Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:17, курсовая работа
Гражданский кодекс Российской Федерации и принятые в его развитии законодательные акты ввели в имущественный оборот целый ряд видов и разновидностей юридических лиц. Большинство из этих организационно-правовых форм хорошо известны как российскому, так и зарубежному праву. Кроме того, законодательство о юридических лицах содержит множество новшеств, которые позволяют в некоторой степени уменьшить степень коммерческого риска и снизить налоговое бремя.
Введение……………………………………………………………………… с. 3
Глава 1. Общие положения о юридических лицах………………………… с. 5
1.1 Понятие и признаки юридического лица
1.2 Функции юридического лица
1.3 Правосубъектность юридического лица
Глава 2. Образование и прекращение юридических лиц………………… с. 10
2.1 Образование юридического лица
2.2 Учредительные документы юридического лица
2.3 Государственная регистрация юридического лица
2.4 Прекращение юридического лица. Реорганизация юридического лица: понятие и формы
2.5 Правопреемство при реорганизации
2.6 Порядок реорганизации
2.7 Ликвидация юридического лица: понятие и основания
2.8 Порядок ликвидации
Заключение………………………………………………………………… с. 21
Список использованной литературы…………………………………...... с.23
Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. В странах рыночной экономики место распорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организации, которые создаются в качестве юридического лица в силу самого факта волеизъявления учредителей.
Статья 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организации в настоящее время не применяются.
Разрешительный порядок заключается в том, что вначале все члены организации принимают решение о её образовании; после этого необходимо обратиться к компетентной организации за разрешением на такое образование. Это разрешение дается в каждом необходимом случае, оно является актом применения нормы права и относиться не к группе организаций, а к конкретной организации. Прежде чем дать такое разрешение, соответствующий орган проверяет, во-первых, законность образования юридического лица, не противоречит ли его учредительные документы необходимом случае, оно является актом применения нормы права и относиться не к группе организаций, а к конкретной организации. Действующие законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч.2 п.1 ст.51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.
В нашей стране, как во многих других странах, в качестве общего правила действует нормативно-явочный порядок создания юридических лиц.
Его суть заключается в следующем:
Во-первых, при нормативно-явочном порядке для создания юридического лица не требуется разрешения какого-либо государственного или муниципального органа, причём отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Этим нормативно-явочный порядок отличается от порядка разрешительного, при котором юридическое лицо может быть создано лишь с санкцией компетентного органа власти.
Во-вторых, при нормативно-явочном порядке необходимым этапом создания юридического лица является его государственная регистрация. В этом состоит коренное отличие данного порядка от порядка распорядительного, в соответствии с которым юридическое лицо считается созданным непосредственно в силу волеизъявления (распоряжения) его учредителя, при этом государственной регистрации не требуется.
Тот факт, что при нормативно-явочном способе основная часть контроля над созданием юридического лица осуществляется при его регистрации, дало основание некоторым авторам назвать этот способ "регистрационным". Регистрация в органы юстиции является заключительным этапом в создании любого юридического лица.
2.2 Учредительные документы юридического лица
Прежде чем подать заявление о государственной регистрации юридического лица, учредители должны составить и утвердить его учредительные документы. Учредительными документами юридических лиц являются учредительный договор и устав. Некоторые организации действуют на основании обоих документов (общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью). Другие - только на основании учредительного договора (хозяйственные товарищества). Третьи - только устава (акционерные общества, кооперативы, унитарные предприятия, почти все некоммерческие организации, а также общества с ограниченной и с дополнительной ответственности, они создаются одним учредителем). Есть, наконец, организации, которые вообще не имеют учредительных документов и действуют на основании общих положений об организации того или иного вида.
Учредительный договор - это
договор, заключаемый учредителями,
в котором они обязуются
Устав - это локальный акт самой организации, который содержит большинство из тех сведений, которые отражаются в учредительном договоре. В отличие от последнего, он не заключается, а утверждается учредителями. Устав вступает в силу с момента регистрации юридического лица.
В учредительных документах юридического лица должны определяться:
Наименование юридического лица;
Место его нахождения;
Порядок управления деятельностью юридического лица;
Предмет и цели деятельности юридического лица (только для организаций со специальной правоспособностью);
Иные сведения предусмотренные законом для конкретных видов юридических лиц.
2.3 Государственная регистрация юридического лица
Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путём учреждения, производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации. В соответствии со ст.51 ГК проведение регистрации всех юридических лиц возложено на органы юстиции. Однако пока органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому на практике государственная регистрация юридических лиц осуществляется различными органами, главную роль среди которых играют Регистрационные палаты субъектов Российской Федерации.
До принятия специального закона о регистрации юридических лиц соответствующая процедура регулируется специальными нормативными актами об отдельных видах юридических лиц, Указом Президента Российской Федерации " Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" от 8 июля 1994 г. № 1482 (в отношении коммерческих организаций) и внутренними правилами в отдельных регистрирующих органах.
Для регистрации юридического лица, создаваемого путём учреждения, его учредители должны представить в регистрирующей орган следующие документы:
Заявление о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);
Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;
Учредительные документы юридического лица;
Документ об уплате государственной пошлины;
Если одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое лицо - документ, подтверждающий его юридический статус.
Требовать представления иных документов, помимо указанных, регистрирующий орган не вправе.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной регистрации юридического лица является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в реестр юридических лиц. Именно в этот момент юридическое лицо считается созданным и у него возникают гражданские право - и дееспособность.
Отказ в государственной регистрации допускается только в случае:
Непредставления документов,
необходимых для
Представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Никакие другие обстоятельства не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации.
2.4 Прекращение юридического лица. Реорганизация юридического лица: понятие и формы
Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, то есть приостановления деятельности ряда организаций.
Как уже отмечалось, юридическое лицо может быть создано путём учреждения, но и путём реорганизации уже существующего юридического лица.
Вообще, реорганизация - это способ создания и (или) прекращения юридических лиц, вследствие которого происходит преемство в правах и обязанностях между юридическими лицами. Существует пять форм реорганизации:
Слияние. Несколько юридических лиц "сливаются" в одно юридическое лицо. В результате происходит прекращение нескольких организаций и образование одной новой организации, к которой переходят все права и обязанности прекращённых юридических лиц;
Присоединение. К одному юридическому лицу присоединяется другое юридическое лицо или лица. Вследствие этого присоединённые юридические лица прекращаются, все их права и обязанности переходят к присоединившему юридическому лицу, которое продолжает существовать, а новых юридических лиц не возникает. Таким образом, данная форма реорганизации не является способом создания юридических лиц.
Разделение. Одно юридическое лицо разделяется на два или более юридических лиц. В результате разделённое юридическое лицо прекращается, и вместо него возникают новые юридические лица, к которым в соответствии с разделительным балансом переходят все права и обязанности прекратившего своё существование юридического лица;
Выделение. Из состава юридического
лица выделяется структурная единица,
которая становиться
Преобразование. Реорганизация в форме преобразования - это изменение юридическим лицом своей организационно - правовой формы. Например, общество с ограниченной ответственностью может преобразоваться в акционерное общество. В результате ранее существовавшее юридическое лицо прекращается и возникает новое юридическое лицо, к которому переходят все права и обязанности первого.
Таким образом, выделение является способом создания юридических лиц, присоединение - способом их прекращения, остальные же формы реорганизации - в одно и то же время способами и создания, и прекращения юридических лиц.
Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), то есть добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. Причём, если решение суда или компетентного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п.2 ст.57 ГК).
Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение "сил" товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции.
Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит своё существование. Поэтому обязательным её условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст.60 ГК РФ).
2.5 Правопреемство при реорганизации
Вследствие реорганизации юридических лиц происходит правопреемство, то есть преемство в субъективных правах и обязанностях, которые от одних юридических лиц переходят к другим. Правопреемство оформляется передаточным актом или разделительным балансом. Передаточный акт составляется при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования; разделительный баланс - при разделении и выделение. Разделительный баланс - это документ, в котором указывается, какие именно права и обязанности реорганизуемого юридического лица, к которому из вновь созданных юридических переходят. Данный документ имеет важное значение для взаимоотношений вновь созданных юридических лиц с должниками и кредиторами реорганизационного юридического лица.
2.6 Порядок реорганизации
Реорганизация может быть произведена в добровольном или принудительном порядке. В первом случае решение о реорганизации принимается участниками или органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами. Принудительно может быть осуществлена реорганизация только в форме разделения или выделения и только в случаях, установленных федеральным законом, например для пресечения монополистической деятельности на товарном рынке.
Реорганизация производится
путём регистрации вновь
2.7 Ликвидация юридического лица: понятие и основания
В отличие от реорганизации, ликвидация - это способ только прекращения юридических лиц, причём без перехода их субъективных прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. При ликвидации юридического лица все его права и обязанности прекращаются вместе с ним.
Информация о работе Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц