Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:46, контрольная работа
До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство с известной долей эффективности обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. В немалой степени это детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся десятилетиями система приносила определенные плоды: государственный аппарат, с точки зрения внутрисистемных связей, работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие механизма государства. Теория разделения властей как основа формирования государственного аппарата 4
2. Государственный орган - главное звено механизма государства 7
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 12
4. Проблемы совершенствования аппарата современного государства 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список использованной литературы 18
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: Организация государственной власти и компетенция государственного органа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие механизма государства. Теория разделения властей как основа формирования государственного аппарата 4
2. Государственный орган - главное звено механизма государства 7
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 12
4. Проблемы совершенствования аппарата современного государства 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список использованной литературы 18
До недавнего времени
в общественном сознании традиционно
была сильна вера и надежда на государство
как на защитника, гаранта стабильности,
безопасности и прогресса. Государство
с известной долей
Устоявшиеся связи стали
рушиться, на смену одним государственным
органам пришли другие, а оставшиеся
– претерпели довольно заметные качественные
и структурные изменения. Естественно,
что это внесло определенную неразбериху
в систему организации
Множество вопросов, связанных с данной проблемой, возникает и в научной литературе. Прежде всего, относительно непосредственно понятия механизма государства. Дискуссии нередко возникают по поводу соотношения таких понятий, как государственный аппарат и механизм государства. Имеются разногласия и при определении системы органов, реализующих основные направления государственной деятельности и являющихся составными частями государственного механизма. В связи с этим необходимо изучить и систематизировать имеющиеся точки зрения, касающиеся данной темы, выработать наиболее целесообразное понятие механизма государства, определить его признаки, структуру и функции, а также проанализировать особенности функционирования и развития непосредственно механизма государства на современном этапе.
Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающаяся и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Механизм государства – есть система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.
В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части:
- государственные учреждения;
- государственный аппарат;
- государственные предприятия.
Государственные учреждения
– это такие государственные
организаций, которые
Государственные предприятия
учреждаются для осуществления
хозяйственной деятельности в
целях производства продукций,
либо его обеспечения,
Одной из важнейших
проблем, относящихся к
Разделение власти
– одно из принципиальных
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда двойственное отношение к власти: борьба за власть уже разделённых институтов против её разделения, с одной стороны, и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними, с другой.
Сама идея разделения
власти делится на три ветви:
законодательную,
Так, Монтескье утверждал,
что сосредоточение власти в
одних руках ведет к "ужасному
деспотизму" и предлагал разделить
государственную власть на три
ветви: законодательную (
Впервые концепция
разделения властей получила
законодательное закрепление в
конституции США 1787 года, действующей
до сих пор. Наряду с
В президентской республике
разделение властей проводится
наиболее последовательно. Так
в США этот принцип
Конституционная доктрина некоторых стран (Латинская Америка) исходит из существования четырех властей: дополнительно называется избирательная власть (корпус граждан-избирателей), которая находит свое организационное выражение в создании избирательных трибуналов, от общегосударственного до местных, которые рассматривают споры о выборах, утверждают их результаты.
Иногда выделяется
четвертая функция и
Иногда выделяются только
две власти: законодательная и
исполнительная, без характеристики
судебной власти в качестве самостоятельной.
Такую точку зрения аргументируют
следующим: суды действуют на основе
законов, принимаемых законодательной
властью, поэтому судебные органы –
это тоже органы исполнительной власти,
и говорить о самостоятельной
судебной власти нет оснований.
В федеративных государствах
иногда дополнительно
А там, где существует должность
президента, наделенного значительными
полномочиями и именуемого главой государства
(но не главой исполнительной власти),
не входящего, таким образом, в структуру
ни одной из властей, есть определенные
основания говорить об особой президентской
власти.
Говоря о характере
взаимоотношений между тремя
общепринятыми ветвями власти, нужно
обратить внимание на два
Эти два положения – суть теории разделения властей, но об этом нередко забывают, акцентируя внимание только на механизме сдержек и противовесов.
Таким образом, с учетом поправок, внесенных в теорию разделения властей в ХIХ-ХХ веках, она требует не столько действительного разделения, сколько баланса различных властей, не допускающего ни узурпацию власти каким-либо органом, ни ослабления единой власти государства.
Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:
- законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (правительственным) органом;
- исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подчиненной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;
- между законодательным и исполнительным
органом должен быть обеспечен баланс
полномочий, исключающий перенесение
центра властных решений, а тем более всей
полноты власти на одного из них;
- судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;
- ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой, а тем более сливаться с другой властью;
- споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом;
- конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.
2. Государственный орган - главное звено механизма государства
В более узком смысле
В свою очередь,
орган государства является
Ряд авторов выделяет
три основные формы
Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства, являются следующие:
- осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;
- обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий;
- имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);
- характеризуются определенной структурой, то есть строением.
Информация о работе Организация государственной власти и компетенция государственного органа