Общая характеристика инвалидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности и несовершенство нормативно – правовой базы, регулирующей отношения между инвалидами и государством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основные этапы развития отечественной медико-социальной экспертизы…………………………………………………..……..………….......5
1.1. Медико-социальная экспертиза: понятие, значение и нормативно-правовое регулирование……………………………………………………….....8
1.2. Организация и проведение медико-социальной экспертизы……………11
Глава 2. Общая характеристика инвалидности…………………………..16
2.1. Понятие инвалидности. Критерии установления группы инвалидности.16
2.2. Права и льготы инвалида……………………………………..…….………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-медико-социальная экспертиза - копия.docx

— 60.35 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Основные этапы развития отечественной медико-социальной экспертизы…………………………………………………..……..………….......5 
1.1. Медико-социальная экспертиза: понятие, значение и нормативно-правовое регулирование……………………………………………………….....8 
1.2. Организация и проведение медико-социальной экспертизы……………11 
Глава 2. Общая характеристика инвалидности…………………………..16 
2.1. Понятие инвалидности. Критерии установления группы инвалидности.16 
2.2. Права и льготы инвалида……………………………………..…….………20 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....24 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….…………………………………….……...25

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………..……..…26 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

                                                   ВВЕДЕНИЕ 
           На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.  
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности и несовершенство нормативно – правовой базы, регулирующей отношения между инвалидами и государством. По данным ООН, в мире насчитывается 650 миллионов человек с ограниченными возможностями - это 8 процентов населения планеты. По данным Минздравсоцразвития РФ, ежегодно численность инвалидов в стране увеличивается на 1 млн человек, сейчас пенсию по инвалидности получает почти каждый десятый россиянин.  
          В стране происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. Позитивные результаты явились следствием реализации федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов» на 2000-2005 годы и на 2006-2010 годы.  
Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам. 
Важная роль в социальной интеграции инвалидов в общество возложена Правительством РФ на медицинских и социальных работников. От правильной организации работы специалистов в бюро медико-социальной экспертизы, зависит решение задач, стоящих перед государственными службами, отвечающими за социальную защиту и реабилитацию инвалидов, и главная из них снижение уровня инвалидности в Российской Федерации и возврат к нормальной жизни и труду сотен тысяч инвалидов.

            В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН "О правах инвалидов" в 2008 году, главный принцип которой - вовлечение всех инвалидов в полноценную жизнь наравне с другими членами общества.  Сегодня в России разработана новая концепция совершенствования государственной системы по реабилитации лиц с ограниченными возможностями. В 2011 году  запущена государственная программа "Доступная среда" целью которой является формирование к 2015 году условий, для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения1. 
         Как видим, выбранная тема для исследования является весьма актуальной и своевременной, и ее результаты будут реально способствовать социальной интеграции инвалидов в общество. 
Целью данной работы является анализ порядка проведения медико-социальной экспертизы, оснований признания лица инвалидом, и прав инвалидов. В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи: 
1. изучение значения медико-социальной экспертизы;

2. анализ нормативно- правовой базы в сфере проведения медико-социальной экспертизы;

3. дать характеристику оснований и критериев установления группы инвалидности;

4. раскрыть права инвалида в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

 Основные этапы  развития отечественной медико-социальной  экспертизы

         В XI – XIII в.в. основной задачей попечения сирот и бедных было «питание», но эта форма поддержки в виде подаяния или милостыни носила временный и непостоянный характер. Основы медицинской помощи и просветительской деятельности заложены церковью, которой делались первые шаги по открытию больниц и богаделен для больных и увеченных людей. Со временем стали применять термин «инвалид», что в переводе с латыни означало - «не представляющий ценности», «вышедший из строя». В XVIII в. во времена Владимира Даля смысл, вкладывавшийся в слово «инвалид» был полон благородства и достоинства. В переводе с французского оно означало отслужившего заслуженного воина, неспособного к службе из-за увечья, ран, старости. Свое нынешнее толкование слово получило в начале прошлого века, когда им стали именовать не только покалеченных военнослужащих, но и людей, утративших трудоспособность. 
           Истоки общественного призрения (организованной формы благотворительности или социального обеспечения) в России восходят еще к правлению царя Ивана IV Грозного, который обратился с увещеванием в каждом « граде устроили богадельни мужские и женские».  
Особую роль в развитии учреждений общественного призрения сыграла Екатерина II. В период ее правления допускалась денежная помощь нуждающимся, впервые в истории России законодательным путем была отменена система призрения при монастырях. Была установлена система учреждений общественного призрения (народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, работные дома, богадельни, дома для умалишенных и неизлечимо больных и др.) для всех гражданских сословий, финансировавшихся из государственной казны. 

           В XVII – XVIII в.в. впервые входит в употребление понятие «реабилитация» (от латинского «делать вновь способным»), что по отношению к тому времени означало «вновь приобретенное грешниками право на ношение одежды».  
Современная история учреждений медико-социальной экспертизы началась 27 апреля 1918 г. когда Народный Комиссариат общественного презрения был преобразован в Комиссариат социального обеспечения, и началось формирование врачебно-трудовых комиссий предшественников современных учреждений медико-социальной экспертизы.  
Пройденный медико-социальной экспертизой путь развития на территории России можно подразделить на ряд этапов определяемых особенностями ее политического и социально-экономического состояния:

  1. Экспертиза трудоспособности граждан в России до 1918 года. 
    Первые сведения о применении понятия экспертизы трудоспособности населения в России относятся к 1835 г., когда было организовано «Русское страховое общество». Регулярные военные действия в те годы выдвинули проблему оказания помощи «раненым и увечным» в форме назначения им денежного и «кормового» довольствия. Для этого была разработана первая классификация последствий ранений по степени их тяжести. Хирург Николай Иванович Пирогов в 1858 г. предложил трехразрядную оценку инвалидности для раненых в зависимости от способности выполнять трудовую деятельность.  
    В 1905 г. Васильевым П.В. была разработана четырехгрупповая классификация инвалидности, которую стали использовать не только для «раненых и увеченных», но и для больных людей. 
    Программа социального страхования трудящихся была разработана В.И.Лениным еще в 1903 г., но только в 1912 г. был принят закон о страховании рабочих на случай болезни и увечья.  
     

  1. В 1908-1910 г.г. в ряде городов России организуются первые специальные медицинские экспертные учреждения – консультационные бюро врачей. В основе оценки трудоспособности с1910 г. лежала процентная шкала, заимствованная из практики врачебно – экспертных служб западных стран.

  1. Становление и развитие врачебно-трудовой экспертизы (1918 – 1994) Детищем Октябрьской революции исторически является врачебно – трудовая экспертиза. В первый год после революции проведение экспертизы трудоспособности было возложено на врачебно – контрольные комиссии (ВВК), затем были созданы бюро врачебной экспертизы (БВЭ) при страховых кассах.  Использовалась новая процентно-групповая система определения инвалидности (пятигрупповая классификация инвалидности).  
    В 1931 г. БВЭ реорганизованы во врачебно – трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), на которые были возложены функции консультационного бюро по определению наряду с группой инвалидности характера работы, которая доступна инвалиду в виде оформления трудовых рекомендаций.  
    В послевоенные годы в России продолжается совершенствование методов реабилитации инвалидов и нормативных документов по установлению инвалидности. Появилось новое направление – медицинская реабилитация, в основе которой лежала специализированная помощь пострадавшим с ампутационными культями конечностей, тяжелыми повреждениями черепа, головного и спинного мозга, позвоночника. Была создана широкая сеть специализированных средних, высших учебных заведений и санаторно-курортных учреждений для лечения, реабилитации и обучения инвалидов.  
     
  1. Повышению качества экспертизы стойкой нетрудоспособности способствовали  организация с 1955 г. стационарной экспертизы, специализированных ВТЭК (туберкулезных и психиатрических), создание высших ВТЭК (республиканских, краевых, областных). На них возлагалось методическое руководство, контролирующие функции, консультативная деятельность. 
    В 1956 году создана Инструкция по определению групп инвалидности, установлены более рациональные сроки переосвидетельствования инвалидов, утвержден «Перечень заболеваний и дефектов, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно».  
    В последующие годы сеть специализированных ВТЭК расширилась за счет создания офтальмологических, онкологических, кардиоревматологических, травматологических комиссий. 
    В 1987 г. создано Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), но без соответствующей финансовой поддержки государства и, не имея собственной производственной базы, оно не заняло должного места в системе профессиональной реабилитации инвалидов.

  1. (с 1995г. – по настоящее время) – Формирование системы медико-социальной экспертизы и реабилитации в современной России.

          В развитие новых подходов в 1995 году была разработана современная концепция инвалидности, которая легла в основу Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ, и законодательно закреплен социальный институт «медико-социальной экспертизы».

 

 

 

 

 

1.1. Медико-социальная экспертиза: понятие, значениеи нормативно - правовое регулирование. 

            Решение проблемы неполнофункционирующих граждан общества всегда зависело от экономического, политического, культурного уровня конкретной страны и от этапа развития общества. Пройдя путь от идей неприязни и физического уничтожения инвалидов, человечество пришло к пониманию необходимости интеграции и реинтеграции в общество лиц с различными физическими дефектами и психо-социальными нарушениями. Ведь с позиций сегодняшнего дня инвалидность следует рассматривать как проблему не одного человека, а общества в целом. Интеграция инвалида в социальную среду требует значительных усилий многих специалистов: медиков, психологов, педагогов, юристов и др. 
           В связи с этим большое значение приобретает медико-социальная экспертиза, занимающаяся установлением степени выраженности нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальных последствий, к которым приводят заболевание, травма или дефект, а также реабилитация, способствующая сохранению здоровья и трудового потенциала, уменьшению тяжести инвалидности или ее предотвращению. 
Основные положения, регламентирующие проведение медико-социальной экспертизы, изложены в Федеральном Законе от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (последние изменения внесены Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ).  
Согласно этому закону, медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. 
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.1

 

         Основными задачами государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются: 
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; 
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; 
3) изучение уровня и причин инвалидности населения; 
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; 
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности; 
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего. 
Задачи и функции медико-социальной экспертизы связаны с развитием структурных элементов системы реабилитации, в основе которой лежат принципы гуманизма и доверия к личности больного или инвалида, а также к их возможностям. Сегодня медико-социальная экспертиза рассматривается как область науки и система практической деятельности, функционирующие в здравоохранении и в установленном порядке определяющие медицинские показания к социальной помощи и защите. Следовательно, медико-социальная экспертиза определяет потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Становление реабилитации как цельного и непрерывного процесса, активно использующего механизмы государственной и общественной деятельности, исторически связано с дифференциацией и развитием различных социальных служб, призванных оказывать материальную и моральную помощь лицам, потерявшим трудоспособность. Связь между ними носит многосторонний и соподчиненный характер, поскольку в процессе реабилитации наиболее эффективно реализуются государственные цели, например здравоохранения и социального обеспечения, которые приобретают конкретное значение как существенные элементы того или иного этапа системы реабилитации. Смысл такой интеграции заключается в построении взаимосвязанной цепи конструктивных мер под эгидой реабилитационной методологии, которая возводит инвалида в ранг полноправного гражданина общества, способного активно участвовать в производственной и социальной жизни2. 
Таким образом, задачи социальных служб и реабилитации находятся в диалектическом единстве.

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1.2.Организация и проведение медико-социальной экспертизы. 
Организация медико-социальной экспертизы производится в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 ноября 2009 г. № 906н « Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы». 
К федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.  Количество бюро определяется исходя из расчета, как правило, 1 бюро на 70 - 90 тыс. человек.  
              В состав специалистов бюро входят не менее трех врачей - специалистов по медико-социальной экспертизе. В связи с главной задачей медико-социальной экспертизы - определение потребности инвалида в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, - в состав комиссий бюро медико-социальной экспертизы введены новые специалисты:

Информация о работе Общая характеристика инвалидности