Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:44, контрольная работа
Понятие муниципальных (местных) выборов. В Конституции РФ выборы характеризуются как высшее непосредственное выражение власти народа (ч. 3 ст. 3), способ осуществления гражданами не только государственной власти, но и местного самоуправления (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 130). Муниципальные выборы - стадия формирования местной публичной власти. Они являются единственным способом формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, а также замещения должностей глав муниципальных образований.
Муниципальные выборы, избирательное право и избирательная система
Понятие муниципальных (местных)
выборов. В Конституции РФ выборы
характеризуются как высшее непосредственное
выражение власти народа (ч. 3 ст. 3), способ
осуществления гражданами не только
государственной власти, но и местного
самоуправления (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 130). Муниципальные
выборы - стадия формирования местной
публичной власти. Они являются единственным
способом формирования депутатского корпуса
представительных органов местного
самоуправления, а также замещения
должностей глав муниципальных образований.
В уставах муниципальных
Выделим ряд характерных черт выборов.
1. Выборы - один из основных
институтов прямой демократии, непосредственного
волеизъявления жителей и
2. Выборы выступают не
только в качестве формы
Следует также принимать
во внимание, что современное
3. Выборы, с учетом изложенного
выше, есть сфера соединения
4. Выборы позволяют жителям
непосредственно включаться в
управление делами своих
Собственно избирательные
права не сводятся к праву граждан
избирать и быть избранными в органы
власти. Они также включают право
участвовать в выдвижении кандидатов,
списков кандидатов, в предвыборной
агитации, в наблюдении за проведением
выборов, работой избирательных
комиссий, включая установление итогов
голосования и определение
5. Выборы обеспечивают "вторжение"
общественного мнения в
6. По своим масштабам,
широте участия разных слоев
местного населения выборы
7. Наконец, выборы помогают
укреплять гражданское
С учетом сказанного муниципальные (местные) выборы, по смыслу избирательного законодательства, - общемуниципальное мероприятие, в ходе которого избиратели муниципальных образований осуществляют конституционное право непосредственно и самостоятельно путем голосования формировать органы местного самоуправления, иные права; движение, сочетающее в себе формы представительной и непосредственной демократии, упорядочивающее и структурирующее местные сообщества жителей.
В узком смысле выборы есть
совокупность организационно-правовых
мероприятий по избранию депутатского
состава местных
Представляется, что непрямые
выборы органов местного самоуправления
должны стать пусть и своеобразным,
но предметом регулирования
Виды выборов. Выборы бывают очередные, дополнительные, досрочные, повторные.
Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленного законом срока полномочий представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования. Они назначаются таким образом, чтобы вновь избранные органы местного самоуправления в идеале смогли приступить к исполнению полномочий сразу после истечения срока полномочий у ранее избранных органов. Таким образом, главная целевая установка очередных выборов - обеспечение преемственности муниципальной власти.
Дополнительные выборы направлены
на замещение вакантных
Досрочными называют выборы,
проводимые в связи с досрочным
прекращением полномочий представительного
органа местного самоуправления в целом,
главы муниципального образования.
Здесь применительно к
Повторные выборы проводятся
тогда, когда очередные, досрочные
выборы признаются несостоявшимися
или недействительными, или кандидат,
избранный по одномандатному или
многомандатному округу, не сложил
с себя полномочия, несовместимые
со статусом депутата, выборного должностного
лица. Повторные выборы депутатов, выборных
должностных лиц в случае, если
представительный орган местного самоуправления
остался в неправомочном
Очередные, досрочные, повторные выборы представительных органов власти в целом именуют еще общими выборами.
С понятием выборов тесно связано понятие избирательной кампании. Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов, до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Муниципальное (местное) избирательное
право. В процессе подготовки и проведения
выборов возникают
Муниципальное избирательное право - система конституционных и обычных норм, исходящих от федеральных органов, органов власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в процессе подготовки и проведения местных выборов. Муниципальное избирательное право составляет основу выборного процесса, однако наряду с ним ход выборов определяют и иные социальные регуляторы: нормы морали, деловые обыкновения, соображения целесообразности и т.п.
Муниципальное избирательное право, будучи подотраслью муниципального права, само по себе внутренне членимо и разделяется на ряд самостоятельных институтов, нацеленных на регулирование различных этапов выборного процесса и определение юридического статуса различных его участников. Выделим две группы избирательных институтов. Первая - этапные институты, отвечающие за процедуру выборного процесса. Вторая - статусные институты, отвечающие за определение правосубъектности участников выборного процесса.
Поскольку выборы - это совокупность
как бы нанизанных на одну нитку
последовательных организационно-правовых
действий, этапов, то этапные институты
выстраиваются в
Этапные институты включают процессуальные нормы, а совокупность этапных институтов составляет процессуальное избирательное право.
Статусные институты имеют сквозной характер, поскольку объединяют правовые нормы, фиксирующие правовое положение участников выборного процесса на разных его этапах. К статусным относятся институты: а) статуса избирателей; б) статуса избирательных объединений и их блоков; в) статуса кандидатов в депутаты и на выборные должности; г) статуса доверенных лиц кандидатов, групп поддержки кандидатов; д) статуса наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений и блоков, иных субъектов; е) статуса избирательных округов и избирательных участков; ж) статуса избирательных комиссий разного уровня, членов избирательных комиссий с решающим голосом и с совещательным голосом; з) статуса журналистов и средств массовой информации; и) статуса органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц государственного и местного аппаратов власти; к) охранительные: уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые.
Статусные институты объединяют материальные нормы, а совокупность статусных институтов составляет материальное избирательное право.
Безусловно, обе группы институтов (и этапные, и статусные) тесно переплетены. Многие нормы избирательного права имеют как бы "двойную прописку", относясь и к этапным, и к статусным институтам (например, нормы, закрепляющие правомочия участковых избирательных комиссий по работе со списками избирателей, по организации голосования в день выборов и др.).
Информация о работе Муниципальные выборы, избирательное право и избирательная система