Объекты и субъекты правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 23:45, реферат

Краткое описание

понятие сущность признаки виды краткая характеристика

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие и виды объектов правоотношений…………………………..5
2. Характеристика субъектов правоотношений…………………………9
2.1. Физические лица как субъекты правоотношений…………………....14
2.2. Организации как субъекты правоотношений…………………….......17
2.3. Государство как субъекты правоотношений…………………………20
Заключение…………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач для Саши.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

         Правовой  статус (правовое положение) граждан  выражается в совокупности прав и  обязанностей, характеризуется широтой  и реальностью прав и свобод, закрепленных в Конституции и других нормативно-правовых актах. Правовой статус граждан может быть общим, специальным и индивидуальным. Общий правовой статус гражданина Беларуси определен: Конституцией Республики Беларусь от 15 марта 1994 года №2875 – XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004), законом « О гражданстве » от 01.08.2002 № 136-3 (ред. От 22.06.2006г.). Специальный правовой статус определяется специальными законами разных отраслей права (правовой статус пенсионера, военнослужащего, студента, судьи, депутата и т.д.). Индивидуальный правовой статус – это правовое положение конкретного гражданина. Он сочетает в себе общий правовой статус плюс один или два специальных статуса. Следовательно, гражданин обладает правами и обязанностями, вытекающими из общего статуса, и, кроме того, дополнительными правами и обязанностями, вытекающими из специального статуса. 

         Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года № 2875 – XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996 года и 17.10.2004года)  закрепляет за гражданами социально-экономические права (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, частной собственности и т.д.), политические права и свободы (свобода слова, печати, собраний, митингов, объединений в общественные организации, право избирать и быть избранным и т.д.), личные права и свободы (неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки и др.), культурные права. 

         Правосубъектность граждан с момента рождения изменяется: она увеличивается и достигает полноты с наступлением определенного возраста. Гражданин признается субъектом права и обладает правоспособностью с момента рождения. Его жизнь, здоровье, нормальное развитие охраняются законом. 

         Малолетние и несовершеннолетние в силу недостаточной зрелости еще не в состоянии самостоятельно совершать многие юридические действия, связанные с осуществлением прав и исполнением обязанностей. По этой причине полная гражданская дееспособность наступает по достижению совершеннолетия, т.е. в 18 лет. Малолетние (до 14 лет) и несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) признаются законом частично дееспособными. Они могут совершать некоторые сделки (распоряжаться стипендией, вносить вклады и т.п.). В определенных случаях закон предусматривает возможность ограничения дееспособности или признания недееспособными отдельных граждан, как уже говорилось ранее. Отсутствие или ограниченность дееспособности субъектов права восполняются их законными представителями (родителями, опекунами, попечителями), которые совершают за недееспособных юридические действия. Данные положения регулирует глава 3 подраздела 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь. 

         Согласно  статье 26 ГК Республики Беларусь несовершеннолетний, достигший 16 лет, по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия – по решению суда, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. 

           Согласно статье 11 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года № 2875 – XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996 года и 17.10.2004 года) иностранные лица и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. [1, с.6] 

     Однако, в интересах государственной  безопасности имеется ряд ограничений.

     Если  брать личные права и свободы, то они принадлежат им в той  же мере, что и гражданам Республики Беларусь. Существенно ограничиваются они в политических правах и свободах, так им не предоставляется право участия в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, а также право на занятие государственной должности в государственных органах. Также ограничено право на объединения: они не могут занимать должности либо участвовать в политических партиях и иных общественных объединениях, преследующих политические цели. Наравне с гражданами им принадлежат социально-экономические и культурные права и свободы, за исключением права на бесплатную медицинскую помощь и права на бесплатное образование. Однако из этого правила исключены граждане Российской Федерации и лица, имеющие статус беженцев.  

     Иностранные граждане и лица без гражданства  освобождаются от такой обязанности  как защита Отечества. Все остальные обязанности  они несут наравне с гражданами Республики Беларусь. Также наравне с гражданами Республики Беларусь они несут и ответственность (уголовную, гражданско-правовую, административную, дисциплинарную).

      

     На  основании всего  вышеизложенного  можно сделать вывод, что правосубъектность иностранных лиц и лиц без гражданства в некоторой степени ограничена, а, следовательно, они не могут являться субъектами многих правоотношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Организации как  субъекты правоотношений. 
     
     
     

     К субъектам правоотношений относятся государственные, общественные и иные организации. 

     Государственные организации как субъекты правоотношений создаются для осуществления самых разнообразных целей и задач, поэтому и характер их правового положения различен. Все государственные организации как субъекты права можно подразделить на два вида: на государственные органы и на хозяйственные организации и социально-культурные учреждения, выступающие в качестве юридических лиц. 

     Государственные органы (суд, прокуратура; органы управления: министерства, ведомства, их отделы и т.д.) обладают властными функциями, их веления являются обязательными для других субъектов. 

       Правовое положение государственных  органов определяется их компетенцией, т.е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных соответствующим нормативным актом (положением, законом, уставом и т.д.), которые необходимы для выполнения возложенных на государственный орган задач. Субъектом правоотношений является не только государственный орган в целом (например, министерство), но и его подразделения (отделы, управления министерства), отдельные должностные лица (министр, прокурор, следователь, судья и т.д.). [6, с.325] 

     Государственные организации как юридические  лица в отличии от государственных  органов не обладают властными полномочиями, являются субъектами главным образом имущественных правоотношений (гражданских, финансовых, административно-имущественных). 

     Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в соответствии с ч.1 ст.44 Гражданского кодекса Республики Беларусь. 
 

     В качестве юридических лиц выступают  также общественные объединения (партии, профсоюзы и т.п.), различные фонды, негосударственные субъекты рыночной экономики (акционерные общества, частные предприятия, кооперативы, банки, биржи и т.п.). 

     Согласно  гражданскому законодательству Республики Беларусь все юридические лица подразделяются (независимо от формы собственности) на коммерческие и некоммерческие организации. 

     Юридическими  лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). 

     Некоммерческие  организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами. [2, с.64]

     Некоммерческие  организации могут создаваться  для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и юридических лиц, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение благ. 

     Коммерческие  организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и иных формах.[2, с.65] 

     Некоммерческие  организации не преследуют цели извлечения прибыли. Некоммерческие организации, а также унитарные государственные предприятия обладают специальной правоспособностью, т.е. они могут заниматься той деятельностью, которая служит достижению целей, ради которых они созданы.  

     Коммерческие  организации могут заниматься любой  деятельностью, не запрещенной законом, некоторыми видами только по лицензии. 

     Юридические лица равноправны между собой, подлежат обязательной государственной регистрации, действуют на основании устава либо учредительного договора, либо на основании того и другого. [2, с.65] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Государство как субъект правоотношения.
 
 
 
 

     В некоторых случаях субъектом правоотношения выступает и непосредственно и государство в целом: 
 

    • В области  международного права;
 
 
    • В области  конституционного права (например, отношения  между отдельными административно-территориальными единицами, отношения между ними и государством в целом и т.д.);
 
 
    • В области  отношений государственной собственности;
 
 
    • В области  некоторых имущественных отношений (например, в отношениях права собственности  на бесхозное имущество и т.д.); [7, с.311]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
     
     
     

     Понятие «правоотношения» является одной из важнейших категорий общей теории права. Это связано с тем, что само правоотношение представляет собой такое звено правового механизма, в котором право смыкается с объектом своего регулирования – социальной сферой. В результате правовое отношение складывается как весьма сложное правовое образование. 

     Правоотношения  имеют четко определенную структуру. 

       Состав – это как бы шаблон, схема, идеальная конструкция, которая может быть использована для анализа любых правоотношений. 

     В составе правоотношения выделяют три элемента: объект правоотношения, субъект правоотношения и содержание. 

     К субъектам правоотношений относятся  физические лица, юридические лица, а также государство. 

     К объектам же относятся материальные и нематериальные блага. 

     Под содержанием понимают совокупность субъективных прав (возможного поведения) и обязанностей (должного поведения). 

     Таким образом, на основании  всего вышеизложенного  в данной работе я сформировала научно-обоснованное представление о структуре правоотношений, изучила и охарактеризовала объекты и субъекты правоотношений, их виды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Объекты и субъекты правоотношений