Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 18:47, лабораторная работа
Цель работы:
1. Закрепить теоретические знания в области применения мер гражданско-правовой, уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за разглашение защищаемой информации и нарушение правил ее защиты.
2. Исследование конкретных случаев юридической практики в области применения мер гражданско-правовой, уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за разглашение защищаемой информации и нарушение правил ее защиты.
4. Использование сертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой.
5. Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Статья 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации
1. Занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой.
2. Занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой. Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом
Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Дисциплинарная ответственность одна из разновидностей юридической ответственности.
Дисциплинарная ответственность - это реакция на правонарушение в сфере трудовых отношений, проявляющаяся в применении санкций неблагоприятного характера к нарушителям установленного порядка. Дисциплинарная ответственность представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей конкретным работником, то есть несоблюдения им трудовой дисциплины.
Непосредственным основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности служит такой вид правонарушения, который именуется в трудовом праве дисциплинарным проступком. Содержание дисциплинарного проступка, как и любого другого правонарушения, предполагает наличие совокупности юридических признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Иными словами, формально-правовым основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является наличие в деянии нарушителя юридического состава признаков дисциплинарного проступка.
В Трудовом кодексе Российской Федерации дано следующее определение: дисциплинарный проступок - неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, влекущее за собой применение мер дисциплинарного воздействия.
По смыслу данного определения можно перечислить основные признаки дисциплинарного проступка:
■ действия или бездействие работника, которые определены в законе как неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей;
■ наличие вины - обязательный признак дисциплинарного проступка (ответственность наступает исключительно за виновные действия, бездействие);
■ работником не исполнены именно трудовые обязанности;
■ наличие обстоятельств, делающих возможным применение дисциплинарного взыскания.
Трудовое законодательство различает два вида дисциплинарной ответственности: общая и специальная.
К общей дисциплинарной ответственности могут быть привлечены все лица, вступившие в трудовые отношения, и получившие статус работников.
Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей дисциплинарной ответственности:
1. кругом лиц, на которых она распространяется;
2. более широким понятием дисциплинарного проступка, противоправность которого предусмотрена специальными федеральными законами, уста-
вами и положениями о дисциплине;
3. специальными мерами дисциплинарного взыскания;
4. кругом должностных лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью и порядком применения дисциплинарных взысканий.
Специальную дисциплинарную ответственность несут работники, на которых распространяются, помимо норм Трудового кодекса Российской Федерации, отдельные федеральные законы, уставы и положения о дисциплине. В этих нормативно-правовых актах предусмотрены специальные меры дисциплинарного взыскания, как правило, более строгие, порядок их наложения, отмены, рассмотрения споров.
Итак, к дисциплинарной ответственности работник может быть привлечен за совершение дисциплинарного проступка при наличии следующих обязательных условий:
26
26
1. поведение работника должно быть противоправным;
2. если работником не исполнены или ненадлежаще исполнены возложенные на него трудовые обязанности;
3. работник своими действиями причинил вред работодателю;
4. ущерб, претерпеваемый работодателем, является прямым следствием
нарушения работником трудовых обязанностей (или неправомерное поведение работника). Иными словами, наличие причинно-следственной связи между противоправным действием (бездействием) и возникшим ущербом;
5. действия работника носят виновный характер, то есть совершены
умышленно или по неосторожности.
К мерам дисциплинарного взыскания относятся:
замечание;
выговор;
увольнение по соответствующим основаниям.
Для того чтобы сразу исключить недоразумения, касающиеся обязанностей работника и его ответственности за разглашение защищаемой информации и нарушение правил ее защиты, необходимо соблюдать следующие условия:
1) трудовые обязанности работника должны быть документально закреплены;
2) работник должен знать о своих трудовых обязанностях, то есть должен быть ознакомлен с ними под роспись.
Наиболее серьезным дисциплинарным взысканием за разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника, а также нарушения правил защиты подобной информации является увольнение.
По данному основанию увольнение возможно только по отношению к работнику, в трудовом договоре (должностной инструкции) которого, согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотрено условие о неразглашении этой тайны. Сведения, которые работник разгласил, должны относиться в соответствии с действующим законодательством к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне.
Таким образом, для того чтобы уволить работника по данному основанию, необходимо соблюдение следующих условий:
1) работник должен быть ознакомлен под роспись с перечнем сведений, являющихся (государственной, коммерческой, служебной) тайной;
2) обязанность не разглашать такую тайну, прямо предусмотрена трудовым договором с работником или в приложении к нему (должностной инструкции);
3) указанные сведения должны стать известны работнику в связи с исполнением им его трудовых обязанностей;
4) работодателем приняты необходимые меры по охране конфиденциальности указанных сведений.
В новой редакции Трудового кодекса Российской Федерации понятие «разглашение охраняемой законом тайны» уточнено: разглашением персональных данных другого работника, ставших известными работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Личная тайна, семейная тайна, неприкосновенность частной жизни, защита чести и доброго имени гражданина гарантируется Конституцией Российской Федерации (статья 23). Разглашение этой тайны, то есть бесконтрольное распространение персональных данных во времени и пространстве, может нанести значительный ущерб физическому лицу.
Трудовым кодексом Российской Федерации закреплены основные требования к обработке персональных данных работника и гарантии по их защите (статьи 85-90 Трудового кодекса РФ). В частности, интерес представляет статья 90 главы 14 раздела V Трудового кодекса Российской Федерации:
Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Таким образом, информационная составляющая является обширным пластом нормативно-правовой базы современного общества.
В современной законодательной системе рассматриваются все типы информации: начиная от общедоступной и заканчивая сведениями особой важности, то есть государственной тайной. Соответственно, для каждого типа защищаемых данных устанавливаются определенные меры гражданско-правовой, уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за разглашение защищаемой информации и нарушение правил ее защиты, указанные в соответствующих нормативно-правовых актах. Именно такая детализация позволяет обеспечить на правовом уровне максимально возможную степень защиты информации с ограниченным доступом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задача №1
Гражданин X на протяжении некоторого времени занимался сбором сведений, составляющих государственную тайну, с целью передачи данных сведений представителю иностранной разведки. Однако непосредственно перед передачей сведений гражданин X сообщил о своих действиях представителям органов государственной власти.
Вопрос: какова мера ответственности, грозящая данному лицу?
Задача №2
Гражданину Y в силу его служебного положения стали известны сведения, составляющие коммерческую тайну. Данные сведения были разглашены гражданином Y.
Вопрос: какова мера ответственности, которая грозит гражданину Y?
Задача №3
Гражданин Z в нерабочее время, вне своих служебных обязанностей был ознакомлен с некоторыми сведениями, составляющими служебную тайну. Для сохранения конфиденциальности этих сведений руководителем организации были приняты необходимые меры. В должностной инструкции организации присутствует пункт, согласно которому подобные сведения не подлежат разглашению, гражданин Z был под роспись ознакомлен с перечнем сведений, составляющих служебную тайну. По вине гражданина Z сведения, с которыми он был ознакомлен, стали известны третьим лицам, т.е. произошло разглашение данной информации. В силу этого обстоятельства руководитель организации, в которой работал гражданин Z, принял решение о его увольнении.
Вопрос: может ли гражданин Z обжаловать решение начальника в суде и может ли суд удовлетворить его ходатайство?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баглай М. В./ Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов/ М.: НОРМА, 2004.
2. Бахрах Д. Н./ Административное право России. Учебник для студентов вузов / М.: НОРМА, 2007.
3. Пиляева, В. В./ Гражданское право с образцами договоров: Учебное пособие/ М.: Инфра-М, 2002.
4. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник для вузов./ М.: Юристъ, 2007.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
1. Уголовный кодекс Российской Федерации (от 13 июня 1996 № 63-ФЗ)
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (от 30.12.2001 № 195-ФЗ)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (от 30.11.1994 № 51-ФЗ)