Необычное судебное дело о защите прав потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:56, монография

Краткое описание

В статье про замену товара на время ремонта я упоминал о судебном деле на эту тему. Дело было курьезное и имеет интерес только как забавный, исключительный случай из практики. С обычной судебной практикой у него мало общего и, разумеется, ориентироваться как на пример не нужно.
Специально предупреждаю, чтобы у вас не сложилось неверное впечатление о судебной системе. В этом направлении и так достаточно проделано работы всяческими телесудами.

Вложенные файлы: 1 файл

Необычное судебное дело о защите прав потребителя.docx

— 15.49 Кб (Скачать файл)

Необычное судебное дело о защите прав потребителя 

Автор: Геннадий Ульянов 

Рубрики: Записки  из суда, Права потребителя

  

В статье про замену товара на время ремонта я упоминал о судебном деле на эту тему. Дело было курьезное и имеет интерес  только как забавный, исключительный случай из практики. С обычной судебной практикой у него мало общего и, разумеется, ориентироваться как на пример не нужно. 

Специально предупреждаю, чтобы у вас не сложилось неверное впечатление о судебной системе. В этом направлении и так достаточно проделано работы всяческими телесудами. 

Я сам на некоторое  время был дезориентирован этим делом. Поскольку оно было одним  из первых в моей практике. Этим процессом  я занимался практически одновременно с делом, которое уже описывал (про взыскание с бомжа). После  таких процессов, естественно, сложилось  неверное представление о судьях и судебной системе. 

Когда я только поступил на работу (в 2001 г.), у меня не было никакого судебного опыта (вообще никакого опыта  работы) и мне первое время не давали вести самостоятельно судебные дела. А я пылал жаждой судебных баталий. И вот мне подвернулся  удобный случай самому инициировать судебный процесс, ничем не рискуя и  без денежных расходов. Дело о защите прав потребителей подходит для этих целей наилучшим образом. Тем  более, обиженным потребителем выступал я сам. 

Суть дела заключалась  в следующем. У моего компьютера сгорела материнская плата в  течение гарантийного срока (комп собирал  сам). Материнская плата в свое время была куплена на «савеловском»  рынке у какого-то ИП (индивидуальный предприниматель). Как оказалось, ИП еще работал и послал меня с  платой на ремонт в свой сервис-центр. 

Не помню, по какой  причине, но я почему-то не требовал вернуть деньги, а решил потребовать  замены товара на время ремонта. Сотрудник  сервиса с воинственным видом  категорически отказался предоставить плату на замену. В разгоревшемся  споре о правах потребителей он достал какую-то бумажку и тыкнул меня туда. Это оказалось таможенное письмо (разъяснение), где в перечне товаров были упомянуты компьютерные комплектующие. Я это расценил как прямое обвинение в скудоумии. 

Не долго думая, я состряпал письменное требование и даже не поленился всучить его  в магазине продавцу с отметкой на своем экземпляре, что сделал он крайне неохотно (пришлось напугать всевозможной карой небесной). 

Затем я специально не стал спешить с подачей искового заявления, чтобы успели накапать проценты. Если читали про замену товара на время  ремонта, то помните, что за неисполнение требования потребителя, продавец выплачивает  пени в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. 

Спустя месяца 3-4, я подал иск мировому судье  по месту своего жительства. В иске требовал уплатить пени (набежало почти 100%) и компенсацию морального ущерба в размере 15 000 рублей. Кстати, плата  стоила около 2000 рублей. Саму плату, к  тому времени, уже давно вернули  из ремонта. 

Самое интересное началось на судебном заседании. 

Начну с того, что  у меня не хотели принимать иск, указывая на общий порядок подачи искового заявления по месту нахождения ответчика. Пришлось указывать на соответствующую  статью ФЗ «О защите прав потребителей»  и Постановление Верховного суда РФ о праве истца подать иск  о защите прав потребителей по месту  своего жительства (вроде на тот  момент в Процессуальном кодексе  еще не было такого положения).  На процесс явился я один. От продавца никого не было. Думаю, они вообще не верили в реальность искового требования и, наверное, дружно поржали над иском. 

Заседание проходило  как-то по-домашнему. Судья – мужчина  лет 55-ти с открытой манерой общения. Заседание совсем не походило на судебное. У меня было ощущение, что я сижу на приеме у председателя ЖЭКа и  мы беседуем о моих коммунальных проблемах. Во время судебного заседания, вернее, нашей беседы, беспрестанно звонил телефон и судья подолгу общался  по телефону, на кого-то орал за плохо  покрашенные стены, протечки с потолка  и все такое. 

Слушая меня, судья  не стал скрывать своего пробела в  познаниях закона о защите прав потребителей. В перерыве между телефонными  разговорами он дал мне несколько  толстых сборников законодательных  актов и велел найти статьи, на которые я ссылаюсь. 

Пробежав глазами  по строчкам, которые я показал, он, кряхтя, согласился. Тем не менее, отеческим  тоном стал убеждать меня, что я  требую что-то несуразное и, плюс к тому, требую компенсацию морального вреда  в каком-то сумасшедшем размере. Меня абсолютно покорила фраза: «Дружок  мой, моральный ущерб надо еще  доказать». 

Я не остался в  долгу и в красках описал свои страдания и о том, какие претерпевал  ломки от компьютерной зависимости  в отсутствие компьютера. 

Усмехаясь, судья  будничным тоном бросил: «Ладно, иск удовлетворю, только размер морального ущерба будет 3000 рублей, а то сам  понимаешь, при цене товара в 2000 рублей, 15 000 – многовато». 

Выходя от судьи, я скакал от радости и хихикал  от злорадства. Только что выиграл 5000 рублей, почти месячную свою зарплату (получал тогда 6000 р.). Да еще наказал  хамов, считавших меня идиотом. 

Но когда я получил  в канцелярии письменное решение  суда, моя радость была несколько  омрачена. В решении суда была указана  сумма компенсации морального ущерба в 3 раза меньше суммы, объявленной судьей при вынесении решения. 

Никогда больше в  своей практике я не слышал, чтобы  после объявления своего решения  суд вынес другое решение. Но тот  случай так повлиял на мое мнение о суде, что я до сих пор не верю в решение суда, пока не получу письменное решение. 

Дальше я столкнулся со службой судебных приставов, и  все стало совсем грустно. Почти  год я захаживал к приставу осведомиться о результатах. Он терпеливо  объяснял как упорно ищет имущество  должника и шлет всевозможные запросы  во все концы вселенной. Я подал  ему гениальную идею пойти в магазин  с исполнительными документами  и взыскать несчастные пару штук прямо  на месте. На это пристав выпучил  глаза, что так делать ни в коем случае нельзя (уж не знаю почему). 

В итоге я плюнул на это дело слюной. Во-первых, очень  надоело ходить к приставам, а  придавать им ускорения я тогда  еще не умел, хотя и пытался обжаловать бездействие, но толку не добился. Во-вторых, делами был загружен выше макушки, да и зарплата стала значительно  больше, поэтому стало просто лень возиться. 

Кстати, сейчас приставы работают гораздо лучше. Наблюдается  постоянный рост эффективности этой некогда бесполезной службы. Этому  способствует и совершенствование  законодательства об исполнительном производстве. Сейчас гораздо более крупные  суммы взыскиваются довольно быстро, если есть чего взыскать, разумеется. 

К примеру, сейчас взыскать долг с действующего магазина стало  гораздо легче. Для этого даже не надо обращаться к приставам, а  можно сдать исполнительный лист в банк, в котором обслуживается  счет магазина (как правило, ООО или  ИП). Банк в течение 3-х дней выдает сумму долга со счета должника (ст.8 и ст.70 ФЗ «Об исполнительном производстве»). 

В следствие совершенствования  законодательства и продавцы стали  гораздо дисциплинированнее. Хотя в  этом вопросе немалую лепту вносит Роспотребнадзор, который всегда не прочь вздернуть любого продавца. 

Поэтому призываю обрести  уверенность в борьбе за свои права. 

Мой пример из практики, далеко не самый удачный, но зато уникальный в плане судебного процесса. Можно  назвать это иллюстрацией к прогрессу  в нашей судебной и исполнительной системе.


Информация о работе Необычное судебное дело о защите прав потребителя