Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:28, реферат
Конституция РФ провозглашает суверенитет народа: носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления.
В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета.
Другой формой непосредственной демократии являются выборы.
В преамбуле Закона
от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав
и права на участие в
Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Выборы государственный органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщим признается такое избирательное право, при котором гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет имеет право принимать участие в выборах. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Равное избирательное право трактуется в Федеральном законе как участие граждан на выборах «на равных основаниях», то есть когда все избиратели имеют равные права и обязанности.
Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах и референдуме соответственно за кандидата (список кандидатов) за или против кандидата, за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.
Тайное голосование
- обязательный атрибут
Демократизация российской избирательной системы привнесла существенный элемент — состязательность кандидатов на выборах. Этот принцип, получивший широкое мировое признание, наконец-то прочно вошел и в нашу российскую избирательную практику. Состязательность кандидатов есть свидетельство зарождения гражданского общества в России.
Кроме таких форм непосредственной демократии как референдум и выборы еще существуют сходы, собрание граждан, митинги, демонстрации и всенародные обсуждения. Одни из них носят императивный характер и не нуждаются в санкции органов государственной власти (референдум и выборы), другие носят консультативный характер. Но, независимо от юридической природы различных институтов прямого волеизъявления, их влияние на механизм принятием государственных решений всегда огромно, так как в них находит выражение воля масс. Конституционно-правовая регламентация институтов прямого волеизъявления народа различна. Конституция упоминает о каждом институте прямого волеизъявления.
Процесс осуществления
власти Российского народа
В науке различают объективные, то есть социально-политические гарантии и специальные правовые гарантии.
К социально-политическим
гарантиям прямого
Под специальными гарантиями народовластия понимаются особые правовые средства, обеспечивающие реальное осуществление прямого народовластия в Российском государстве. Право само гарантирует фактическое осуществление этой власти.
Правовым средством
выступают прежде всего
По Конституции РФ граждане РФ имеют следующие социально-политические права:
- собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия;
- участвовать в управлении
делами государства как
- избирать и быть избранными
в органы государственной
- обращаться лично, а
также направлять
- получать информацию, если
она не является
- объединяться, создавать
профессиональные союзы для
В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, а также права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также в органы местного самоуправления.
Эти гарантии закон определяет как: "правовое, организационное, информационное и иное обеспечение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Конституцией права лишь декларируются.
В советские времена нормы советских конституций, закрепляющие институты прямого народовластия, являлись конституционно-правовыми гарантиями власти народа.
Проблема правовых гарантий прямого властвования советского народа есть в сущности проблема правового контроля народа как суверена за его представителями. Правовыми средствами обеспечения прямого народовластия в советском государстве являлись:
1) обязанность отчетности
депутата и Совета перед
2) право запроса депутатов;
3) конституционный контроль и конституционный надзор
Кроме того, к правовым гарантиям прямого народовластия относился и демократический порядок отзыва депутатов Совета, детально регламентируемый законами о порядке отзыва депутатов, что в современном законодательстве отсутствует.
На сегодняшний день существует лишь конституционный контроль и конституционный надзор, осуществляемый Конституционным судом РФ, о чем говорится в Конституции РФ и Федеральном Конституционном законе «О Конституционном суде РФ».
Конституционный надзор
представляет собой
Информация о работе Народовластие в РФ. Формы его существования. Выборы, референдум