Место жительства гражданина: понятия, правовое значение, регистрационный учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

Проведен научный анализ правового регулирования, практики организации и деятельности органов внутренних дел по обеспечению паспортно-регистрационного режима. Прикладное значение результатов исследования состоит в том, что они ориентированы на совершенствование организации и повышение эффективности осуществления исполнительной деятельности органов внутренних дел по обеспечению соблюдения паспортно - регистрационного режима.
Сформулированные выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы практическими работниками, в научно - исследовательской деятельности, в учебном процессе при преподавании курсов административного права, административной деятельности органов внутренних дел.

Содержание

Введение. 2

Глава I Понятие места жительства гражданина. 4

Глава II Правовое значение и регистрационный учет. 16

§2.1 Правовое значение. 16

§2.2 Регистрационный учет. 19

Заключение. 24

Список использованной литературы: 25

Вложенные файлы: 1 файл

Место жительства гражданина.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Место жительства гражданина :понятия, правовое значение, регистрационный учет.

Краткое содержание: 

Оглавление

 

Введение. 2

 

Глава I Понятие  места жительства гражданина. 4

 

Глава II  Правовое значение и регистрационный учет. 16

 

§2.1 Правовое значение. 16

 

§2.2 Регистрационный  учет. 19

 

Заключение. 24

 

Список использованной литературы: 25

 

Введение.  
В последние годы особую важность приобрели вопросы реализации правил паспортно-регистрационной системы. Причиной этого послужило значительное увеличение количества правонарушений, совершаемых лицами, проживающими без документов или регистрации. По сведениям паспортно-визового управления города Москвы, каждое пятое убийство, каждое четвертое изнасилование, каждая третья кража из квартир, а также каждое второе преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков в Москве совершается иногородними гражданами. В этой связи роль паспортно-регистрационной системы в деле борьбы с преступлениями и иными правонарушениями значительно возрастает. В то же время демократизация нашего общества требует особого отношения к соблюдению прав и законных интересов граждан.  
Конституция гарантирует право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах территории Российской Федерации. С целью обеспечения такого права был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы соблюдения прав человека в данной сфере общественных отношений. В частности, существенным образом изменен порядок учета      и      регулирования      миграции      граждан,      имевший разрешительный характер, под которым ранее понималась прописка. Институт регистрационного учета, введенный новым законодательством, решая практически те же задачи, что и прописка, отличается от нее, поскольку в соответствии с законом должен иметь только уведомительный характер. Однако и в настоящее время уведомительный характер регистрационного учета отслеживается лишь на уровне федерального законодательства и не исполняется на всех иных уровнях, поскольку существует серьезное противоречие между Конституцией и федеральным законом с одной стороны и актами, принимаемыми органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, устанавливающие, по сути, разрешительный порядок регистрации.  
Законодательство, касающееся вопросов регистрации и документирования граждан Российской Федерации, издано в последние пять лет, поэтому данным вопросам в научной литературе уделено недостаточно внимания, хотя различные аспекты реализации правил паспортно-регистрационной системы нашли свое отражение в работах А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, Н.И. Буденко, И.И. Веремеенко, А.П. Герасимова, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, Б.М. Лазарева, А.Е. Лунева, Л.Л. Попова и др., большинство работ, посвященных регулированию отношений по поводу документирования и учета граждан, написаны в 60 - 80 годах и, в определенной степени утратили актуальность. Вместе с тем, вопросы реализации законодательства о регистрационном учете в деятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел рассматривались И.Б. Кардашевой в диссертационном исследовании "Правовые и организационные основы деятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел Российской Федерации" (1996 год). Некоторые аспекты деятельности паспортно-визовой службы по обеспечению общественной безопасности исследовались в докторской диссертации Б.П. Кондратова "Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения" (1998 год). Вопросы осуществления паспортно-регистрационной системы специальному исследованию не подвергались.  
Восполнить данный пробел и призвана настоящая работа, целью которой является рассмотрение проблем повышения эффективности деятельности органов внутренних дел по регистрации и документированию граждан Российской Федерации, а также связанных с ней вопросов административной  юрисдикции.  
Проблемы реализации паспортно-регистрационных правил рассматриваются с учетом современных реалий, концептуальных положений конституционного и административного права, теории социального управления.  
В работе дается понятие, раскрывается сущность паспортно-регистрационной системы и связанного с ней понятийного аппарата. Обоснована связь системы учета и документирования граждан с выполнением таких важнейших функций государства, как социальная, экономическая, финансовая и охранительная.  
Большое внимание в исследовании уделено вопросам совершенствования законодательства о регистрационном учете, поиску путей устранения противоречий, существующих в настоящее время в сфере реализации права на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства.  
Проведен научный анализ правового регулирования, практики организации и деятельности органов внутренних дел по обеспечению паспортно-регистрационного режима.  
Прикладное значение результатов исследования состоит в том, что они ориентированы на совершенствование организации и повышение эффективности осуществления исполнительной    деятельности    органов    внутренних    дел    по обеспечению соблюдения паспортно - регистрационного режима.  
 Сформулированные выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы практическими работниками, в научно - исследовательской деятельности, в учебном процессе при преподавании курсов административного права, административной деятельности органов внутренних дел. 

 

Место жительства граждан

1. Понятие места  жительства

Местом жительства признается место, где гражданин  постоянно или преимущественно  проживает (п. 1 ст. 20 ГК).

Это может быть жилой дом, квартира, служебное жилое  помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др., а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ1.

1 См.: Закон РФ  от 25 июня 1993 г. «О праве граждан  Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания  и жительства в пределах Российской Федерации» // ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.

Место жительства гражданина должно быть определено с  достаточной точностью. Мало, например, назвать только населенный пункт, надо указать улицу, номер дома, квартиры. В случае спора о том, является ли данное место местом жительства лица, вопрос решается на основании объективных признаков–постоянного или преимущественного проживания его в данном месте.

Постоянное проживание не означает обязательно длительное проживание. Важно, чтобы в силу сложившихся  условий гражданин обосновался в данном месте. Например, молодой специалист, приехавший по окончании вуза на работу в определенный населенный пункт, имеет со дня поселения местом жительства этот населенный пункт, а не город, где он учился или где живут его родители.

Понятие «преимущественное  проживание», содержащееся в ст. 20 ГК, имеет существенное значение, поскольку  жизнь и деятельность гражданина часто не связаны постоянно с  определенным местом пребывания. Так, геологи, моряки, рыболовы, строители  и представители других профессий значительную часть жизни проводят в экспедициях, плавании, на стройках и т. п. В подобных случаях местом жительства признается место, где они проживают преимущественно, т. е. больше, чем в других местах.

Правило о том, что гражданин  должен иметь определенное место жительства, как правильно отмечено в литературе, ни в коей мере не ограничивает гражданина в праве на свободное передвижение и свободу выбора места жительства1.

2. Выбор места жительства

Каждый дееспособный гражданин  РФ избирает место жительства по своему усмотрению. Свободный выбор места жительства – одно из важнейших прав человека, предусмотренных международными соглашениями2 и Конституцией РФ (ст. 27). Право выбора места жительства как нематериальное благо, принадлежащее гражданину, защищается законом (ст. 150 ГК).

Провозглашая принцип  свободы выбора места жительства, закон вместе с тем устанавливает, что возможно и ограничение этого  права.

1 См.: Комментарий части  первой Гражданского кодекса  Российской Федерации для предпринимателей. С. 62.

2 См. ст. 13 Всеобщей декларации  прав человека, принятой Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Согласно ст. 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» право граждан РФ на свободу передвижения и выбор места жительства может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Ограничение свободы выбора места жительства, как видно из приведенного перечня, продиктовано соображениями безопасности, охраны государственных интересов и интересов населения.

Согласно названному выше Закону граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрационный учет должен в перспективе полностью заменить привычную для граждан нашей страны прописку. В настоящее время граждане, имеющие прописку по определенному месту жительства, считаются зарегистрированными по этому месту жительства1.

По смыслу закона (ст. 18 ГК) право свободного выбора места жительства признается за дееспособными гражданами. В связи с этим заслуживает  внимания вопрос, имеют ли такое право лица в возрасте от 14 до 18 лет, обладающие частичной дееспособностью, а также граждане, дееспособность которых ограничена судом по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК. Представляется правильным высказанное в литературе мнение о том, что указанные граждане могут выбирать место жительства лишь с согласия родителей, усыновителей, попечителя2.

Для некоторых категорий  граждан предусматривается легальное, т. е. определенное самим законом, место  жительства. Во-первых, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК).

1 См . постановление Верховного  Совета РФ от 25 июня 1993 г. «О  порядке введения в действие  Закона Российской Федерации  "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"»//ВВС РФ 1993 №32 Ст 1228

2 См • Комментарий  к Гражданскому кодексу Российской  Федерации, части первой / Отв  ред. О Н Садиков С 42

В случае проживания родителей или усыновителей в разных местах местом жительства их детей в возрасте до 14 лет будет место жительства того из родителей (усыновителей), с которым дети проживают. Во-вторых, местом жительства недееспособных граждан, находящихся под опекой, считается место жительства их опекунов.

Право свободного выбора места  жительства на территории РФ принадлежит, как было отмечено, гражданам Российской Федерации. Однако нередки случаи, когда  поселиться на территории РФ, избрав здесь  место жительства, желают иностранные граждане и лица без гражданства. Возникающие в связи с этим отношения регулируются государством, которое определяет иммиграционную политику, устанавливая специальные правила в целях предупреждения и предотвращения неконтролируемой и незаконной миграции на территории РФ1.

3. Место жительства переселенцев  и вынужденных переселенцев

Переселенцами признаются лица, которые меняют место жительства в связи с переездом в другую местность не в индивидуальном порядке, а по решению компетентных государственных органов, принятому в связи с определенными событиями: затоплением населенного пункта при строительстве гидротехнических сооружений, невозможностью проживания в прежнем месте жительства по причине его зараженности радиацией или какими-то ядовитыми веществами, а также по природным условиям (угроза схода лавин, оползней и т. п.). Переселенцы во всех подобных случаях меняют прежнее место жительства на новое. При этом на соответствующие государственные органы, организации и предприятия возлагается обязанность обеспечения переселенцев жильем, работой и другими средствами для нормальной жизни.

Иногда переселение осуществляется по соглашению граждан с государственными и иными органами с целью освоения отдаленных и малонаселенных территорий, участия в новостройках и т. п. В подобных случаях отношения переселенцев с соответствующими органами определяется нормативными актами и договорами.

1 См.. Указ Президента  РФ от 16 декабря 1993 г. № 2145 «О  мерах по введению иммиграционного  контроля»; постановление Федеральной иммиграционной службы России № 1414, правительства Москвы № 652 и правительства Московской области № 25/11 от 1 августа 1995 г. «Об организации иммиграционного контроля на территории г Москвы и Московской области» // Тверская, 13. 1995. 26 окт.– 1 нояб. Положение об иммиграционном контроле, утвержденное постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1994 г № 1020.

При этом может быть предусмотрено  возвращение переселенцев в прежнее  место жительства.

Особый статус предусмотрен законом для вынужденных  переселенцев. Вынужденным переселенцем признается гражданин, покинувший место жительства не по своему желанию или распоряжению компетентного органа, а вынужденно, вследствие совершенного в отношении него лично или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или из-за политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Согласно Закону РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных  переселенцах» в редакции от 20 декабря 1995 г.1 вынужденным переселенцем может  быть признан при наличии указанных  обстоятельств гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ. Возможно признание вынужденным переселенцем гражданина РФ, вынужденного покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывшего на территорию другого субъекта РФ. При определенных условиях вынужденным переселенцем может быть признан и иностранный гражданин или лицо без гражданства, а также гражданин бывшего Союза ССР (ст. 1 Закона о вынужденных переселенцах).

Статус вынужденного переселенца гражданин получает при наличии решения соответствующего территориального органа миграционной службы, принятого по ходатайству этого гражданина. Получив удостоверение вынужденного переселенца, гражданин приобретает право самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, а также может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или иных лиц при условии их согласия на совместное проживание. Естественно, за ним признается право на прежнее место жительства.

1СЗ РФ. 1995. №  52. Ст. 5110.

4. Место жительства  беженцев

Если понятие  «вынужденные переселенцы» относится  к гражданам Российской Федерации, вынужденно покинувшим свое место жительства, то «беженец» – это «лицо, которое  не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» .

В 90-х гг. в  России появились десятки тысяч  беженцев из разных стран. В связи  с этим возникла настоятельная необходимость  в законодательном определении  статуса беженца. В 1992 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев1, а 19 февраля 1993 г. был принят Закон РФ «О беженцах»2. В настоящее время данный Закон действует в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 г.3

Лицо признается беженцем по решению соответствующего органа исполнительной власти по миграционной службе. После принятия этого решения  лицо, признанное беженцем, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные ст. 8 Закона о беженцах.

Информация о работе Место жительства гражданина: понятия, правовое значение, регистрационный учет