (усыновлении) ребенка (детей),
имеющих гражданство Российской Федерации
независимо от места их жительства:
• женщин, родивших (усыновивших)
второго ребенка начиная с 1 января 2007
года;
• женщин, родивших (усыновивших)
третьего ребенка или последующих детей
начиная с 1 января 2007 года, если ранее
они не воспользовались правом;
мужчин, являющихся единственными
усыновителями второго, третьего ребенка
или последующих детей, ранее не воспользовавшихся
правом на дополнительные меры государственной
поддержки, если решение суда об усыновлении
вступило в законную силу начиная с 1 января
2007 года.
При возникновении права не
учитываются дети, в отношении которых
данные лица были лишены родительских
прав или в отношении которых было отменено
усыновление, а также усыновленные дети,
которые на момент усыновления являлись
пасынками или падчерицами данных лиц.
Право у женщин прекращается
и возникает у отца (усыновителя) ребенка
независимо от наличия гражданства Российской
Федерации или статуса лица без гражданства
в случае смерти женщины, объявления ее
умершей, лишения родительских прав в
отношении ребенка, в связи с рождением
которого возникло право на меры государственной
поддержки, совершения в отношении своего
ребенка (детей) умышленного преступления,
относящегося к преступлениям против
личности, а также в случае отмены усыновления
ребенка, в связи с усыновлением которого
возникло право на дополнительные меры
государственной поддержки. Право не возникает
у указанного лица, если оно является отчимом
в отношении предыдущего ребенка, очередность
рождения (усыновления) которого была
учтена при возникновении права на дополнительные
меры государственной поддержки, а также
если ребенок с рождением (усыновлением)
которого возникло право признан в порядке,
предусмотренном Семейным кодексом Российской
Федерации, после смерти матери (усыновительницы)
оставшимся без попечения родителей.
В случаях, если отец (усыновитель)
ребенка или мужчина, являющийся единственным
усыновителем ребенка умер, лишен родительских
прав в отношении ребенка, в связи с рождением
которого возникло право на дополнительные
меры государственной поддержки, совершил
в отношении своего ребенка (детей) умышленно
преступления, относящееся к преступления
м против личности, либо если в отношении
указанных лиц отменено усыновление ребенка,
в связи с усыновлением которого возникло
прав, их право на дополнительные меры
государственной поддержки прекращается
и возникает у ребенка (детей в равных
долях) , не достигших совершеннолетия,
и (или) обучающего по очной форме обучения
в образовательном учреждении любого
типа и вида не зависимо от ее организационно-правовой
формы (за исключением образовательного
учреждения дополнительного образования)
до окончания такого обучения, но не дольше
чем до достижения им возраста 23 лет.
Право на дополнительные меры
государственной поддержки возникает
у ребенка (детей в равных долях) указанного
в части 4 Федерального Закона, в случае
, если женщина, право которой на дополнительные
меры государственной поддержки прекратилось
по основаниям указанным в части 3 статьи
3 настоящего Закона, являлась единственным
родителем (усыновителем) ребенка, в связи
с рождением (усыновлением) которого возникло
право на дополнительные меры государственной
поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя)
ребенка (детей) не возникло право на дополнительные
меры государственно поддержки по основаниям
указанным в части 3 статьи 3.
Право на дополнительные меры
государственной поддержки, возникшее
у ребенка (детей в равных долях) прекращается
в случае его смерти или объявления его
умершим.
Право на дополнительные меры
государственной поддержки возникает
со дня рождения (усыновления) второго,
третьего или последующих детей и может
быть реализовано не ранее чем по истечении
трех лет со дня рождения (усыновления)
второго, третьего или последующих детей,
за исключением случая, предусмотренного
частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального
закона ( заявлении о распоряжении может
быть подано в любое время со дня рождения
(усыновления) второго, третьего и последующих
детей в случае необходимости использования
средств (части средств) материнского
(семейного) капитала на погашение основного
долга и уплаты процентов по кредитам
или займам на приобретение (строительство)
жилого помещения, включая ипотечные кредиты
предоставленным гражданам по кредитному
договору (договору займа), заключенному
с организацией, в том числе кредитной
организацией, по 31 декабря 2010 года включительно).
Условия получения сертификата.
Лица (или их законные представители,
а также законные представители ребенка
(детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия)
у которых возникло право на дополнительные
меры государственной поддержки вправе
обратиться в территориальный орган Пенсионного
фонда Российской Федерации за получением
государственного сертификата на материнский
(семейный) капитал в любое время после
возникновения права путем подачи соответствующего
заявления со всеми необходимыми документами
(их копиями, верность которых засвидетельствована
в установленном законом порядке) по месту
регистрации, по месту пребывания или
по месту фактического проживания. Граждане
Российской Федерации, выехавшие на постоянное
место жительства за пределы территории
Российской Федерации и не имеющие подтвержденного
регистрацией места жительства (пребывания)
на территории Российской Федерации, подают
заявление со всеми необходимыми документами
непосредственно в Пенсионный фонд Российской
Федерации . Для подачи заявления на выдачу
материнского (семейного) капитала необходимо
заполнить бланк заявления о выдаче государственного
сертификата на материнский (семейный)
капитал ,сделать необходимые действия:
- оформить в ЗАГСе свидетельство
о рождении (усыновлении) ребенка;
- в территориальном органе Пенсионного
фонда Российской Федерации по месту жительства
заполнить бланк заявления о выдаче государственного
сертификата на материнский (семейный)
капитал, предоставить необходимые документы:
- заявление установленного образца
(см приложение к курсовой работе №1);
- документ, удостоверяющий личность,
место жительства, российское гражданство
лица, имеющего право на получение материнского
(семейного) капитала, т.е. паспорт или
заменяющий его документ;
- документы, подтверждающие
рождение (усыновление) детей: свидетельства
о рождении всех детей (для усыновленных
- свидетельство об усыновлении и вступившее
в законную силу решение суда об усыновление);
- документы, подтверждающие
российское гражданство ребенка (детей),
рожденного (усыновленного) после 1 января
2007 года: свидетельство о рождении, в котором
указано гражданство его родителей либо
стоит штамп паспортно-визовой службы
о гражданстве ребенка (вкладыш в свидетельстве
о рождении ребенка, если его получили
до 07.02.2007 года);
В необходимых случаях представляются
документы, подтверждающие смерть женщины,
родившей (усыновившей) детей, объявление
ее умершей, либо лишение ее родительских
прав, подтверждающие совершение женщиной
умышленного преступления, относящегося
к преступлениям против личности по отношению
к ребенку и др., смерть родителей (усыновителей).
срок рассмотрения заявления
- не более одного месяца с даты подачи
заявления. После этого, в течение пяти
дней заявителю направляется уведомление,
в котором указывается о принятом решении
(о выдаче или об отказе в выдаче сертификата)
Решение об отказе в удовлетворение заявления
о выдаче сертификата может быть обжаловано
в вышестоящий орган Пенсионного фонда
Российской Федерации или в установленном
порядке в суд
получить в территориальном
органе Пенсионного фонда по месту жительства
в день, указанный в уведомлении, государственный
сертификат на материнский (семейный)
капитал(внешний вид сертификата см в
вложениях к курсовой работе).
В необходимых случаях представляются
документы, подтверждающие смерть женщины,
родившей (усыновившей) детей, объявление
ее умершей, либо лишение ее родительских
прав, подтверждающие совершение женщиной
умышленного преступления, относящегося
к преступлениям против личности по отношению
к ребенку и др., смерть родителей (усыновителей).
2.2. Распоряжение
материнским капиталом
Средства материнского (семейного) капитала
не передаются в виде наличного расчета.
Распорядиться средствами (частью средств)
материнского (семейного) капитала можно
не ранее чем по истечению трех лет со
дня рождения (усыновления) второго, третьего
и последующих детей. Исключение составляет
направление средств материнского (семейного)
капитала на погашение ипотечных кредитов
– этим правом можно воспользоваться
уже с 1 января 2009 года.
Этими средствами можно распоряжаться
в полном объеме либо частями по следующим
направлениям:
- улучшение жилищных условий;
- получение образования ребенком;
- формирование накопительной части трудовой
пенсии для женщин
Так же есть единовременная выплата в
размере 12000, выплату на повседневные нужды
можно получить только один раз. Максимальная
сумма выплаты – 12 тыс. рублей. При получении
единовременной выплаты не нужно дожидаться,
пока ребенку исполнится 3 года. Срок выплат
ограничен:
Женщины, получившие право на материнский
капитал в период с 1 января 2007 года по
31 сентября 2009 года могут подать заявление
в Пенсионный фонд до 31 декабря 2010 года.
Для мам, у которых право на материнский
капитал возникло в период с 1 октября
по 31 декабря 2010 года, срок подачи заявления
продлен до 31 марта 2011года.
Деньги на повседневные нужды перечисляют
в течение двух месяцев после подачи заявления.
Для получения 12 тысяч необходимо предоставить
следующие документы:
- Паспорт, лица получившего сертификат
- Сертификат (дубликат сертификата) (см
приложение к курсовой работе №2)
- СНИЛС
- Справка об реквизитах банковского счета
(см рисунок 1) или документ из которого
видны все реквизиты счета
Улучшение жилищных условий
1. Средства (часть средств)
материнского (семейного) капитала
в соответствии с заявлением
о распоряжении могут направляться
на приобретение (строительство) жилого
помещения, осуществляемое гражданами
посредством совершения любых
не противоречащих закону сделок
и участия в обязательствах (включая
участие в жилищных, жилищно-строительных
и жилищных накопительных кооперативах),
путем безналичного перечисления
указанных средств организации,
осуществляющей отчуждение (строительство)
приобретаемого (строящегося) жилого
помещения, либо физическому лицу,
осуществляющему отчуждение приобретаемого
жилого помещения, либо организации,
в том числе кредитной, предоставившей
по кредитному договору (договору
займа) денежные средства на указанные
цели.