Организация государственной власти и компетенция государственного органа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:46, контрольная работа

Краткое описание

До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство с известной долей эффективности обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. В немалой степени это детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся десятилетиями система приносила определенные плоды: государственный аппарат, с точки зрения внутрисистемных связей, работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие механизма государства. Теория разделения властей как основа формирования государственного аппарата 4
2. Государственный орган - главное звено механизма государства 7
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 12
4. Проблемы совершенствования аппарата современного государства 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

контр_орг гос власти.docx

— 49.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Организация государственной власти и компетенция государственного органа

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие механизма государства. Теория разделения властей как основа формирования государственного аппарата 4

2. Государственный орган - главное звено механизма  государства 7

3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 12

4.       Проблемы совершенствования аппарата современного государства 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

Список использованной литературы 18

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

До недавнего времени  в общественном сознании традиционно  была сильна вера и надежда на государство  как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство  с известной долей эффективности  обеспечивало упорядоченность и  организованность общественных отношений. В немалой степени это детерминировалось  достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся  десятилетиями система приносила  определенные плоды: государственный  аппарат, с точки зрения внутрисистемных  связей, работал достаточно ровно  и организованно, хотя и не всегда рационально.

Устоявшиеся связи стали  рушиться, на смену одним государственным  органам пришли другие, а оставшиеся – претерпели довольно заметные качественные и структурные изменения. Естественно, что это внесло определенную неразбериху  в систему организации государственной  власти и просто нe могло не отразиться на ее качестве. Обостряющаяся экономическая и социально-политическая нестабильность привела к тому, что отношение большей части российского общества к государству в целом и к реализующим его функции отдельным органам, в частности, стало, мягко говоря, недоверчивым. В этой связи перед Казахстаном довольно остро встал вопрос о необходимости создания стабильного, слаженного, рационально действующего государственного аппарата, способного четко, плодотворно и в срок решать поставленные перед ним задачи.

Множество вопросов, связанных  с данной проблемой, возникает и  в научной литературе. Прежде всего, относительно непосредственно понятия  механизма государства. Дискуссии  нередко возникают по поводу соотношения  таких понятий, как государственный  аппарат и механизм государства. Имеются разногласия и при  определении системы органов, реализующих  основные направления государственной  деятельности и являющихся составными частями государственного механизма. В связи с этим необходимо изучить  и систематизировать имеющиеся  точки зрения, касающиеся данной темы, выработать наиболее целесообразное понятие  механизма государства, определить его признаки, структуру и функции, а также проанализировать особенности  функционирования и развития непосредственно механизма  государства на современном этапе.   

 

 

1. Понятие механизма  государства. Теория разделения  властей как основа формирования  государственного аппарата

 

Государство – это исторически  выделившееся из общества и обусловленная  его экономическим строем политическая организация суверенной публичной  власти, выражающаяся и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Механизм государства  – есть  система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.  

 В широком смысле  механизм государства включает  в себя три составные части:     

- государственные учреждения;    

- государственный аппарат;    

- государственные предприятия.   

 Государственные учреждения  – это такие государственные  организаций, которые осуществляют  непосредственную, практическую деятельность  по выполнению функций государства  в различных сферах: экономической,  социальной, культурной и т.п.  

 Государственные предприятия  учреждаются для осуществления  хозяйственной деятельности в  целях производства продукций,  либо его обеспечения, выполнения  различных работ и оказания  многочисленных услуг для удовлетворения  потребностей общества. 

 Одной из важнейших  проблем, относящихся к организации  государственной власти, в течение  нескольких столетий является  вопрос о единстве и разделении  властей.     

 Разделение власти  – одно из принципиальных условий  и основной механизм функционирования  всех видов политической и  не политической власти. 

Разделение власти исторически  сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц  и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в  одном институте и потребность  разделить власть, труд и ответственность. Отсюда двойственное отношение к  власти: борьба за власть уже разделённых  институтов против её разделения, с  одной стороны, и стремление упорядочить  отношения разделённых властей  и избавить общество от столкновений между ними, с другой.  

 Сама идея разделения  власти делится на три ветви:  законодательную, исполнительную  и судебную сопровождает поиск  человечеством идеального государства  на протяжении многих веков.  В зачаточном состоянии она  присутствовала уже во взглядах  древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве она была сформулирована Д. Локком и развита впоследствии Ш.  Монтескье. Последний придал теории разделения власти вполне завершенный и стройный вид. В его интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день.  

 Так, Монтескье утверждал,  что сосредоточение власти в  одних руках ведет к "ужасному  деспотизму" и предлагал разделить  государственную власть на три  ветви: законодательную (парламент), исполнительную (король и министры) и судебную (независимые суды).  

 Впервые концепция  разделения властей получила  законодательное закрепление в  конституции США 1787 года, действующей  до сих пор. Наряду с концепцией  разделения властей, на эту  конституцию оказали влияние  идеи Руссо о единстве власти, как выражении единства народа. Поэтому организационно-правовое  разделение властей сопровождалось  не только системой сдержек  и противовесов, но и трактовкой  единства власти. Словами: "Мы, народ  Соединенных Штатов …" создатели  конституции провозглашали его  суверенитет, а затем "делили " органы государства по трем  ветвям власти. Декларация прав  человека и гражданина 1789 г.  содержит бессмертные строки: "Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции" [18; 16] .  

 В президентской республике  разделение властей проводится  наиболее последовательно. Так  в США этот принцип существенно  дополнен системой "сдержек и  противовесов", позволяющих не  только разделить три ветви  власти, но и конструктивно уравновесить  их. В парламентских республиках  баланс властей поддерживается  специфическими средствами, в частности  тем, что парламент может выразить  недоверие правительству, а глава  государства может распустить парламент. 

Конституционная  доктрина некоторых стран (Латинская Америка) исходит из существования четырех властей: дополнительно называется избирательная власть (корпус граждан-избирателей), которая находит свое организационное выражение в создании избирательных трибуналов, от общегосударственного до местных, которые рассматривают споры о выборах, утверждают их результаты.  

 Иногда выделяется  четвертая функция и соответствующая  ей ветвь власти надзорная.  В конституциях отдельных стран  можно встретить упоминание о  контрольной или контрольно-надзорной  власти, или же о соответствующих  органах, не входящих в структуру  органов законодательной, исполнительной  или судебной власти.  

Иногда выделяются только две власти: законодательная и  исполнительная, без характеристики судебной власти в качестве самостоятельной. Такую точку зрения аргументируют  следующим: суды действуют на основе законов, принимаемых законодательной  властью, поэтому судебные органы –  это тоже органы исполнительной власти, и говорить о самостоятельной  судебной власти нет оснований.                                                                         

 В федеративных государствах  иногда дополнительно различают  власть федерации, представленную  всеми ее органами (здесь, прежде  всего, имеется в виду особые  полномочия федеральных органов  в целом в отношении органов  субъектов федерации как самостоятельных  государств), и власть каждого  из субъектов федерации.

А там, где существует должность  президента, наделенного значительными  полномочиями и именуемого главой государства (но не главой исполнительной власти), не входящего, таким образом, в структуру  ни одной из властей, есть определенные основания говорить об особой президентской  власти.                                                                                                                         

 Говоря о характере  взаимоотношений между тремя  общепринятыми ветвями власти, нужно  обратить внимание на два основных  момента: - необходимо такое распределение  полномочий, при котором создается  механизм сдержек и противовесов  для предотвращения злоупотреблений  властью; - необходимо и сотрудничество  между властями в целях достижения  максимальной эффективности в  управлении обществом. 

Эти два положения –  суть теории разделения властей, но об этом нередко забывают, акцентируя внимание только на механизме сдержек  и противовесов.

Таким образом, с учетом поправок, внесенных в теорию разделения властей  в ХIХ-ХХ веках, она требует не столько действительного разделения, сколько баланса различных властей, не допускающего ни узурпацию власти каким-либо органом, ни ослабления единой власти государства.       

 Конкретное содержание  принципа разделения властей  состоит в следующем:  

-    законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (правительственным) органом;     

-     исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением  законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подчиненной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;    

-    между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;                                

-    судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;     

-    ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой, а тем более сливаться с другой властью;    

-    споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом;                        

-     конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.     

 

 

 

 2. Государственный  орган - главное звено механизма  государства

 

 

  В более узком смысле механизм  государства нередко отождествляют  с аппаратом государства, представляющим  собой сложную систему органов,  различающихся своим местом в  общей структуре аппарата, характером  и объемом компетенции, формами  и методам и деятельности. 

 В свою очередь,  орган государства является первичным  элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями  субординации и координации, являясь  носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее  общих задач государства и  осуществлении его функций. Каждый  государственный орган представляет  собой относительно самостоятельное,  структурно обособленное звено  государственного аппарата, создаваемое  государством в целях осуществления  строго определенного вида государственной  деятельности, наделенное соответствующей  компетенцией и опирающееся в  процессе реализации своих полномочий  на организационную, материальную  и принудительную силу государства.  

 Ряд авторов выделяет  три основные формы деятельности  государственных органов: правотворческую,  направленную на разработку и  издание нормативно-правовых актов;  право исполнительную, как форму  властной деятельности органов  государства по реализации норм  права; правоохранительную - форму  правовой деятельности государства,  обеспечивающую соблюдение правовых  норм.

Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов  государства, являются следующие:

-        осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;

-        обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий;

-        имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);

-        характеризуются определенной структурой, то есть строением.        

Информация о работе Организация государственной власти и компетенция государственного органа