Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 05:52, курсовая работа
В современном Российском государстве впервые, пожалуй, за всю его историю, общество пришло к пониманию приоритета общечеловеческих ценностей над интересами отдельных партий и классов. Осознание главенства человеческой жизни, интересов отдельного человека над перипетиями «вселенской борьбы классов» невозможно без коренного изменения существовавшей судебной системы, и, как следствие, - без формирования принципиально нового, поистине демократического корпуса судей - отправителей правосудия в государстве».
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Административно-правовое регулирование управленческих отношений в органах судебной власти ......................................................................................4
Глава 2. Понятие правового статуса судей в Российской Федерации.................6
2.1.Специфика правового статуса судей в РФ .............................................6
2.2.Порядок назначения судей в РФ .............................................................8
2.3.Полномочия судей ..................................................................................12
2.4.Дисциплинарная ответственность судей ..............................................15
2.5.Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи………………...16
Глава 3. Гарантии независимости судей ................................................................19
Глава 4. Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации ........................................................22
Заключение ................................................................................................................26
Список использованной литературы .................................................................
Cодержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Административно-правовое
регулирование управленческих отношений
в органах судебной власти ..............................
Глава 2. Понятие правового статуса судей в Российской Федерации.................6
2.1.Специфика правового статуса судей
в РФ ..............................
2.2.Порядок назначения судей в РФ ..............................
2.3.Полномочия судей ..............................
2.4.Дисциплинарная ответственность судей
..............................
2.5.Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи………………...16
Глава 3. Гарантии независимости
судей ..............................
Глава 4. Общие проблемы правового
статуса судей и перспективы развития
судебной системы в Российской Федерации
..............................
Заключение ..............................
Список использованной литературы
..............................
Введение
В связи с введением в действие Закона РФ от 26 июля 2002 года «О статусе судей в Российской Федерации» радикальным образом изменилась существовавшая почти на протяжении семидесяти лет система выборности судей. Изменился, помимо правового статуса и сам контингент лиц, из числа которых могут быть назначены судьи, существенно расширился круг социальных и правовых гарантий исполнения судьями своих обязанностей. Все это, в конечном итоге, направлено на совершенствование судебной системы, приданию судебной ветви власти большего авторитета и независимости.
Особенно актуально
В современном Российском государстве впервые, пожалуй, за всю его историю, общество пришло к пониманию приоритета общечеловеческих ценностей над интересами отдельных партий и классов. Осознание главенства человеческой жизни, интересов отдельного человека над перипетиями «вселенской борьбы классов» невозможно без коренного изменения существовавшей судебной системы, и, как следствие, - без формирования принципиально нового, поистине демократического корпуса судей - отправителей правосудия в государстве».1
Рассмотрению данной проблемы, в свете проводимой в России реформы судебной власти и будет посвящена эта работа.
Глава 1. Административно-правовое регулирование управленческих отношений в органах судебной власти
Судебная власть - как одна из ветвей власти, выполняет важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений.
Систему органов управления судебной власти составляют: Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик, управления (отделы) юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Положением Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации 2003г. №48. ст.4650 «о Министерстве юстиции Российской Федерации» от 4 ноября 2003 года на него возложено руководство всей системой органов управления юстицией и обеспечение реализации государственной политики в сфере юстиции и судопроизводства.
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет важные функции по правовому обеспечению правотворческой деятельности судов всех уровней. Содержанием данных функций является разработка проектов нормативных актов, которые вносятся Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, проведение экспертизы законов, направленных ему для подписания; представление заключений о соответствии Конституции Российской Федерации и действующему законодательству проектов актов, которые вносятся на их рассмотрение.
На него возложена координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти, регистрации принимаемых ими нормативных актов.
В процессе своей деятельности Министерство России осуществляет организационно-правовое обеспечение судебной реформы, регистрирует уставы общероссийских общественных объединений, религиозных объединений и ведет государственный реестр этих объединений; осуществляет систематизацию российского законодательства и ведет банк нормативных актов Российской Федерации, руководит судебно-экспертными учреждениями, государственными нотариальными конторами и т.п.
Если Министерство России признает несоответствие правового акта Конституции Российской Федерации или федеральному закону, то оно направляет мотивированное заключение в тот орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который принял акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.
Одним из важных направлений работы Минюста России и его органов является организационное обеспечение деятельности судов.
Его содержанием является
подбор и подготовка кандидатов в
судьи, для чего при органах юстиции
действуют экзаменационные
На органы юстиции возложена
организация повышения
В процессе организационного обеспечения деятельности судов органы юстиции принимают меры по созданию необходимых условий для эффективной работы судов; оснащают их материально-техническими средствами; организуют для них внедрение программно-аппаратных средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации; обеспечивают необходимыми правовыми актами, юридической литературой и пособиями информационно-справочными материалами.
Министерство России и его органы выделяют судам необходимые для их работы денежные средства, осуществляя при этом контроль за их расходованием.
Организационное обеспечение деятельности судов предполагает разработку инструкций, положений, методических пособий и рекомендаций Министерством России, регулирующих различные стороны организации текущей работы судов (например, «инструкции по ведению делопроизводства в судах об исполнительном производстве, о ведении судебной статистики, по приему, учету и хранению доказательств и др.»2).
Работа Минюста России, его органов по организационному обеспечению деятельности судов направлена, в конечном счете, на создание нормальных условий для отправления судами правосудия Постановление Правительства РФ от 7 октября 2006г. №1177 «Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации». При этом органы юстиции не вправе вмешиваться в судебную деятельность судов, влиять на вынесение судебных решений, так как судьи независимы и осуществляют свою профессиональную деятельность только на основе Конституции Российской Федерации и действующих законов.
Глава 2. Понятие правового статуса судей в Российской Федерации.
2.1 Специфика правового статуса судей в Российской Федерации
Судейским корпусом принято
называть совокупность государственных
служащих, занимающих должности судей.
Круг таких должностных лиц
Статус судей в Российской Федерации определяется Законом РФ от 26 июня 2002 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», являющемся основополагающим документом регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий а также гарантии их независимости, социальные и правовые особенности их деятельности.
Помимо Закона «О статусе
судей в РФ» существуют ряд
документов, как законов, так и
иных нормативных актов, также касающихся
специфики осуществления
В соответствии с Законом «О статусе судей в РФ» судьи - носители судебной власти в государстве. Только судам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Это налагает огромную ответственность на лиц, на которых законом возложено полномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные не только с решением судьбы отдельных членов общества, но и самой жизни.
Согласно ст.2 Закона «О статусе судей в РФ» «все судьи в Российской федерации обладают единым статусом и правовым положением, пользуются едиными, для всей территории России, правовыми гарантиями осуществления судебной деятельности, гарантиями социальной и правовой защиты, едиными нормами материального обеспечения».3
Некоторые отличия от общих
положений настоящего Закона имеется
в отношении судей
2.2 Порядок назначения судей в РФ
Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, законе о статусе судей, законе о Конституционном Суде и законе об арбитражных судах.
Часть из них условно можно было назвать формальными. Они касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности.
Универсальными для кандидатов
в судьи всех судов являются требования,
чтобы они были гражданами Российской
Федерации и чтобы имели высшее
юридическое образование. Для кандидатов
в судьи Конституционного Суда РФ
установлен повышенный стандарт требований
к уровню их профессиональных познаний.
Они должны не просто иметь высшее
юридическое образование, но и обладать
«признанной высокой
Что касается требований определенного возраста кандидатов и опыта их работы по специальности, то они не одинаковы для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем). Для назначения в суды основного звена (в том числе военные и арбитражные) требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена - 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - 35 лет, а в Конституционный Суд РФ - 40 лет. Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен.
Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юриста. Кандидаты в судьи высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (в Конституционном Суде РФ - не менее 15 лет). В отношении же кандидатов на судейские должности во все другие суды предусмотрено, что они «должны проработать по юридической специальности не менее 5 лет».5 Вместе с тем, в отношении кандидатов в военные судьи Указом Президента РФ от 13 марта 2005 года установлено изъятие. «При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях».6
Так, «судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия».7
Законодательство