Общие положения авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Суть авторско-правовой охраны сводится в конечном итоге к поиску баланса между интересами творческой личности и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям.
Целью данной курсовой является рассмотрение авторского права в целом. Мы проследим путь возникновения и развития авторского права. И выделим главные особенности данного права.
Главными задачами курсовой будет рассмотреть становление авторского права в России, понять, чем же оно является на сегодняшний день, какие стороны общественной жизни регулирует.

Содержание

Введение 2
Глава I. Становление авторского права 4
§1. Развитие авторского права в России 4
§2. Понятие и значение авторского права 7
§3. Источники авторского права 11
Глава II. Виды авторских прав 16
§1. Имущественные права 16
§2. Личные неимущественные права 20
Глава III. Общие положения авторского права 28
§1. Объекты авторского права 28
§2. Субъекты авторского права 32
Заключение 36
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

исправленная курсовая2.docx

— 64.74 Кб (Скачать файл)

Право авторства  является правом абсолютным. Возможные  нарушения данного права могут  состоять как в присвоении чужого авторства, так и в отрицании  авторства того лица, которым создано  произведение. Наиболее грубым нарушением является полное или частичное присвоение авторства.

Принято выделять две формы присвоения авторских  прав: присвоение авторства идей и  присвоение конкретных произведений.

Присвоение  авторства идей, высказанных ранее  в научных произведениях других авторов, не влечет юридической ответственности. Способы присвоения авторства бывают различны. Практике известны случаи, когда автор дает согласие другому лицу на присвоение своего произведения полностью или частично. Но чаще всего присвоение происходит вопреки воле и желанию автора произведения.

С правом авторства  тесно связано право на авторское  имя. Право любого гражданина приобретать  и осуществлять права и обязанности  под своим именем, включающим фамилию  и собственно имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или  национального обычая), закреплено в абз.1 п.1 ст. 19 ГК. В случаях и  в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т.е. вымышленное имя. В свою очередь, ст.1265 ГК РФ указывает, что право  автора на имя - это право использовать или разрешать использование  произведения под своим именем, под  вымышленным именем (псевдонимом) или  без указания имени, то есть анонимно. Другими словами, право на имя - это право на способ указания имени автора при использовании произведения15.

В ст.1265 ГК РФ упоминается о трех возможных  способах указания имени. Первый и наиболее распространенный способ - это указание подлинного имени. При отсутствии особого  указания автора произведение подписывается  фамилией, именем, отчеством автора либо его фамилией и инициалами.

Вторым способом реализации права на имя является указание вымышленного имени (псевдонима). Псевдоним (в переводе с греч) означает "носящий ложное имя". Нередко  псевдоним становится вторым именем автора произведения. Так, например, всем известны такие псевдонимы, как Ахматова (Анна Андреевна Горенко), Максим Горький (Алексей Максимович Пешков). Аврора Дюдеван известна под мужским  псевдонимом Жорж Санд.

Как известно, в дальнейшем псевдоним может  стать не только вторым именем, но и  первым, так как ст. 19 ГК РФ (п.2) предоставляет  гражданину право переменить свое имя  в порядке, установленном законом. 16

Если произведение используется под псевдонимом или  без указания имени автора (анонимно), лица, которым известно подлинное  имя автора, не вправе без согласия автора раскрывать его подлинное  имя.

Согласно  п.2 ст.1265 ГК РФ при опубликовании  произведения анонимно или под псевдонимом  издатель (п.1 ст.1287 ГК РФ), имя или  наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора. В  этом качестве издатель имеет право  защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Для судебной защиты прав создателя произведения издателю нет необходимости представлять в суд доверенность от автора. При  подаче заявления достаточно представить экземпляр произведения, на котором указано имя или наименование издателя. В случае если автор такого произведения не раскроет свою личность или не заявит о своем авторстве до разрешения спора по существу, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", суд принимает решение об удовлетворении иска в пользу издателя.

Право на неприкосновенность произведения так же является личным неимущественным правом автора.

Право на неприкосновенность произведения существовало еще в  советском законодательстве. В частности, ст.480 ГК РСФСР 1964 года гарантировала  охрану неприкосновенности произведений, указывая, что при издании, публичном  исполнении или ином использовании  произведения воспрещается без согласия автора вносить какие бы то ни было изменения как в само произведение, так и в его название и в  обозначение имени автора. Воспрещалось также без согласия автора снабжать произведение при его издании  иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.

          В ГК РФ сформулировано право на неприкосновенность произведения как самостоятельное право, которое по своему содержанию значительно шире, чем право на защиту репутации автора.

Следует особо  обратить внимание на то, что не допускается  снабжение произведения иллюстрациями, комментариями и т.п. Это не означает запрет комментировать, критиковать, анализировать, объяснять, иллюстрировать чужие произведения, не спрашивая согласия автора. Все  перечисленное возможно, но при обязательном соблюдении двух условий. Во-первых, отдельно от самого объекта критики или комментирования. Во-вторых, в этически допустимой форме. 17

Статьей 1266 ГК РФ впервые законодательно закреплено, что при использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений. При этом не должен искажаться замысел  автора; не должна быть нарушена целостность  восприятия произведения; это не должно противоречить воле автора, определенно  выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

И последнее  неимущественное право, которое  я бы хотела рассмотреть в своей  курсовой работе - это право на обнародование  произведения, а так же иные права  авторов.

Право на обнародование - это обеспечение доступа к  произведению любых третьих лиц. Автор может считать свое произведение недостаточно готовым, законченным  для представления его на суд  публики, и потому он вправе не давать согласия на его обнародование. Свое право автор реализует при  заключении договора о первом использовании  необнародованного произведения или  при передаче его работодателю, если это служебное произведение.

Право на обнародование  произведения закреплено ст.1268 ГК РФ, согласно которой автор может осуществить  действие или дать согласие на осуществление  действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего  сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Произведение  считается обнародованным, если действия по обеспечению доступа к произведению широкого круга лиц осуществлены с согласия автора (или самим автором  и по его воле).

Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся  на обнародование этого произведения.

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его  смерти лицом, которое обладает исключительным правом на произведение. Такое обнародование  не должно противоречить воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Согласно  ст.1255 ГК РФ в случаях, предусмотренных  Кодексом, автору произведения принадлежат  право на вознаграждение за использование  служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа  к произведениям изобразительного искусства.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения. В соответствии со ст.1295 ГК РФ автору принадлежат права на произведение науки, литературы или искусства, созданное  в пределах установленных для  работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение).

Исключительное  право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем  и автором не предусмотрено иное18.

Право на отзыв. Если автор после обнародования  своего произведения не желает по каким-либо причинам его дальнейшего широкого использования, он обычно отказывается заключать договоры, направленные на отчуждение исключительного права  на произведение. Тем самым использование  произведения ограничивается случаями свободного использования. Вместе с тем автор может поступить более решительно - использовать свое право на отзыв.

В настоящее  время право на отзыв сформулировано как самостоятельное право и регламентировано ст.1269 ГК РФ, согласно которой автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.

Право на отзыв  не может быть применено автором  к программам для ЭВМ, к служебным  произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект.

Право следования ранее было закреплено ст.17 ЗоАП, согласно которой переход права собственности  на произведение изобразительного искусства  от автора к другому лицу означал  первую продажу этого произведения19.

В настоящее  время право следования в измененном виде сформулировано в ст.1293 ГК РФ.

В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства, при каждой его публичной перепродаже, в  которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея  изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право  на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). При  этом, в отличие от ЗоАП, размер процентных отчислений, а также условия и  порядок их выплаты должны определяться Правительством Российской Федерации.

Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам  автора на срок действия исключительного  права на произведение.

Многие цивилисты  считают, что это необходимо, поскольку  художники и скульпторы вынуждены  дешево продавать свои произведения, чтобы поддерживать свое материальное положение. 20

 

Глава III. Общие положения авторского права

§1. Объекты авторского права

Согласно  ст.1225 ГК РФ: "Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами".

Авторское право распространяется на произведения, обнародованные или необнародованные, но выраженные в какой-либо объективной  форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.

В юридической литературе, в том  числе учебной, объект авторского права (произведение) определяют как нематериальный продукт духовного творчества человека, имеющий объективную форму. В  определение объекта авторского права, которое давалось в ст.475 ГК РФ, не содержалось прямого указания на творческий характер труда авторов  произведений, что давало некоторым  авторам основания утверждать, что "новые, творчески самостоятельные  произведения – это лишь часть  охраняемых авторским правом произведений"21.

Понятия науки, литературы и искусства имеют  разное смысловое значение. Однако четкая классификация произведений на научные, литературные и произведения искусства и не требуется.

Отнесение произведения к категории исключительно  научных, литературных или произведений искусства для признания его  объектом авторского права не имеет  значения. Важен лишь творческий характер труда, в результате которого создано  произведение. Если нет творчества, нет и объекта авторского права. Например, не может быть объектом авторского права простой список телефонов, простая компиляция и т.д.

В случае спора о наличии или  отсутствии творчества назначается  экспертиза, с помощью которой  суд может решить этот вопрос.

Творчество  может быть выражено и в систематизации, и в объединении уже известного материала (сборники, справочники, словари и т.д.). Охране в этих случаях подлежит форма изложения материала.

Продукт творческой деятельности автора может  быть объектом авторского права, если он выражен в какой-либо объективной  форме, так как авторским правом защищаются именно те структурные элементы произведения, которые определяют его  форму. Наличие элементов новизны  в произведении не является обязательным для предоставления ему авторско-правовой охраны.

Произведение  считается имеющим объективную  форму, если оно выражено в одной  из следующих форм:

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и  т.д.);

устной (публичное произведение, публичное  исполнение и т.д.);

звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);

изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео - или фотокадр и  т.д.);

объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);

в других формах.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, но выраженные в какой-либо объективной  форме.

Под обнародованием произведения понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Из  этого определения следует, что  для признания произведения обнародованным достаточно наличия самой возможности  для неопределенного круга лиц  ознакомиться с произведением. Фактическое  ознакомление публики с выпущенным в свет произведением необязательно.

Практические  и правовые последствия признания  произведения обнародованным значительны. Автор может реализовать свое право на обнародование только один раз, после чего произведение получает иной правовой режим. До момента обнародования  никто не может давать оценку произведению, цитировать его и осуществлять иные действия, которые допускаются законом  в отношении правомерно обнародованных произведений.

Информация о работе Общие положения авторского права