Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 07:55, дипломная работа
Цель данной работы состоит в комплексном изучении и обобщении законодательства и публикаций на данную тему, рассмотрении правовой природы института опеки и попечительства, с использованием мнений различных авторов и ученых, а также внесение предложений по изменению и доработке действующих норм законодательства для решения выявленных проблем.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1 Общие положения об опеке и попечительстве……………………...….5
§ 1. Понятие опеки и попечительства…………………………………..…5
§ 2. Органы опеки и попечительства………………………………….. …9
Глава 2 Установление и прекращение опеки и попечительства………………22
§1. Установление и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними………………………………………………………..…22
§ 2. Установление и прекращение опеки над недееспособными гражданами………………………………………………………………….……27
§ 3. Установление и прекращение попечительства над ограниченно дееспособными гражданами………………………………………………….…30
§ 4. Попечительство в форме патронажа……………………………...…33
Глава 3. Осуществление опеки и попечительства…………………………..…37
§ 1. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей….…37
§ 2. Распоряжение имуществом подопечного…………………….…..…40
§ 3. Доверительное управление имуществом подопечного…………….45
Заключение…………………………………………………………………….....52
Список использованных источников………………………………………...…55
Если же подопечный приобрел
полную гражданскую дееспособность
по основаниям, предусмотренным законом,
доверительный управляющий обяз
Межотраслевой характер отношений по доверительному управлению имуществом не нашел должного отражения в действующем законодательстве. Более того, существующие нормы, посвященные регулированию данного института, не создают реального инструментария, с помощью которого можно было эффективно защищать интересы несовершеннолетних. Нерешенными являются такие вопросы, как: определение правового статуса доверительного управляющего в отношениях по управлению имуществом граждан, оставшихся без попечения; вознаграждение доверительного управляющего; ответственность управляющего и учредителя управления.
Таким образом, можно сделать вывод, что органы опеки и попечительства в случае выявления ребенка, оставшегося без попечения, должны принимать активные меры по защите его имущественных прав, направленных на выявление и учет имущества как самого подопечного, так и иного имущества, включая имущественные права, на которые подопечный может претендовать: наследство, страховые, социальные и компенсационные выплаты и т.п. Это должно выражаться в обязательном направлении соответствующих запросов в различные организации и должностным лицам.
В конечном счете, деятельность органов опеки и попечительства по выявлению имущества подопечного должна быть направлена на создание специального реестра. Причем за необходимость создания подобного реестра говорит и тот факт, что в соответствии со ст. 1016 ГК РФ в договоре доверительного управления имуществом существенным условием является состав имущества, передаваемого в управление.
Соответственно, в случае невыполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей по выявлению имущества подопечных лиц можно говорить об их бездействии и создании ими потенциально вредоносной для подопечного ситуации.
Применительно к вопросу о вознаграждении управляющего хотелось бы обратить внимание на то, что в ряде случаев законодательство предусматривает возможность минимизации или полного исключения расходов на вознаграждение. В частности, в ст. 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" говорится о случаях оказания адвокатской помощи бесплатно.
В заключение хотелось бы отметить, что отношения по доверительному управлению имуществом требуют специального правового регулирования. И в этой области, и существует необходимость разработать рекомендации для сотрудников органов опеки и попечительства, содержащие конкретные алгоритмы действий при обнаружении ребенка, оставшегося без попечения родителей, со стандартными формами запросов в различные инстанции. Кроме того, учитывая публичную составляющую рассматриваемых правоотношений, было бы целесообразно утвердить на уровне Правительства РФ типовой договор доверительного управления имуществом.21
Заключение
В данной работе раскрыты понятия опеки и попечительства, определены основные функции и полномочия органов опеки и попечительства, а также отличия между опекой и попечительством над несовершеннолетними гражданами, ограниченно дееспособными, недееспособными, а также попечительство над дееспособными гражданами (патронаж), проанализированы основные нормы законодательства и выявлены проблемы, возникающие при различных формах осуществления опеки и попечительства.
Обобщая все изложенное мной в данной работе, считаем, что поставленная цель достигнута, и можно сделать следующие выводы:
Над детьми до 14 лет и над совершеннолетними гражданами, признанными в установленном порядке недееспособными, устанавливается опека. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет; над гражданами, дееспособность которых ограничена по решению суда, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе. В последнем случае устанавливается попечительство в форме патронажа.
Опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия; попечитель же является лишь помощником своего подопечного.
Органы опеки и попечительства обладают множеством полномочий, решают огромное количество задач, при этом действующее российское законодательство не предусматривает возможности прямого осуществления полномочий органов государственной власти юридическими лицами, в связи с чем, надо признать, что данная норма закона об опеке является абсолютной новеллой, и процедура реализации которой в настоящее время должным образом не разработана.
Кроме того органы опеки и попечительства являются органами исполнительной власти субъекта РФ, а не местного самоуправления как это было ранее.
Ограничить
человека в дееспособности, также
как и признать недееспособным возможно
только в судебном порядке, кроме
несовершеннолетних лиц. Также необходимо
ввести в законодательство регламентирующие
порядок ограничения в
Содержание Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" свидетельствует об изменившейся позиции законодателя к институту патронажа - его теоретически обоснованно исключили из опеки и попечительства
В целях более эффективного правового регулирования федеральному законодателю стоит исключить условие перемены места жительства как необходимое при отчуждении недвижимого имущества подопечного либо заменить его условиями о приобретении равноценного объекта недвижимости и (или) зачисления вырученных денежных средств на счет в кредитной организации, не менее половины акций (долей) которой принадлежит Российской Федерации.
Нерешенными
являются такие вопросы, как: определение
правового статуса
. В
области доверительного
В подведение итогов хочется все-таки сказать о том, что правовая чистоплотность и грамотность, самосознание, совесть и честь каждого из нас влияют на защищенность и благополучие совсем еще маленьких детей, взрослых людей, которые либо не могут отдавать отчет своим действиям, либо им нужна помощь.
Можно обойти любое законодательство, какие угодно установленные нормы, правила при достаточном умении, навыках, полученных знаниях, но это не значит, что законодательство не нужно совершенствовать, что не нужно с ним считаться. Необходимы четкие и понятные для любого простого человека правовые конструкции в сфере опеки и попечительства.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
Литература
Судебная практика
1 Гражданское право. Том 1. Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное, под ред. Е.А. Суханова.- Издательство БЕК, М., 2010. -С.123.
2 Михеева Л.Ю. Указ. соч. С. 4
3 Антокольская М.В. Семейное право. Учебник.- М., Изд-во «ЮРИСТЪ», 2007. - С. 307.
4 Статья: Из практики прокурорского надзора по гражданским делам (Редакционный материал) ("Законность", 2010, N 2)
5 "Постатейный комментарий к Гражданскому
кодексу Российской Федерации, части первой"
(под ред. П.В. Крашенинникова) ("Статут",
2011)
6 "Комментарий к Федеральному закону
от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" (постатейный)
(Белянинова Ю.В.) (Подготовлен для системы
КонсультантПлюс, 2010)
7 "Комментарий к Федеральному закону от 05.07.2010 N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" (постатейный) (Новикова Н.А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)
8 Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17.07.1995 №713- СПС «КонсультантПлюс».
9 М.В. Антокольская. Семейное право. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Изд-во «ЮРИСТЪ», 2009.- С.310.
Информация о работе Опека и попечительство в гражданских правоотношениях