Местный референдум в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование такой формы осуществления власти народом России как местный референдум.
Достичь цели поможет решение следующих задач:
Охарактеризовать место референдума в системе демократии России,
Проанализировать порядок проведения референдума

Содержание

Введение
Глава 1. Место референдума в системе демократии России.
1.1. Понятие местного референдума.
1.2. Предмет и правовая основа местного референдума.
Глава 2. Порядок проведения референдума.
2.1. Назначение местного референдума.
2.2. Решение местного референдума.
Заключение.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

- наличие среди представленных  подписей участников референдума более 10% подписей, собранных в местах, где сбор подписей запрещен;

- недостаточное число достоверных  подписей участников референдума  либо выявление 10% и более недостоверных  и (или) недействительных подписей  от общего числа подписей, отобранных для проверки (однако выявление этих процентов не служит основанием для отказа в назначении референдума в случае, когда для назначения референдума требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для назначения референдума);

- несоздание инициативной группой  фонда референдума (правда, ч. 2 ст. 58 Закона 2002 г. говорит: законом субъекта РФ может быть установлено, что при выдвижении инициативы проведения местного референдума при определенном числе участников референдума на территории соответствующего муниципального образования (но не более 5000 участников референдума) создание инициативной группой фонда референдума необязательно, если ею не финансируется подготовка и проведение референдума); отсутствие средств в фонде референдума не является основанием отказа в проведении референдума;

- использование инициативной группой  по проведению референдума при  финансировании своей деятельности  по выдвижению инициативы проведения  референдума организации сбора  подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 5% от установленного законом предельного размера расходования средств фонда референдума;

- превышение инициативной группой  по проведению референдума в  ходе выполнения указанных задач  более чем на 5% установленного  законом предельного размера  расходования средств избирательного  фонда, фонда референдума;

- установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой ограничений по проведению агитации в ходе кампании референдума, предусмотренных данным Законом;

- неоднократное использование  членом или уполномоченным представителем  инициативной группы по проведению  референдума преимуществ своего должностного или служебного положения.

В случае принятия комиссией решения об отказе в проведении референдума по предложенному вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения  выступать  повторно  с  инициативой  проведения  референдума   по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.9

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в этот орган документов о выдвижении инициативы проведения референдума.

Если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора.

Местный референдум, назначенный судом, организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. 

 

Решение местного референдума

 

 

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Россий-

ской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

В местном референдуме, как и в муниципальных выборах, могут участвовать иностранные граждане, если есть договор Российской Федерации с соответствующим государством, далее принят федеральный закон или закон субъекта РФ и если они постоянно проживают на соответствующей территории.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Решение референдума подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение решения местного референдума в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Подробные правила относительно юридической силы решения референдума содержит Федеральный закон от от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. в ст. 73 «Юридическая сила решения, принятого на референдуме» записано, что решение местного референдума действует на территории соответствующего муниципального образования.

Это решение подлежит регистрации в органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня.

Решение местного референдума может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия, либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке.

В случае принятия на местном референдуме нормативного правового акта он изменяется в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия решения на референдуме.

В отношении референдумов, как и выборов, допустимо их признание несостоявшимися либо недействительными. Согласно ст. 70 Закона 2002 г. референдум признается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки его участников на территории проведения референдума.

Комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме, если за него проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Законом субъекта РФ не могут устанавливаться дополнительные основания признания референдума несостоявшимся.

Любой референдум может быть признан недействительным соответствующей комиссией либо судом по мотивам допущенных в ходе его проведения существенных нарушений, не позволяющих с достоверностью определить результаты референдума.

Причем если референдум Российской Федерации не признан не состоявшимся либо недействительным, его решение окончательно и не может быть оспорено в суде. Что же касается референдума субъекта РФ, местного референдума, помимо признания такого референдума несостоявшимся либо недействительным возможна также отмена судом решения референдума по основаниям, указанным в Федеральном законе от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ

Этот Закон (ч. 7 ст. 73) предусмотрел возможность отмены судом решения, принятого на местном референдуме, по следующим основаниям:

- нарушение порядка проведения  референдума, повлекшее невозможность  выявить действительную волю  его участников;

- несоответствие закона субъекта  РФ, устава муниципального образования, на основании которых проводился местный референдум, Конституции РФ, федеральному закону, закону субъекта РФ, действовавшим на момент проведения референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю его участников.

Данное положение Закона фактически ведет к тому, что либо суд одновременно решает два вопроса: 

- об оценке закона субъекта  РФ или устава муниципального  образования и об отмене решения  местного референдума, либо не  исключается, что сначала в суде  будет оспорен закон, устав, а  после признания их незаконности наступит черед оспаривания решения референдума;

- несоответствие решения местного  референдума Конституции РФ, федеральному  закону, закону субъекта РФ.

При признании результатов референдума недействительными комиссия назначает повторное голосование.

Если для реализации решения референдума дополнительно требуется издание муниципального нормативного правового акта, орган или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения референдума определить срок подготовки и (или) принятия данного акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

Инициаторами судебного обжалования решения о проведении местного референдума,  а  также  принятого  на  таком  референдуме  решения  могут  быть  граждане,  органы  местного  самоуправления,  прокурор, уполномоченные федеральным законом органы государственной власти. 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, референдум – важный институт непосредственной демократии: закон, получивший поддержку населения в ходе голосования, обладает такой же силой, как и принятый в обычном порядке.

Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

В большинстве стран воспрепятствовать проведению референдума может только Конституционный Суд.

Как показала практика, в период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма демократии и непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов прижился и действует в нашей стране.

Таким образом, можно сделать вывод, что референдум в любой стане будет политически и идеологически эффективен с точки зрения интересов прогрессивных социальных сил и классов лишь в том случае, если он по природе своей как весьма важный демократический институт будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения, будет иметь своей целью при решении политических вопросов четко выраженную гуманную цель, если общественное мнение не будет увлечено и дезориентировано псевдодемократическими лозунгами и призывами, а также ложными социальными ценностями, и наконец, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных опросов.

В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местный референдум представляет собой наиболее эффективную форму учета мнения населения, которое вправе потребовать проведение местного референдума в соответствии с действующим законодательством и Уставом муниципального образования. 

 

Вместе с тем, к сожалению, институт местного референдума не получил широкого применения во многих субъектах РФ, что значительно снижает его эффективность в общей системе муниципального управления. Подобная ситуация часто объясняется настороженным отношением органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления к местному референдуму. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Конституция Российской Федерации. 12.1993.
  2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
  3. ФЗ «О референдуме РФ» от 28.06.2004 г. (с изменениями и дополнениями)
  4. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  5. Авакьян С. А. Конституционное право России. – М., 2009.
  6. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2011.
  7. Баранчиков В. А. Муниципальное право: Учебник. - М: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2010.
  8. Бялкина Т.М. Муниципальное право России. - М., 2009.
  9. Зитева И.Ю. Правовые основы местного референдума в Российской Федерации // Право и политика. № 9. 2009.
  10. Ковешников Е. М. Муниципальное право. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2012.
  11. Комкова Г. Н. – Конституционное право России: учебник для вузов. – М., 2010.
  12. Лазарев В. В. Конституционное право. Учебник. – М., 2010.
  13. Меньшов В. Л. Конституционное право России. – М., 2012.
  14. Муниципальное право: Учебник. / Отв. ред. А.И. Коваленко. - М.: Новый юрист, 2007. 
  15. Мазитов Р.Г. Практика реализации муниципальной реформы: местные выборы и референдумы: материалы «круглого стола». - Уфа: Мир печати. – 2009.
  16. Пешин Н. Л. Государственная власть и местное самоуправление в России. - М.: Статут, 2011.

 

 

 

 


 


1 Авакьян С. А.Конституционноеправо России. – М., 2009, С. 176.

2 Коваленко А. И. Конституционноеправо России. – М., 2012, С. 94.

3 Пешин Н. Л. Государственная власть и местное самоуправление в России. - М.: Статут, 2010. С. 105.

4 Баранчиков В. А. Муниципальное право: Учебник. - М: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2010. С. 231.

5 Мушинский В. О. Конституционное право. – М., 2009. С. 190.

6 Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Проспект, 2011. С. 188.

7 Ковешников Е. М. Муниципальное право. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2012. С. 157.

8 Зитева И.Ю. Правовые основы местного референдума в Российской Федерации // Право и политика. № 9. 2009. С.76.

9 Дмитриев Ю.А., Комаров В.В. Институт референдума и его место в системе непосредственной демократии в Российской Федерации// Право и жизнь. 2009. С. 82.


Информация о работе Местный референдум в России