Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 21:22, курсовая работа
Целью данной работы является исследование такой формы осуществления власти народом России как местный референдум.
Достичь цели поможет решение следующих задач:
Охарактеризовать место референдума в системе демократии России,
Проанализировать порядок проведения референдума
Введение
Глава 1. Место референдума в системе демократии России.
1.1. Понятие местного референдума.
1.2. Предмет и правовая основа местного референдума.
Глава 2. Порядок проведения референдума.
2.1. Назначение местного референдума.
2.2. Решение местного референдума.
Заключение.
Список использованной литературы
- наличие среди представленных подписей участников референдума более 10% подписей, собранных в местах, где сбор подписей запрещен;
- недостаточное число
- несоздание инициативной
- использование инициативной
- превышение инициативной
- установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой ограничений по проведению агитации в ходе кампании референдума, предусмотренных данным Законом;
- неоднократное использование
членом или уполномоченным
В случае принятия комиссией решения об отказе в проведении референдума по предложенному вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.9
Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в этот орган документов о выдвижении инициативы проведения референдума.
Если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора.
Местный референдум, назначенный судом, организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
В местном референдуме имеют право участвовать граждане Россий-
ской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
В местном референдуме, как и в муниципальных выборах, могут участвовать иностранные граждане, если есть договор Российской Федерации с соответствующим государством, далее принят федеральный закон или закон субъекта РФ и если они постоянно проживают на соответствующей территории.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Решение референдума подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение решения местного референдума в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.
Подробные правила относительно юридической силы решения референдума содержит Федеральный закон от от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. в ст. 73 «Юридическая сила решения, принятого на референдуме» записано, что решение местного референдума действует на территории соответствующего муниципального образования.
Это решение подлежит регистрации в органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня.
Решение местного референдума может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия, либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке.
В случае принятия на местном референдуме нормативного правового акта он изменяется в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия решения на референдуме.
В отношении референдумов, как и выборов, допустимо их признание несостоявшимися либо недействительными. Согласно ст. 70 Закона 2002 г. референдум признается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки его участников на территории проведения референдума.
Комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме, если за него проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Законом субъекта РФ не могут устанавливаться дополнительные основания признания референдума несостоявшимся.
Любой референдум может быть признан недействительным соответствующей комиссией либо судом по мотивам допущенных в ходе его проведения существенных нарушений, не позволяющих с достоверностью определить результаты референдума.
Причем если референдум Российской Федерации не признан не состоявшимся либо недействительным, его решение окончательно и не может быть оспорено в суде. Что же касается референдума субъекта РФ, местного референдума, помимо признания такого референдума несостоявшимся либо недействительным возможна также отмена судом решения референдума по основаниям, указанным в Федеральном законе от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ
Этот Закон (ч. 7 ст. 73) предусмотрел возможность отмены судом решения, принятого на местном референдуме, по следующим основаниям:
- нарушение порядка проведения референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю его участников;
- несоответствие закона
Данное положение Закона фактически ведет к тому, что либо суд одновременно решает два вопроса:
- об оценке закона субъекта
РФ или устава муниципального
образования и об отмене
- несоответствие решения
При признании результатов референдума недействительными комиссия назначает повторное голосование.
Если для реализации решения референдума дополнительно требуется издание муниципального нормативного правового акта, орган или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения референдума определить срок подготовки и (или) принятия данного акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
Инициаторами судебного обжалования решения о проведении местного референдума, а также принятого на таком референдуме решения могут быть граждане, органы местного самоуправления, прокурор, уполномоченные федеральным законом органы государственной власти.
Таким образом, референдум – важный институт непосредственной демократии: закон, получивший поддержку населения в ходе голосования, обладает такой же силой, как и принятый в обычном порядке.
Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
В большинстве стран воспрепятствовать проведению референдума может только Конституционный Суд.
Как показала практика, в период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма демократии и непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов прижился и действует в нашей стране.
Таким образом, можно сделать вывод, что референдум в любой стане будет политически и идеологически эффективен с точки зрения интересов прогрессивных социальных сил и классов лишь в том случае, если он по природе своей как весьма важный демократический институт будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения, будет иметь своей целью при решении политических вопросов четко выраженную гуманную цель, если общественное мнение не будет увлечено и дезориентировано псевдодемократическими лозунгами и призывами, а также ложными социальными ценностями, и наконец, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных опросов.
В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местный референдум представляет собой наиболее эффективную форму учета мнения населения, которое вправе потребовать проведение местного референдума в соответствии с действующим законодательством и Уставом муниципального образования.
Вместе с тем, к сожалению, институт местного референдума не получил широкого применения во многих субъектах РФ, что значительно снижает его эффективность в общей системе муниципального управления. Подобная ситуация часто объясняется настороженным отношением органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления к местному референдуму.
1 Авакьян С. А.Конституционноеправо России. – М., 2009, С. 176.
2 Коваленко А. И. Конституционноеправо России. – М., 2012, С. 94.
3 Пешин Н. Л. Государственная власть и местное самоуправление в России. - М.: Статут, 2010. С. 105.
4 Баранчиков В. А. Муниципальное право: Учебник. - М: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2010. С. 231.
5 Мушинский В. О. Конституционное право. – М., 2009. С. 190.
6 Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Проспект, 2011. С. 188.
7 Ковешников Е. М. Муниципальное право. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2012. С. 157.
8 Зитева И.Ю. Правовые основы местного референдума в Российской Федерации // Право и политика. № 9. 2009. С.76.
9 Дмитриев Ю.А., Комаров В.В. Институт референдума и его место в системе непосредственной демократии в Российской Федерации// Право и жизнь. 2009. С. 82.