Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:03, реферат
С первых дней независимости в системе образования нашей страны, отказавшись от старых стереотипов, начали проводить коренные реформы. Разработанная главой государства «узбекская модель» подготовки квалифицированных кадров, основанная на национальных традициях и передовых мировых стандартах, получила признание не только нашей, но и широкой международной общественности. Отечественная система подготовки кадров сегодня играет решающую роль в строительстве великого будущего республики.
С первых дней независимости в системе образования нашей страны, отказавшись от старых стереотипов, начали проводить коренные реформы. Разработанная главой государства «узбекская модель» подготовки квалифицированных кадров, основанная на национальных традициях и передовых мировых стандартах, получила признание не только нашей, но и широкой международной общественности. Отечественная система подготовки кадров сегодня играет решающую роль в строительстве великого будущего республики.
Она нацелена прежде всего на воспитание молодого поколения свободно мыслящим, способным осваивать современные технологии, всесторонне развитым, физически здоровым.
Ее дальнейшее развитие приведет, как предсказал наш Президент, к «взрывному эффекту» во всех сферах жизни общества, поскольку с ней прозорливо связано будущее величие государства с духовным, нравственным и высокообразованным обществом.
В соответствии с Национальной программой по подготовке кадров в республике с 1998 года стал формироваться принципиально новый вид образования — среднее специальное, профессиональное образование (ССПО). Были созданы образовательные учреждения нового типа — академические лицеи и профессиональные колледжи. Новыми они были по своему содержанию — оснащенности, уровню квалификации преподавательского состава, организации процесса обучения, новаторскими были задачи в плане подготовки специалистов.
Первые пятнадцать академических лицеев и двадцать профессиональных колледжей в Узбекистане были открыты в 1998 году, в них принято 5 662 выпускника девятых классов общеобразовательных школ. За период 1998—2010 годов создано 1 537 образовательных учреждений нового типа, в том числе 141 академический лицей и 1 396 профессиональных колледжей, общий контингент учащихся в них составляет 1, 7 миллиона молодых людей.
Но дело не только в цифрах, хотя и они дают наглядное представление о огромной созидательной работе, проделанной в этой сфере. Главное, совершенно изменился облик молодого человека, оканчивающего колледж или лицей, неизмеримо вырос уровень его подготовки, объем полученных знаний.
Нынешний выпускник колледжа — это специалист, владеющий несколькими профессиями, современными компьютерными технологиями, иностранными языками и вооруженный знаниями в области теоретических базовых наук. Юноши и девушки завершают двенадцатилетнее общее и среднее профессиональное обучение к 18-19 годам — это возраст полной дееспособности, когда молодые люди полностью отвечают за свои поступки. Окончив колледж или лицей, получив глубокие теоретические знания и специальность, будучи сформированными физически, нравственно и духовно, они готовы к полноценной реализации себя в обществе.
Говоря об учебном процессе в средних специальных, профессиональных учебных заведениях, необходимо отметить, что в настоящее время разработаны и внедрены государственные образовательные стандарты по 23 общеобразовательным дисциплинам, отраслевые образовательные стандарты по 225 профессиям подготовки младших специалистов в колледжах, пяти направлениям образования в лицеях, более 2 000 учебных программ, в том числе по общеобразовательным, общепрофессиональным и специальным предметам колледжей и углубленной общеобразовательной подготовке в лицеях.
Создано 1 616 наименований учебников и учебных пособий общим тиражом семь миллионов экземпляров, 1 310 наименований электронных учебников. В том числе за счет инвестиционных проектов Азиатского банка развития (АБР), узбекско-швейцарского проекта «Развитие профессиональных навыков», Германского банка развития (KFW) издано 86 наименований учебной литературы на узбекском и русском языках.
В колледжах и лицеях с 2007 года создано 1 538 информационно-ресурсных центров и 330 филиалов, в которых есть электронные библиотеки, внедряются прогрессивные информационные технологии, разработана и введена в базу данных всех информационно-ресурсных центров республики электронная версия по 307 наименованиям учебной литературы.
Учебный процесс осуществляют почти 116 тысяч преподавателей и инженеров-педагогов, в том числе 1 146 докторов и кандидатов наук. Потребность в педагогических кадрах для среднего специального, профессионального образования удовлетворяется за счет бакалавров и магистров — выпускников факультетов профессиональной подготовки высших образовательных учреждений. Только в прошлом году трудоустроено в лицеях и колледжах 6 147 молодых специалистов — выпускников вузов.
Применяются интерактивные методы обучения, образовательные учреждения оснащаются мультимедийными компьютерными системами, создаются учебные видеофильмы, мультимедийные программы, электронные мини-плакаты и многое другое.
Оснащенность компьютерами в академических лицеях и профессиональных колледжах республики приближается к уровню развитых стран мира.
Самое пристальное внимание уделяется трудоустройству выпускников колледжей и лицеев, успешно функционирует новая система контроля за фактическим положением дел в этом направлении.
Совместно с министерствами экономики, труда и социальной защиты населения, другими ведомствами введен в действие Общегосударственный классификатор направлений подготовки, профессий и специальностей ССПО, который охватывает 86 направлений, 225 профессий и 578 специальностей, востребованных реальным сектором экономики республики.
В этом вопросе обеспечивается творческий подход — в целях обеспечения всех сфер экономики республики младшими специалистами в 2011 году прекращена подготовка кадров в отдельных регионах республики по 34 профессиям в 343 колледжах, зато начато обучение специалистов по 133 новым профессиям в 576 колледжах, перепрофилировано 59 из них.
Из 430 тысяч выпускников колледжей прошлого года почти 12 тысяч продолжили обучение в вузах, 175,4 тысячи трудоустроены по приобретенной специальности, а 215,3 тысячи — по родственным специальностям.
Внедряется новая модель сотрудничества между предприятиями и колледжами, в частности в 2011 году проведены презентации 78 министерств, ведомств, организаций, предприятий с участием Центра ССПО, руководителей и выпускников профессиональных колледжей по вопросам заключения трехсторонних договоров, усовершенствования механизма взаимного сотрудничества, обеспечения выпускников местами производственной практики.
Заключены прямые договоры Центра ССПО на целевую подготовку кадров с Ассоциацией «Узэлтехсаноат», акционерной компанией «Узбекенгилсаноат», агентством «Узкоммунхизмат», ГАК «Узфармсаноат».
При этом крупные промышленные и другие хозяйствующие субъекты государства ведут патронат отраслевых колледжей. Например, Навоийский горно-металлургический комбинат — Навоийский горный профессиональный колледж, Алмалыкский горно-металлургический комбинат — Алмалыкский промышленный профессиональный колледж, Узбекский металлургический комбинат — Бекабадский промышленный профессиональный колледж, и многие другие.
Принимая во внимание доминирующую роль малого и частного бизнеса в экономическом развитии республики, во все учебные планы профессиональных колледжей и академических лицеев введен 80-часовой курс «Основы бизнеса и предпринимательство» по учебной программе, разработанной МОТ (Международной организацией труда), а также учебных пособий, материал которых преподносится на базе эффективно реализуемых на практике бизнес-планов. Для организации собственного дела выпускникам колледжей предоставляются целевые льготные кредиты. В 2011 году при содействии Центрального банка республики коммерческими банками выделено льготных кредитов в размере 21,5 миллиарда сумов против трех миллардов, выданных выпускникам коллеждей в 2010 году.
В общем, делается все, чтобы каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, смог реализовать себя, свои знания и способности.
В целях удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями в получении профессионального образования и обеспечения им равных возможностей для приобретения необходимой специальности в соответствии с правительственным постановлением утвержден Перечень специальностей и профессий для лиц с ограниченными возможностями, обучающихся в специализированных профессиональных колледжах Республики Узбекистан. Разработаны учебные планы, отраслевые образовательные стандарты и учебные программы по четырнадцати специальностям для обучения в профессиональных специализированных колледжах Ташкента, Самарканда, Ферганы учащихся с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, общими заболеваниями и отклонениями в психическом развитии.
В колледжах и лицеях проводится большая работа по выявлению талантливой молодежи. Так, в 2011 году Государственной премии имени Зульфии было удостоено пять талантливых девушек — учащихся лицеев и колледжей. В престижном конкурсе «Келажак овози-2011» в заключительном этапе приняли участие 159 учащихся колледжей и лицеев.
В 2011 году в 45-й Международной олимпиаде по химии в Москве приняли участие десять учащихся лицеев Узбекистана. Им вручены десять медалей и поощрительные грамоты. На 42-й Международной олимпиаде по математике в Амстердаме выступили также успешно, завоевав несколько медалей и поощрительных грамот.
Идет активный процесс массового вовлечения учащейся молодежи в спорт. Подготовка спортивных кадров в одиннадцати колледжах олимпийского резерва республики проводится на базе спортивных сооружений, соответствующих мировым стандартам. За 1998—2011 годы победителями международных и республиканских спортивных соревнований стали 972 учащихся лицеев и колледжей. В соревнованиях «Баркамол авлод», проведенных в прошлом году в Термезе, участвовали 867 учащихся, завоевавших 491 медаль разного достоинства.
В системе ССПО постоянно проводятся районные и областные этапы спартакиады среди девушек под лозунгом «Спорт — залог здоровья», массовый характер приняли в лицеях и колледжах отборочные туры военно-спортивных соревнований «Шункорлар».И подобных фактов можно привести множество.
В заключение хотелось бы отметить, что в республике делается все возможное, чтобы наши дети сформировались всесторонне развитыми личностями, способными адаптироваться к жизни в современном быстро меняющемся обществе, стали достойными гражданами своей страны, сознающими свою ответственность перед обществом, семьей и государством, способными ставить и решать новые задачи и достойно продолжать дело своих отцов. Как постоянно подчеркивает наш Президент, в центре устремлений каждого из нас стоит мечта вырастить наших детей физически и духовно здоровыми, ни в чем и никому не уступающими, увидеть их счастье и благополучное будущее. Благородная мечта, которая успешно воплощается в жизнь!