Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:04, реферат
Проблема государства и гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.
Глава правительства (премьер - министр , председатель совета министра, канцлер) назначается , как правило , президентом. Он формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом . Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то , что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством , когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными финансовыми полномочиями , поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет , определяет перспективы развития социально-экономического развития страны , решает основные вопросы внешней , в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности , создает справедливые условия человеческого общежития , основанные на началах правовой законности . К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию , Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства .
Наиболее
характерные черты
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- ответственность
правительства перед
- более широкие , чем в парламентарной республике , полномочия главы государства.
Классической
президентской республикой
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием . Избранным считается кандидат , получивший абсолютное количество голосов . Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.
Характерным
для всех президентских республик
, несмотря на их разнообразие , является
то , что президент либо совмещает
полномочия главы государства и
главы правительства и
В цивилизованных
странах президентскую
В странах
Латинской Америки часто
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует . Их сближают общие задачи и цели . Форма государственного устройства
Форма государственного
устройства - это национальное и административно-
Форма государственного устройства показывает:
- из каких
частей состоит внутренняя
-каково
правовое положение этих
- как
строятся отношения между
- в какой
государственной форме
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы :
- унитарное ;
- федеративное ;
- конфедеративное .
Унитарное государство.
Унитарное
государство - это единое цельное
государственное образование , состоящее
из административно-
Унитарное
государство характеризуется
- унитарное устройство предполагает единые , общие для всей страны высшие исполнительные , представительные и судебные органы , которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами ;
- на территории
унитарного государства
- составные части унитарного государства ( области , департаменты , округа , провинции , графства ) государственным суверенитетом не обладают ;
- унитарное
государство , на территории которого
проживают небольшие по
- все
внешние межгосударственные
- имеет
единые вооруженные силы , руководство
которыми осуществляются
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах , но эти различия касаются узкой сферы управления.
К унитарным государствам относятся такие государства , как Франция , Турция , Япония , Финляндия .
Федерация
Федерация
- представляет собой добровольное
объединение ранее
Федеративное государственное устройство неоднородно . В различных странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов , входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория
федерации состоит из
2. В союзном
государстве верховная
3. Субъекты
федерации имеют право
4. В большинстве
федерации существуют союзное
гражданство и гражданство
5. При
федеральном государственном
6. Основную
общегосударственную
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку , который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру государственного устройства.
Территориальная
федерация характеризуется
Конфедерация
- это временный юридический союз
суверенных государств , созданный
для обеспечения общих
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права , как во внутренних , так и во внешних делах .
В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :
-конфедерация
не имеет своих общих
- конфедеративное
устройство не имеет единой
армии , единой системы налогов
, единого государственного
- сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во временном союзе;
- государства могут договориться о единой денежной системе , о единых таможенных правилах , о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны , либо они распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867) , Швейцарский союз (1815 - 1848) и США , когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.
3.
Гражданское общество и
Понятие
"гражданское общество" - одно
из ключевых понятий современной
политологии. Актуальность теоретических
и практических аспектов этого понятия
обусловлена очевидным
Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.
Гражданское
общество не представляет собой некое
изолированное от государства социальное
пространство, противостоящее ему в
любых формах. Наоборот, гражданское
общество и государство соединены
друг с другом целым рядом структурных
связей, поскольку государство, осуществляя
управленческо-посреднические функции
в общественной жизни, не может не
соприкасаться с гражданскими ценностями
и институтами, так как последние
через систему горизонтальных связей
как бы охватывают все общественные
отношения. Кроме того, ряд общественных
элементов и институтов занимает
маргинальное положение, частично переплетается
с государственными структурами, а
частично — с гражданским обществом.
Примером здесь может служить, скажем,
правящая в данный момент политическая
партия, которая вышла из недр гражданского
общества, но в то же время тесно
связана в своей деятельности
с государственным аппаратом. Вместе
государство и гражданское