Народовластие в РФ. Формы его существования. Выборы, референдум

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:28, реферат

Краткое описание

Конституция РФ провозглашает суверенитет народа: носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления.
В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат право.docx

— 26.80 Кб (Скачать файл)

  Другой формой непосредственной демократии являются выборы.

 В преамбуле Закона  от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации»  говорится: «Демократические, свободные  и периодические выборы в органы  государственной власти, органы  местного самоуправления, а также  референдум являются высшим непосредственным  выражением принадлежащей народу  власти. Государством гарантируются  свободное волеизъявление граждан  Российской Федерации на выборах  и референдуме, защита демократических  принципов и норм избирательного  права и права на участие  в референдуме».

  Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

  Выборы государственный органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

  Всеобщим признается такое избирательное право, при котором гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет имеет право принимать участие в выборах. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

  Равное избирательное право трактуется в Федеральном законе как участие граждан на выборах «на равных основаниях», то есть когда все избиратели имеют  равные права и обязанности.

  Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах и референдуме соответственно за кандидата (список кандидатов) за или против кандидата, за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.

 Тайное голосование  - обязательный атрибут демократической  системы выборов, абсолютная привилегия  избирателей. Избиратель проявляет  свою волю без всякого контроля  за ним, давления или запугивания,  а также с сохранением своего  гарантированного права никому  и никогда не сообщать о  своем выборе того или иного  кандидата. 

  Демократизация российской избирательной системы привнесла существенный элемент — состязательность кандидатов на выборах. Этот принцип, получивший широкое мировое признание, наконец-то прочно вошел и в нашу российскую избирательную практику. Состязательность кандидатов есть свидетельство зарождения гражданского общества в России.

  Кроме таких форм непосредственной демократии как референдум и выборы еще существуют сходы, собрание граждан, митинги, демонстрации и всенародные обсуждения. Одни из них носят императивный характер и не нуждаются в санкции органов государственной власти (референдум и выборы), другие носят консультативный характер.  Но, независимо от юридической природы различных институтов прямого волеизъявления, их влияние на механизм принятием государственных решений всегда огромно, так как в них находит выражение воля масс. Конституционно-правовая регламентация институтов прямого волеизъявления народа различна. Конституция упоминает о каждом институте прямого волеизъявления.

Конституционные гарантии прямого  народовластия в Российской Федерации

 

 Процесс осуществления  власти Российского народа необходимо  требует гарантии его обеспечения. 

  В науке различают объективные, то есть социально-политические гарантии и специальные правовые гарантии.

 К социально-политическим  гарантиям прямого народовластия  в Российском государстве относится  общественно-политический строй  и роль Президента РФ (о чем  говорит ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) в реализации власти народа. Все  дело в том, что социально-политические  гарантии власти народа сами  по себе не могут в должной  мере обеспечить эффективное  осуществление народовластия и  требуют специальных гарантий. Последние  выступают как дополняющие объективные гарантии, они расширяют рамки действия объективных гарантий. Природа, характер, социальная сущность специальных гарантий определяется объективными гарантиями, но специальные гарантии в свою очередь действуют более непосредственно.

  Под специальными гарантиями народовластия понимаются особые правовые средства, обеспечивающие реальное осуществление прямого народовластия в Российском государстве. Право само гарантирует фактическое осуществление этой власти.

 Правовым средством  выступают прежде всего правовые  нормы, закрепляющие фактические  институты народовластия. Когда  говорится о гарантиях власти  народа, то здесь необходимо иметь  в виду то положение, что  само непосредственное народовластие  есть гарантия представительного  народовластия. Но, выступая по  отношению представительных органов  народовластия конституционно-правовой  гарантией, прямое народовластие  само нуждается в правовых гарантиях.

  По Конституции РФ граждане РФ имеют следующие социально-политические права:

- собираться мирно, без  оружия, проводить собрания, митинги,  шествия;

- участвовать в управлении  делами государства как непосредственно  так  и через своих представителей;

- избирать и быть избранными  в органы государственной власти  и органы местного самоуправления;

- обращаться лично, а  также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  государственные органы и органы  местного самоуправления;

- получать информацию, если  она не является государственной  тайной;

- объединяться, создавать  профессиональные союзы для защиты  своих интересов.

  В  Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, а также права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также в органы местного самоуправления.

  Эти гарантии закон определяет как: "правовое, организационное, информационное и иное обеспечение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

 Конституцией права  лишь декларируются.

  В советские времена нормы советских конституций, закрепляющие институты прямого народовластия, являлись конституционно-правовыми гарантиями власти народа.

  Проблема правовых гарантий прямого властвования советского народа есть в сущности проблема правового контроля народа как суверена за его представителями. Правовыми средствами обеспечения прямого народовластия в советском государстве являлись:

1) обязанность отчетности  депутата и Совета перед избирателями;

2) право запроса депутатов;

3) конституционный контроль  и конституционный надзор

  Кроме того, к правовым гарантиям прямого народовластия относился и демократический порядок отзыва депутатов Совета, детально регламентируемый законами о порядке отзыва депутатов, что в современном законодательстве отсутствует.

  На сегодняшний день существует лишь конституционный контроль и конституционный надзор, осуществляемый Конституционным судом РФ, о чем говорится в Конституции РФ и Федеральном Конституционном законе «О Конституционном суде РФ».

 Конституционный надзор  представляет собой самостоятельную  форму правовой охраны Конституции.  Как правило, конституционный  надзор носит предварительный,  консультативный характер.

  


Информация о работе Народовластие в РФ. Формы его существования. Выборы, референдум