Опека и попечительство в гражданских правоотношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 07:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в комплексном изучении и обобщении законодательства и публикаций на данную тему, рассмотрении правовой природы института опеки и попечительства, с использованием мнений различных авторов и ученых, а также внесение предложений по изменению и доработке действующих норм законодательства для решения выявленных проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1 Общие положения об опеке и попечительстве……………………...….5
§ 1. Понятие опеки и попечительства…………………………………..…5
§ 2. Органы опеки и попечительства………………………………….. …9
Глава 2 Установление и прекращение опеки и попечительства………………22
§1. Установление и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними………………………………………………………..…22
§ 2. Установление и прекращение опеки над недееспособными гражданами………………………………………………………………….……27
§ 3. Установление и прекращение попечительства над ограниченно дееспособными гражданами………………………………………………….…30
§ 4. Попечительство в форме патронажа……………………………...…33
Глава 3. Осуществление опеки и попечительства…………………………..…37
§ 1. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей….…37
§ 2. Распоряжение имуществом подопечного…………………….…..…40
§ 3. Доверительное управление имуществом подопечного…………….45
Заключение…………………………………………………………………….....52
Список использованных источников………………………………………...…55

Вложенные файлы: 1 файл

Стелла О. дипломная работа.doc

— 489.50 Кб (Скачать файл)

Если же подопечный приобрел полную гражданскую дееспособность по основаниям, предусмотренным законом, доверительный управляющий обязан передать находящееся у него имущество самому подопечному.20

Межотраслевой характер отношений по доверительному управлению имуществом не нашел должного отражения в действующем законодательстве. Более того, существующие нормы, посвященные регулированию данного института, не создают реального инструментария, с помощью которого можно было эффективно защищать интересы несовершеннолетних. Нерешенными являются такие вопросы, как: определение правового статуса доверительного управляющего в отношениях по управлению имуществом граждан, оставшихся без попечения; вознаграждение доверительного управляющего; ответственность управляющего и учредителя управления.

Таким образом, можно сделать вывод, что  органы опеки и попечительства в  случае выявления ребенка, оставшегося без попечения, должны принимать активные меры по защите его имущественных прав, направленных на выявление и учет имущества как самого подопечного, так и иного имущества, включая имущественные права, на которые подопечный может претендовать: наследство, страховые, социальные и компенсационные выплаты и т.п. Это должно выражаться в обязательном направлении соответствующих запросов в различные организации и должностным лицам.

В конечном счете, деятельность органов опеки и попечительства по выявлению имущества подопечного должна быть направлена на создание специального реестра. Причем за необходимость создания подобного реестра говорит и тот факт, что в соответствии со ст. 1016 ГК РФ в договоре доверительного управления имуществом существенным условием является состав имущества, передаваемого в управление.

Соответственно, в случае невыполнения органами опеки  и попечительства своих обязанностей по выявлению имущества подопечных лиц можно говорить об их бездействии и создании ими потенциально вредоносной для подопечного ситуации.

Применительно к вопросу о вознаграждении управляющего хотелось бы обратить внимание на то, что в ряде случаев законодательство предусматривает возможность минимизации или полного исключения расходов на вознаграждение. В частности, в ст. 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" говорится о случаях оказания адвокатской помощи бесплатно.

В заключение хотелось бы отметить, что отношения  по доверительному управлению имуществом требуют специального правового регулирования. И в этой области, и существует необходимость разработать рекомендации для сотрудников органов опеки и попечительства, содержащие конкретные алгоритмы действий при обнаружении ребенка, оставшегося без попечения родителей, со стандартными формами запросов в различные инстанции. Кроме того, учитывая публичную составляющую рассматриваемых правоотношений, было бы целесообразно утвердить на уровне Правительства РФ типовой договор доверительного управления имуществом.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  В данной работе раскрыты понятия опеки и попечительства, определены основные функции и полномочия органов опеки и попечительства, а также отличия между опекой и попечительством  над несовершеннолетними гражданами, ограниченно дееспособными, недееспособными, а также попечительство над дееспособными гражданами (патронаж), проанализированы основные нормы законодательства и выявлены проблемы, возникающие при различных формах осуществления опеки и попечительства.

Обобщая все изложенное мной в данной работе, считаем, что поставленная цель достигнута, и можно сделать следующие выводы:

            Над детьми до 14 лет и над совершеннолетними гражданами, признанными в установленном порядке недееспособными, устанавливается опека. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет; над гражданами, дееспособность которых ограничена по решению суда, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе. В последнем случае устанавливается попечительство в форме патронажа.     

Опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия; попечитель же является лишь помощником своего подопечного.

Органы опеки и попечительства обладают множеством полномочий, решают огромное количество задач, при этом действующее российское законодательство не предусматривает возможности прямого осуществления полномочий органов государственной власти юридическими лицами, в связи с чем,  надо признать, что данная норма закона об опеке является абсолютной новеллой, и процедура реализации которой в настоящее время должным образом не разработана.

Кроме того органы опеки и попечительства являются органами исполнительной власти субъекта РФ, а не местного самоуправления как это было ранее.

Ограничить  человека в дееспособности, также  как и признать недееспособным возможно только в судебном порядке, кроме  несовершеннолетних лиц. Также необходимо ввести в законодательство регламентирующие порядок ограничения в дееспособности граждан, страдающих болезненной привязанностью к азартным играм.

Содержание  Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" свидетельствует об изменившейся позиции законодателя к институту патронажа - его теоретически обоснованно исключили из опеки и попечительства

В целях  более эффективного правового регулирования  федеральному законодателю стоит исключить  условие перемены места жительства как необходимое при отчуждении недвижимого имущества подопечного либо заменить его условиями о приобретении равноценного объекта недвижимости и (или) зачисления вырученных денежных средств на счет в кредитной организации, не менее половины акций (долей) которой принадлежит Российской Федерации.

Нерешенными являются такие вопросы, как: определение  правового статуса доверительного управляющего в отношениях по управлению имуществом граждан, оставшихся без  попечения; вознаграждение доверительного управляющего; ответственность управляющего и учредителя управления.

. В  области доверительного управления  имуществом подопечных, как мне  кажется, необходимо разработать  рекомендации для сотрудников  органов опеки и попечительства, содержащие конкретные алгоритмы действий при обнаружении ребенка, оставшегося без попечения родителей, со стандартными формами запросов в различные инстанции. Кроме того, было бы целесообразно утвердить на уровне Правительства РФ типовой договор доверительного управления имуществом.

В подведение итогов хочется все-таки сказать  о том, что правовая чистоплотность и грамотность, самосознание, совесть  и честь каждого из нас  влияют на защищенность и благополучие совсем еще маленьких детей, взрослых  людей, которые либо не могут отдавать отчет своим действиям, либо им нужна помощь.

Можно обойти любое законодательство, какие  угодно установленные нормы, правила  при достаточном умении, навыках, полученных знаниях, но это не значит, что законодательство не нужно совершенствовать, что не нужно с ним считаться. Необходимы четкие и понятные для любого простого человека правовые конструкции в сфере опеки и попечительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты

 

  1. Конвенция о правах ребёнка. (Принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989г. Ратифицирована СССР 13.06.1990г.)/"Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993
  2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)/"Российская газета", N 7, 21.01.2009
  3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.12.2012)/ "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
  4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)/ "Российская газета", N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996
  5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 05.06.2012, с изм. от 02.10.2012)/"Парламентская газета", N 224, 28.11.2001
  6. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012)/ "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16
  7. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.11.2012)/ "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
  8. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. От 29.11.2012/ "Российская газета", N 256, 31.12.2001
  9. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.06.2012)/ "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14
  10. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об опеке и попечительстве"/ "Собрание законодательства РФ", 28.04.2008, N 17, ст. 1755
  11. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"/ "Российская газета", N 121, 30.06.1999
  12. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/ "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822
  13. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" /"Российская газета", N 159, 17.08.1995
  14. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О рынке ценных бумаг"/"Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1918
  15. Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Консульский устав Российской Федерации"/"Российская газета", N 147, 07.07.2010
  16. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"/ "Парламентская газета", N 104, 05.06.2002
  17. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 12.11.2012) "О гражданстве Российской Федерации"/"Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22, ст. 2031
  18. Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"/"Ведомости СНД и ВС РСФСР", 11.07.1991, N 28, ст. 959
  19. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании"/ 
    "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 150
  20. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 21.05.2012) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию"/"Российская газета", N 144, 27.07.1995.
  21. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 N 542 (с изм. от 19.03.2001) "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью"/ "Собрание законодательства РФ", 06.05.1996, N 19, ст. 2304
  22. Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 (ред. от 04.09.2012) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" /"Собрание законодательства РФ", 29.11.2010, N 48, ст. 6401
  23. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 04.09.2012) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"/"Собрание законодательства РФ", 25.05.2009, N 21, ст. 2572
  24. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 (ред. от 22.12.2011) "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (вместе с "Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков", "Правилами взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации")/"Собрание законодательства РФ", 08.03.2004, N 10, ст. 864
  25. Приказ Минюста РФ от 20.07.2004 N 126 (ред. от 24.12.2004) "Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации прав несовершеннолетних на недвижимое имущество и сделок с ним" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.07.2004 N 5938)/"Российская газета", N 160, 29.07.2004
  26. Приказ ФСФР РФ от 03.04.2007 N 07-37/пз-н "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.05.2007 N 9457)/"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 26, 25.06.2007
  27. <Письмо> Минобрнауки РФ от 31.08.2010 N 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних"/"Вестник образования", N 19, 2010

 

Литература

 

  1. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.] Гражданское право: Учебник. В 3 т. / Е.Н.; под ред. А.П. Сергеева. М.: ТК "Велби", 2008. Т. 1. С. 526.
  2. Антокольская М.В.. Семейное право. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Изд-во «ЮРИСТЪ», 2009.- С.310.
  3. Антокольская М.В. Семейное право. Учебник.- М.,   Изд-во «ЮРИСТЪ», 2007. - С. 307.Гражданское право. Том 1. Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное, под ред. Е.А. Суханова.- Издательство БЕК, М., 2010. -С.123.
  4. Васькин В.В., Мустафин Р.Р. Статья: Некоторые вопросы правового регулирования распоряжения имуществом лиц, находящихся под опекой и попечительством  ("Жилищное право", 2010, N 2)
  5. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса РФ– СПС «Гарант Эксперт»
  6. Елов М.В.Статья: Правовой статус опекунов и попечителей  ("Вопросы ювенальной юстиции", 2012, N 1) – СПС «Консультант Плюс»
  7. Ильюшенко А.А. Договор доверительного управления имуществом подопечного / Под ред. Ю.В. Трунцевского. М.: Юрист, 2007. – СПС «Консультант Плюс»
  8. Ковалева Н.Н., Арестова О.Н. "Комментарий к Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (постатейный)
  9. Крашенинников. П.В.  "Правовой статус гражданина в частном праве: Постатейный комментарий главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации" ("Статут", 2009) – СПС «Консультант Плюс»
  10. Королёв Ю.А.  «Комментарий к Семейному кодексу РФ» (постатейный).  (Юридический Дом «Юстицинформ», 2006) – СПС «Консультант Плюс»
  11. Крашенинников. П.В.  "Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой"  ("Статут", 2011) – СПС «Консультант Плюс»
  12. Куликова А.А. Защита прав ребенка. М: Изд-во «ЭКСМО», 2005.
  13. Михеева Л.Ю. Указ. соч. С. 4– СПС «Консультант Плюс»
  14. Мозолина В.П. и Валеина М.Н.  «Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой» (постатейный). (издательство «НОРМА», 2009). – СПС «Консультант Плюс»
  15. Низамиева О.Н. "Семейное право на рубеже XX - XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: Материалы Международной научно-практической конференции" ("Статут", 2011)
  16. Новикова Н.А. "Комментарий к Федеральному закону от 05.07.2010 N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" Суханов Е.А.  Гражданское право: Учебник: В 4 т. / М., 2005. Т. 3. С. 217.
  17. Поздняков А.Б. Статья: Правовые вопросы патронажа как института гражданского права Российской Федерации  ("Семейное и жилищное право", 2008, N 5) – СПС «Консультант Плюс»
  18. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. 2008. N 3. С. 44 - 45.
  19. Суханов Е.А.  Гражданское право. Том 1. Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное, под ред..- Издательство БЕК, М., 2005.
  20. Из практики прокурорского надзора по гражданским делам (Редакционный материал) ("Законность", 2010, N 2) "- СПС «Консультант Плюс»

 

Судебная  практика

 

  1.  Постановление Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами РСФСР дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами»  от 4 мая 1990 года №4 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 № 11, от 25.10.1996 № 10)/"Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РФ 1961 - 1993",М. "Юридическая литература", 1994.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"/ "Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РФ 1961 - 1993", М. "Юридическая литература", 1994
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 (ред. от 06.02.2007) "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"/ "Российская газета", N 110, 10.06.1998
  4. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 2. С. 5 - 7; Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам (п. 25) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 9. С. 23 - 24.

 

 

 

 

1 Гражданское право. Том 1. Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное, под ред. Е.А. Суханова.- Издательство БЕК, М., 2010. -С.123.

2 Михеева Л.Ю. Указ. соч. С. 4

3 Антокольская М.В. Семейное право. Учебник.- М.,   Изд-во «ЮРИСТЪ», 2007. - С. 307.

4 Статья: Из практики прокурорского надзора по гражданским делам (Редакционный материал) ("Законность", 2010, N 2)

5 "Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой" (под ред. П.В. Крашенинникова) ("Статут", 2011) 

6 "Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (постатейный) (Белянинова Ю.В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010) 

7 "Комментарий к Федеральному закону от 05.07.2010 N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" (постатейный) (Новикова Н.А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

8 Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17.07.1995 №713- СПС «КонсультантПлюс».

9 М.В. Антокольская. Семейное право. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Изд-во «ЮРИСТЪ», 2009.- С.310.

Информация о работе Опека и попечительство в гражданских правоотношениях