Органы государственной власти Республики Белорусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:23, реферат

Краткое описание

Флаг Беларуси (белор. Сцяг Беларусі) — официальный государственный символ Республики Беларусь, один из национальных символов белорусов. Был принят 14 мая 1995 года по результатам референдума. Он заменил бело-красно-белый флаг, использовавшийся с 1991 года.
Герб Республики Беларусь (Белару́си) (белор. Герб Беларусі) — официальный государственный символ (эмблема) Республики Беларусь. Принят 7 июня 1995 года по результатам референдума. Он заменил герб «Погоня», использовавшийся с 1991 года. За образец был принят герб Белорусской ССР.

Содержание

1. Введение.
2.Президент как глава государства и гарант Конституции.
3.Совет Министров Беларуси. Местное самоуправление
4.Политические партии
5.Исполнительная власть. Судебная власть
6.Порядок выборов и компетенция Президента.
7.Нормативные акты, издаваемые Президентом.
8.Организация и обеспечение деятельности Президента.
9.Порядок отставки Президента и освобождение его от должности.
10.Заключение.
11. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы права.docx

— 101.27 Кб (Скачать файл)

Судебная власть принадлежит  судам, судебная система строится на принципах территориальности и  специализации. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства  сторон в процессе. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Судебная система состоит из районных и городских судов — суды первой инстанции; областных и города Минска, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-8-

Порядок выборов  и компетенция Президента.

Прежде всего кандидат в Президенты должен быть гражданином Республики Беларусь. Допускается избрание Президентом лица, получившего гражданство как по рождению, так и по натурализации, т.е. получившего белорусское гражданство по его заявлению при соблюдении определенных условий. В ряде государств «натурализованный гражданин» не может быть избран Президентом.

Статья 80 Конституции устанавливает  возрастной критерий для кандидата  на должность Президента: он должен быть не моложе 35 лет (такой возраст  принят во многих зарубежных странах).

Конституция не предусматривает  предельного возраста (например, 65 или 70 лет) для кандидата на должность  Президента.

Кандидат на должность  Президента должен обладать избирательным  правом, т.е. правом избирать и быть избранным в органы государственной  власти.

Кандидат на должность  Президента Республики Беларусь может  быть только гражданин, проживающий  в республике не менее десяти лет (в США этот срок составляет 14 лет).

Представляется, что понятие  «проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет» означает, что  кандидат должен постоянно жить в  Беларуси не менее указанного срока непосредственно перед его выдвижением для избрания на должность Президента. Указанное требование отнюдь не исключает зарубежных командировок, поездок для отдыха, лечения в другие страны.

Конституция закрепляет прямые выборы Президента народом, т.е. гражданами республики, достигшими определенного  возраста.

Срок полномочий Президента предусмотрен конституциями многих стран мира. Президент Республики Беларусь избирается на пять лет непосредственно  народом Республики Беларусь на основании  всеобщего, свободного, равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании. Одно и то же лицо может быть Президентом не более  двух сроком. Ограничение пребывания на должности Президента двумя сроками  также является распространенной мировой  практикой. Она исключает возможность  прихода к власти «бессменных» или  «вечных» президентов.

В первых вариантах проекта  Конституции Республики Беларусь количество депутатов Верховного Совета, имеющих  право на выдвижение кандидата в  Президента, было меньшим (40-50 человек), также небольшим было количество  необходимых подписей избирателей (25 тысяч). Однако на последнем этапе  обсуждения проекта Конституции  возобладало мнение, что кандидатов на должность Президента не должно быть много и поэтому указанные  цифры следует увеличить. Прошедшая  в 1994 году избирательная компания по выборам Президента Республики Беларусь показала, что закрепленные в Конституции цифры являются оптимальными, т.к. удалось избежать слишком большого количества кандидатов на должность Президента.

Согласно статьи 98 Конституции «выборы признаются действительными, если в них приняло

-9-

участие 50% плюс один избиратель из числа зарегистрированных. Для избрания Президента необходимо, чтобы 50% плюс один избиратель из этого числа проголосовали за данного кандидата, т.е. для победы в первом туре необходимо получить как минимум 25% голосов включенных в список избирателей плюс один голос».

Если в первом туре никто  из кандидатов не наберет необходимого количества голосов, проводится второй тур, в котором принимают участи два кандидата, получившие наибольшее количество голосов избирателей. Выбранным  считается кандидат в Президенты, получивший большее число голосов  при условии, что количество голосов, поданных за кандидата в Президенты, больше числа голосов, поданных против него.

Президент вступает в должность  после принятия Присяги. Торжественное  обещание служить своему народу и  соблюдать Конституцию имеет  большой нравственный смысл, т.к. при  совершении противоправных деяний виновное  лицо нарушает как нормы права, так  и нормы морали.

Впервые избранный Президент  Республики Беларусь А.Г.Лукашенко принес Присягу служить своему народу 20 июля 1994 года на торжественном заседании Верховного Совета Республики Беларусь.

Президент призван принимать  меры по охране суверенитета Республики Беларусь, обеспечивать ее территориальную  целостность.

Глава государства и исполнительной власти в рамках Конституции должен принимать меры к сохранению политической и экономической стабильности. В  этом направлении им могут предприниматься  в рамках Конституции различные  усилия, в том числе он может  предлагать для рассмотрения Верховным  Советом соответствующие программы. Так, например, в связи с усугублением кризисных процессов в экономике  Президентом была предложена Верховному Совету Программа неотложных мер  по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса, которая была одобрена 30 сентября 1994 года.

Президент является главой не только государства, но и исполнительной власти. При Президенте для реализации полномочий исполнительной власти в  области экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и в  других сферах государственного правления  создается Кабинет Министров.           

Руководство системой органов  исполнительной власти может проявляться  в различных аспектах. Например, Президент может решать любые  вопросы, находящиеся в ведении  Кабинета Министров. Он также определяет порядок взаимодействия Кабинета Министров  с центральными органами управления. Он может отменять акты подведомственных ему органов исполнительной власти.

В отношении местных исполнительных и распорядительных органов Президент  наделен правом отмены тех решений, которые противоречат законодательству.

Пользуясь правом, предоставленным  Конституцией, Президент 23 сентября 1994 года издал Указ № 122 "Об изменении  структуры центральных органов  управления Республики Беларусь", которым  преобразовал ряд министерств и  ведомств.

-10-

Указом Президента от 22 июля 1994 года № 6 образована Администрация  Президента Республики Беларусь (Збор указау Прэзыдэнта i пастаноу Кабiнета Мiнiстрау Рэспублiki Беларусь. 1994. № 1. Ст. 6). Согласно Указу, Администрация Президента является рабочим органом, созданным для обеспечения деятельности Президента, реализации его конституционных полномочий.

Президенту принадлежит  исключительное право представления  кандидатур на должности Председателя Конституционного   Суда,    Председателя    Верховного Суда,   Председателя   Высшего  Хозяйственного   Суда, Председателя Правления Национального  банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-11-

Нормативные акты, издаваемые Президентом.

Президент имеет право  не позднее чем в двухнедельный  срок со дня получения закона, принятого  Палатой представителей и одобренного  Советом Республики либо принятого  Палатой представителей в случаях  и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, вернуть его  со своими возражениями в Палату представителей для повторного голосования. Если Президент  не возвращает какой-либо закон подписанным  или со своими возражениями в течение  двух недель после того, как он был  ему представлен, закон считается  подписанным. Закон не считается  подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в  Парламент Республики Беларусь в  связи с окончанием сессии.

Если возражения Президента будут преодолены большинством не менее  двух третей голосов от полного состава  каждой из палат Национального собрания Республики Беларусь, закон подписывается  Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том  случае, если он не будет подписан Президентом  в этот срок.

Президент имеет право  в таком же порядке вернуть  для повторного голосования со своими возражениями отдельные положения  закона. В этом случае до вынесения  соответствующего решения Палатой  представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом  с оговоркой о несогласии с  отдельными положениями этого закона и вступает в силу, за исключением  тех положений, относительно которых  имеются возражения Президента.

Подписанные Президентом  тексты законов хранятся в Секретариате Палаты представителей.

«Президент имеет право  законодательной инициативы в Палате представителей. Президент может  направлять в Палату представителей проекты законов и постановлений, вносить предложения о необходимости  разработки и принятия законов, о  дополнении или изменении законов, предлагать поправки к внесенным законопроектам».

Президент на основе и в  соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и  распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Декреты Президента могут  быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании  Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты  и временные декреты имеют  силу закона.

Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных  органов и должностных лиц.

Проект закона о делегировании  Президенту законодательных полномочий может вноситься в Палату представителей Президентом. Проект закона должен определять круг отношений, регулируемых декретом, и срок полномочий Президента на издание  декрета.

Не допускается делегирование  полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и  дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных  законов; утверждение республиканского бюджета и отчетов о его  исполнении; изменение порядка выборов  Президента и Парламента Республики Беларусь,

-12-

ограничение конституционных  прав и свобод граждан. Закон о  делегировании законодательных  полномочий Президенту не может разрешать  ему изменение этого закона, а  также предоставлять право принимать  нормы, имеющие обратную силу.

Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в  силу особой необходимости без делегирования  на то законодательных полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-13-

Организация и обеспечение деятельности Президента.

Нередко при президенте существует администрация. Администрация Президента сегодня является органом государственного управления. Она является юридическим  лицом.

Первый документ (Положение) по Администрации Президента был  утвержден Указом Президента Республики Беларусь в 1994 году. В этом документе  предусматривалось, что Администрация  является  рабочим органом, созданным  для обеспечения деятельности Президента, реализации его конституционных  полномочий. На законодательном уровне создание Администрации Президента закреплялось в Законе о Президента Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года. 23 января 1997 года издан Указ Президента, которым утверждено новое Положение  об Администрации.

На Администрацию Президента возлагается масса обязанностей:

  • подготовка планов работы Президента и обеспечение их реализации;
  • формирование единой системы учета руководящих работников госорганов;
  • общее руководство деятельностью государственных органов и учреждений по подготовке, переподготовке, повышению квалификации управленческих кадров;
  • проведение систематического анализа общественно-политической и социально-экономической ситуации в республике;
  • участие в подготовке предложений по определению концептуальных основ государственной политики и механизма ее реализации;
  • обеспечение проведения государственной идеологии и информационной политики;
  • координация нормотворческой деятельности в системе государственных органов;
  • внесение предложений по реализации полномочий Президента Республики Беларусь в области контроля за актами Правительства;
  • организация экспертизы проектов актов законодательства, вносимых на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
  • доведение декретов, указов, распоряжений и других документов Президента Республики Беларусь до государственных органов;
  • контроль за выполнением решений и поручений Президента Республики Беларусь и подготовка соответствующих предложений;
  • организация приема граждан и рассмотрение их обращений, разработка мероприятий по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы населения, контроль за своевременным и правильным решением поставленных в обращениях граждан вопросов, проверка состояния этой работы в министерствах, других республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах;
  • осуществление по поручению Президента Республики Беларусь иных полномочий.

Информация о работе Органы государственной власти Республики Белорусь