Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 21:17, курсовая работа
Цель моей дипломной работы является рассмотрение субъектов и объектов авторского права.
В задачи работы входит:
раскрыть общую характеристику авторского права;
рассмотреть понятия и критерия охраны объектов авторского права;
раскрыть понятия и виды объектов авторского права;
рассмотреть субъекты авторского права.
Введение……………………………………………………………………….
Глава I. Понятия, функции и источники авторского права…………...
§1. Понятие и функции авторского права…………………………………...
§2. Источники авторского права…………………………………..................
Вывод к первой главе……………………………………………………….
Глава II. Объекты авторского права…………………………………......
§1. Понятие и критерии охраноспособности объекта авторского права…..
§2. Виды объектов авторского права…………………………………...........
§3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права…………..
Вывод ко второй главе……………………………………………………....
Глава III. Субъекты авторского права…………………………………....
§1. Виды субъектов авторского права и его возникновение……………….
§2. Соавторы как субъекты авторского права. Составители как субъекты авторского права………………………………………………………………
§3. Правопреемники и иные лица как субъекты авторского права………..
Вывод к третьей главе...................................................................................
Заключение …………………………………...……………………………...
Список использованной литературы………………………………….......
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава I. Понятия, функции и источники авторского права…………... |
7 |
§1. Понятие и функции авторского права…………………………………... |
7 |
§2. Источники авторского права…………………………………............ |
9 |
Вывод к первой главе………………………………………………………. |
12 |
Глава II. Объекты авторского права…………………………………...... |
14 |
§1. Понятие и критерии охраноспособности объекта авторского права….. |
14 |
§2. Виды объектов авторского права…………………………………........... |
16 |
§3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права………….. |
17 |
Вывод ко второй главе…………………………………………………….... |
19 |
Глава III. Субъекты авторского права………………………………….... |
22 |
§1. Виды субъектов авторского права и его возникновение………………. |
22 |
§2. Соавторы как субъекты авторского права. Составители как субъекты авторского права……………………………………………………………… |
24 23 |
§3. Правопреемники и иные лица как субъекты авторского права……….. |
29 |
Вывод к третьей главе......................... |
34 |
Заключение …………………………………...……… |
37 |
Список использованной литературы…………………………………....... |
39 |
ВВЕДЕНИЕ
Исторически авторское право в
современном своем виде сформировалось
несколько веков назад и
В настоящее время авторское право является основным механизмом защиты прав деятелей науки и культуры. Понятие авторского права напрямую в Конституции не упоминается. Однако некоторым упоминанием об авторском праве можно расценить норму, гарантирующую творческую деятельность и интеллектуальную собственность (ч.1ст.44 Конституции): каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Международное авторское
По определению Всемирной
Перенесение произведений литературы
и искусства в цифровую среду
создают условия для нового этапа
развития и понимания проблемы интеллектуальных
прав в пространстве интернет. Концепция
абсолютной свободы использования
произведений в Интернете приходит
в прямое противоречие с положениями
авторского права. Право автора, чьим
творческим трудом создаются произведения,
получать материальное возмещение от
их использования оказывается
В послании лидерам «Большой двадцатки» Президент РФ Дмитрий Медведев предложил свободно использовать объекты авторских прав в Сети, если нет заявления правообладателя об обратном. Об этом говорится в послании российского президента, опубликованном на сайте Кремля.. Медведев предложил мировым лидерам подумать о кардинальном обновлении регулирования авторских прав в интернете. «Старые принципы охраны интеллектуальной собственности, создававшиеся в совершенно другом технологическом контексте, в складывающихся условиях больше не работают, что требует определения новых концептуальных механизмов международного регулирования творческой деятельности в сети интернет», - говорится в послании лидерам G20.
В послании Медведев делится «российским видением создания новой концепции использования и охраны результатов творческой деятельности в сети Интернет». Президент выделяет три подхода. По мнению Медведева, государство должно устанавливать определенный уровень правовой охраны объектов авторского и смежных прав в сети Интернет и предоставлять правообладателю возможность выбирать такую модель охраны своего произведения, которая будет наилучшим образом отвечать его интересам. «Важным элементом нового подхода к охране авторского и смежных прав могло бы стать введение презумпции, согласно которой использование объектов авторского и смежных прав в сети Интернет считалось бы свободным, если правообладатель не заявит об обратном. При этом должно быть предусмотрено установление минимального уровня защиты, не требующего заявления правообладателя», - говорится в послании. Информационные посредники в сети Интернет (операторы связи, владельцы интернет-сайтов и доменных имен и т.д.) должны нести ответственность за нарушение авторского права и смежных прав на общих основаниях при наличии вины, за исключением ряда особо устанавливаемых случаев (например, если они не знали и не должны были знать о незаконности контента), пишет глава государства. Медведев направил послание руководителям стран «Группы двадцати» о новой концепции использования и охраны результатов творческой деятельности в глобальной сети. Впервые на международном уровне проблему регулирования в интернете Медведев озвучил на саммите G8 (государства - члены «группы восьми) в Довиле в мае 2011г. Он тогда назвал «консервативной позицией» мнение о том, что «интеллектуальная собственность должна охраняться и внутри интернета». По итогам саммита G8 революционных изменений в авторском праве не произошло даже в России.
По поручению Медведева
Осуществление сегодняшних предложений Медведева потребует внесения изменений в Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений и другие договоры, определяющие современный международно-правовой консенсус. У нашей страны в разработке есть и проект поправок, и возможный новый договор. Затронутый вопрос имеет большое практическое значение для объектов авторского права, которые охраняются международным авторским правом.
Цель моей дипломной работы является рассмотрение субъектов и объектов авторского права.
В задачи работы входит:
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе раскрываются вопросы: понятие и значение авторского права; источники авторского права.
Во второй главе раскрываются вопросы: понятие объектов авторских прав; охрана объектов авторского права.
В третьей главе раскрываются следующие вопросы: понятие авторства и соавторства; правопреемники и другие субъекты авторского права, и их права.
Глава I. ПОНЯТИЯ, ФУНКЦИИ И ИСТОЧНИКИ АВТОРСКОГО ПРАВА
§ 1. Понятие и функции авторского права
Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.
В субъективном смысле авторское право - те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства.
Авторские и смежные права по
своей природе являются исключительными
абсолютными правами. Они дают возможность
их обладателям использовать результаты
своей творческой деятельности и
распоряжаться ими по своему усмотрению
и запрещать совершать
Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет определенные функции.
Первой функцией авторского права
является признание авторства и
охрана произведений науки, литературы
и искусства. Как и ранее действовавшее
законодательство, ГК РФ закрепляет право
авторства - право признаваться автором
произведения (ст. 1265) и устанавливает
охрану произведений с момента их
создания. При этом, как и прежде,
нет легального определения понятия
произведения. Даются лишь определения
отдельных видов произведений. Например,
понятие служебного произведения закреплено
в ст. 1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ содержит
понятие аудиовизуального произведения
- это произведение, состоящее из
зафиксированной серии
Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.
Правообладатель может по своему усмотрению
разрешать или запрещать
Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст. 1273 - 1280).
Третью функцию авторского права
составляет наделение авторов
Интеллектуальные права
- исключительное право на
- личные неимущественные права:
право авторства, право автора
на имя, право на
- иные права (право на
Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей.
Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п. 1 ст. 1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.
Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.
Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.