Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 03:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть, изучить и проанализировать такой объект гражданского права, как право интеллектуальной собственности. Рассмотреть защищённость объектов интеллектуальной собственности.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи курсовой работы:
провести анализ и выяснить структуру интеллектуальной собственности;
рассмотреть и изучить каждый объект (институт) интеллектуальной собственности (авторское право; смежные права; патентное право; право на иные объекты интеллектуальной собственности и т.д.);
Введение 2
Глава 1. История возникновения и развития интеллектуальной
собственности в мире и в России 5
Глава 2. Объекты интеллектуальной собственности
2.1. Понятие и признаки объекта интеллектуальной собственности 8
2.2. Объекты авторских прав 9
2.3. Объекты смежных прав 14
2.4. Объекты патентных прав 15
Глава 3. Средства индивидуализации товаров
3.1. Фирменные наименования 18
3.2. Товарные знаки (знаки обслуживания) 19
3.3. Наименования мест происхождения товаров 21
Глава 4. Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности
4.1. Топологией интегральной микросхемы 22
4.2. Селекционные достижения 22
4.3. Секреты производства (ноу-хау) 24
Глава 5. Сложные объекты интеллектуальной собственности 25
Заключение 26
Список литературы 28
Не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца: решениям, обусловленным исключительно технической функцией изделия; объектам архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленным, гидротехническим и другим стационарным сооружениям; объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ [5 ст. 291].
3.1. Фирменные наименования
Фирменные наименования. Согласно п. 1 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
В юридической литературе, как и в законодательствах разных стран нет однозначного подхода к определению предмета индивидуализации фирменных наименований, соответственно вопрос о природе фирменных наименований является дискуссионным. Имеются два подхода к определению предмета индивидуализации фирменных наименований:
1) фирменное наименование
индивидуализирует участника
2) фирменное наименование
индивидуализирует предприятие (бизнес)
участника гражданского
В юридической литературе принято выделять принципы фирмы:
- принцип истинности (фирма
не должна вводить в
- принцип исключительности
(фирма не должна быть
- принцип постоянства (неизменность
фирмы в течение всего времени
пользования ею в рамках одной
организационно-правовой формы
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Общие требования к фирменным наименованиям:
3.2. Товарные знаки (знаки обслуживания)
Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Знак обслуживания - обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания идентичен.
Товарные знаки и знаки обслуживания позволяют привлечь внимание потребителей к предлагаемой предпринимателем продукции, являются инструментом конкурентной борьбы и формирования собственной деловой репутации. В этой связи интересным представляется определение товарного знака, сформулированное И.Э. Мамиофа: «товарным знаком является отражение в общественном сознании объективно существующей установленной связи между специфическими потребительскими свойствами товара определённого рода и характерной чертой этого товара или его упаковки».
Торговые знаки имеют ценность, естественно, не столько в силу высокохудожественности их символа, сколько в силу ассоциации с тем производителем и тем уровнем качества его товаров, которые посредством потребления товара предоставляют потребителю определённые блага технического, эстетического характера. Товарный знак носит в себе черты репутации товара и его производителя. В нем заключена часть стоимости, затраченной производителем для продвижения товара на рынке. Товарный знак может заключать в себе и стоимость инерции рекламно-производственной кампании. И неудивительно, что товары, маркированные престижными и заслуживающими доверие товарными знаками, пользуются повышенным спросом и обладают более высокой ценой [6 ст. 327].
Коллективные товарные знаки. Коллективный знак принадлежит коллективу субъектов (объединению лиц). В литературе отмечается, что таким объединением могут быть ассоциации или союзы, где согласно ст. 121 ГК РФ члены сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц.
Общеизвестные товарные знаки пользуются высокой степенью известности у потребителей товаров, что предопределяет наличие специальных условий их охраны… Фактор известности товарного знака в сочетании с его репутацией автоматически делает популярными товары, на которые применены данные знаки, в том числе и в странах, где они не были зарегистрированы. Особенность правового режима общеизвестных знаков состоит в том, что правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным. Товарный знак может быть признан общеизвестным, если в результате интенсивного использования стал на указанную в заявлении дату широко известен в РФ среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя. Общеизвестный знак подлежит регистрации специальном реестре общеизвестных знаков [2].
3.3. Наименования мест происхождения товаров
Понятие наименования указаний и места происхождения товара использует Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. и относит их к объектам промышленной собственности.
Наименования мест происхождения товаров (НМПТ) – это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращённые наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами [4].
НМПТ охраняются в силу их государственной регистрации или на основании международных договоров. Особенность правого режима НМПТ заключается в том, что исключительное право на него может устанавливаться за разными лицами, производящими аналогичный товар с аналогичными свойствами.
Топологией интегральной микросхемы является зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. При этом интегральной микросхемой является микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, которое предназначено для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объёме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено такое изделие.
ТИМС подлежит правовой охране с момента ее первого использования или государственной регистрации (которая не носит обязательного характера).
Топологии интегральной микросхемы, состоящей из элементов, которые известны специалистам в области разработки топологий интегральных микросхем на дату ее создания, предоставляется правовая охрана, если совокупность таких элементов в целом отвечает требованию оригинальности [10 ст.215].
Селекционные достижения как объекты ИС – это биологические решения (сорта растений и породы животных), зарегистрированные в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, если эти результаты интеллектуальной деятельности отвечают установленным требованиям к таким селекционным достижениям.
Сортом растений является группа растений, которая независимо от охраноспособности определяется по признакам, характеризующим данный генотип или комбинацию генотипов, и отличается от других групп растений того же ботанического таксона одним или несколькими признаками. Охраняемыми категориями сорта растений являются клон, линия, гибрид первого поколения, популяция.
Породой животных является группа животных, которая независимо от охраноспособности обладает генетически обусловленными биологическими и морфологическими свойствами и признаками, причём некоторые из них специфичны для данной группы и отличают ее от других групп животных. Порода может быть представлена женской или мужской особью либо племенным материалом, то есть предназначенными для воспроизводства породы животными (племенными животными), их гаметами или зиготами (эмбрионами). Охраняемыми категориями породы животных являются тип, кросс линий.
Клон – ряд следующих друг за другом поколений наследственно однородных потомков одной исходной особи, образующегося в результате бесполого размножения.
Линия – размножающиеся половым путём родственные организмы, которые происходят, как правило, от одного предка или одной пары общих предков и воспроизводят в ряду поколений одни и те же наследственно устойчивые признаки.
Гибрид – организм, полученный в результате скрещивания генетически различающихся родительских форм (видов, пород, линий и др.)
Популяция – совокупность особей одного вида, длительно занимающая одно пространство и воспроизводящая себя в течение большего числа поколений.
Эмбрион (зародыш животного) – организм на ранних стадиях развития.
Селекционные достижения охраняются по патентной регистрационной системе. Однако в отличие от объектов патентных прав селекционные достижения не являются абстрактными решениями, а выражены в конкретной особи животного или растения. Их сущность невозможно описать формулой, подобно формуле изобретения [7 ст. 451].
Впервые на нормативном уровне термин «ноу-хау» был употреблён в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г. В науке нет единого мнения в определении понятия ноу-хау. Существуют две точки зрения по этому вопросу:
- ноу-хау – это только технические достижения.
- ноу-хау – это не
только техническое достижение,
но и организационное решение,
которое суммирует знание и
опыт в производстве или
Согласно ст. 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введён режим коммерческой тайны.
Таким образом, закон закрепляет определённые признаки ноу-хау как объекта ИС:
Новеллой четвертой части ГК РФ стали положения о сложных объектах ИС и основах их правового режима.
Сложный объект ИС – единый комплексный результат творческой, технической и организационной деятельности лиц, включающий в себя различные объекты самостоятельных интеллектуальных прав. «Основным критерием сложного объекта является использование всех входящих в состав сложного в качестве единого целого, неделимого. В том случае, если какой-либо элемент выделить, то сложный объект может потерять своё качество».
К числу сложных объектов относятся: