Основания досрочного прекращения полномочий президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 20:50, реферат

Краткое описание

В России действует «президентская республика» с реально властвующим Президентом. Он является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Именно Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется Конституцией РФ и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями, порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ 6
1.1. Зарождение института президентства в России 6
1.2. Правовые аспекты досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации 9
2. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ИСПОЛНЕ-НИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Конституционно-правовая процедура отставки Президента РФ 16
2.2. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия 19
2.3. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности 25
2.4. Выборы Президента при досрочном прекращении полномочий 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

Основания досрочного прекращения полномочий президента РФ.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Первая ситуация. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи. Для этой ситуации подходит начальная формула части 2 статьи 92: Президент «прекращает исполнение полномочий досрочно» в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Но это означает ту же отставку, лишь с указанием конкретного основания.

Вторая ситуация. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение. Что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, например, при наступивших глухоте, слепоте.

С замещением Президента иное положение8. Его замещение Председателем Правительства на время отпуска не предусмотрено. Находясь в отпуске, Президент продолжает оставаться «при исполнении». Поэтому формулировка ч. 3 ст. 92 рассчитана на экстраординарные ситуации. А при их наступлении все зависит от конкретных обстоятельств. Когда Президенту РФ Б.Н. Ельцину предстояла несложная операция по исправлению перегородки носа, то заявления о переложении обязанностей на Председателя Правительства не делалось. Однако перед операцией на сердце Президент издал несколько указов относительно порядка временного исполнения его обязанностей Председателем Правительства.

Отрешение Президента от должности – это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, а затем и конституциями многих других государств.

Конституция РФ предусматривает основания и порядок отрешения Президента РФ от должности.

Основаниями для отрешения Президента РФ от должности являются совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. Дума образует специальную комиссию и получает ее заключение по существу вопроса. Согласно Регламенту Государственной Думы обсуждение предложения депутатов проводится на заседании Государственной Думы, на котором выступают уполномоченный от группы депутатов, выдвинувших обвинение, представитель специальной комиссии, обязательно заслушивается заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления, выступают депутаты, эксперты; представители Президента и Правительства в Государственной Думе могут получить слово вне очереди. Государственная Дума принимает решение о выдвижении обвинения против Президента 2/3 от общего числа депутатов палаты. Решение Государственной Думы передается в Совет Федерации, который обязан получить заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

По Регламенту Совета Федерации на его заседании рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента, затем слово предоставляется Председателю Конституционного Суда и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения этих органов, заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законода-тельству и судебно-правовым вопросам. На заседание Совета Федерации приглашается Президент, ему или его представителю может быть предостав-лено слово по их желанию. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимается 2/3 голосов от общего числа членов данной палаты. Причем это решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента; если в указанный срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным9.

Правовые и социальные гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи установлены ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»10:

– ему пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер;

– за ним и членами его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое предоставлялось на день прекращения полномочий;

– он обладает неприкосновенностью (не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения полномочий, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру;

– он независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 % месячного денежного вознаграждения Президента РФ (выплата денежного содержания приостанавливается в случае замещения им государственной должности, на период замещения данной должности);

– ему предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач;

– он имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов;

– он имеет право на бесплатное пользование на территории РФ правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи;

– он имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников.

Он может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.

Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, связанные с обеспечением ему социальных гарантий, возмещаются за счет средств федерального бюджета11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    1. Конституционно-правовая процедура отставки Президента РФ

 

Под отставкой принято понимать уход с государственной должности занимающего ее лица по личному желанию или смещением его с этой должности по причинам субъективного характера. В конституционном праве это основная форма политической ответственности. Используемый в части 2 статьи 92 Конституции России термин «отставка» предполагает добровольное сложение Президентом России своих полномочий12. Упоминание о возможных причинах, приведших главу Российского государства к данному решению, ни Конституция, ни иные нормативные акты не содержат. Отставка главы государства занимаемого им поста автоматически ведет к необходимости проведения новых, внеочередных выборов, требующих даже для экономически сильного государства огромных денежных затрат. Следовательно, только лишь на одном нежелании далее осуществлять свои полномочия главой Российского государства, его отставка базироваться не может. Предполагается, что причины, приведшие его к принятию данного решения, должны носить веский внутриполитический характер или являться результатом осознания ответственности за проводимый курс, результаты которого не увенчались успехом и негативно отразились на благосостоянии государства и граждан.

Отставка главы государства может быть только добровольной, учитывая его высокий конституционный статус и занимаемое место в государственной иерархии, исключающее подчинение кому-либо. Под отставкой Президента Конституция РФ понимает добровольное прекращение главой государства своих полномочий, то есть самоотставку13.

В основе отставки могут лежать различные причины: состояние здоровья, усталость, осознание своей неспособности справляться с грузом проблем, лежащих на плечах Президента, конфликтные ситуации с парламентом, семейные и иные личные обстоятельства14.

Добровольная отставка не исключает существование причин, побуждающих главу государства сложить полномочия. Наличие побудительных причин отставки, в том числе неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение президентских полномочий, не исключает, однако, добровольности отставки. Отставка считается добровольной, если решение о прекращении исполнения своих полномочий глава государства принимает вполне самостоятельно, обладая свободой юридической воли, и независимо от других.

Подобная процедура позволяет президенту «красиво уйти со сцены» во многих случаях: по причинам личного характера, не подлежащих разглашению, в случае, когда сложная процедура отрешения не доведена до конца, а отношения с высшими органами государственной власти создают «нерабочую» обстановку и т.д.

Конституция РФ не предусматривает процедуры «принятия» или «непринятия» отставки Президента и не регулирует процедуру отставки – перед кем Президент должен заявить о своей отставке, получает ли эта акция какое-либо правовое оформление, с какого момента вступает в силу отставка, каким образом оформляется исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства, как быть, если и последний по каким-либо причинам не сможет взять на себя исполнение полномочий Президента.

Недостаточность конституционного регулирования отставки препятствует реализации этого института. Учитывая возможность насильственного принуждения к отставке, последняя должна иметь юридические удостоверения ее добровольности. Очевидно, что Президент должен сделать заявление об отставке органу, достаточно властному и авторитетному, который бы констатировал добровольность отставки. Только в этом смысле конституция может устанавливать принятие отставки главы государства. Но принятие отставки логически допускает ее отклонение. В отношении главы государства отказ в принятии отставки может последовать лишь в случае убеждения в не добровольности его отставки.

В этой связи интересен опыт законодательного регулирования отставки Президента в Азербайджанской Республике. В соответствии со ст. 117 Конституции15 этого государства при уходе в отставку Президента соответствующее заявление представляется им в Конституционный суд Азербайджанской Республики, который, удостоверившись, что Президент подал заявление об отставке лично и добровольно, принимает решение о принятии отставки. В этом случае именно с момента провозглашения решения Конституционного суда полномочия Президента считаются прекращенными в связи с его отставкой.

В Кыргызстане полномочия Президента могут быть прекращены по заявлению об отставке, сделанному им на совместном заседании палат Жокорку Кенеша (ст. 50 Конституции Кыргызстана16). Отставка Президента Беларуси принимается нижней палатой Парламента – Палатой Представителей Национального Собрания (ст. 87 Конституции Беларуси17).

Поскольку в Российской Федерации ни в Конституции, ни в федеральном законодательстве не урегулированы вопросы такого рода, рассмотрим, как на практике была оформлена отставка Президента Б.Н. Ельцина.

Президент обратился по телевидению и радио с обращением к жителям России 31 декабря 1999 г., в котором сообщил о своём уходе в отставку. В тот же день он подписал Указ № 1761 «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации»18. В этом Указе он объявил, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ прекращает с 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г. исполнение полномочий Президента РФ. Одновременно этим же Указом Президентом РФ было определено, что в соответствии с п.п. 2, 3 ст. 92 Конституции полномочия Президента РФ временно исполняет Председатель Правительства РФ с 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г. В этот же день был издан Указ Президента РФ № 1762 «О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации», подписанный исполняющим обязанности Президента РФ В. Путиным, в котором указывалось, что последний приступил к временному исполнению обязанностей Президента РФ в 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г.19

 

 

    1. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия

 

В качестве второго основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ ч. 2 ст. 92 Конституции РФ является «стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия». Как и в случае с отставкой, порядок досрочного прекращения президентских полномочий по этому основанию не урегулирован федеральным законодательством20.

Вот что по этому поводу отмечает Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 июля 2000 г. № 12-П «По делу о толковании статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия»21:

Статья 91 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. В части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации определено, что Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно, в частности, в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. 

Государственная Дума просит истолковать приведенные положения Конституции Российской Федерации во взаимосвязи, поскольку, по ее мнению, неясно, препятствует ли установленная статьей 91 неприкосновенность Президента Российской Федерации возможности запрашивать и получать информацию о состоянии его здоровья в целях решения вопроса о наличии стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия как одного из предусмотренных статьей 92 (часть 2) оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации; отменяет ли статья 91 действие в отношении Президента Российской Федерации положений Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, касающихся процедуры определения временной нетрудоспособности и выдачи листка нетрудоспособности; порядка установления степени утраты трудоспособности; какова процедура прекращения исполнения полномочий Президента РФ досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. 

Содержание статей 49 и 50 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливающих процедуру определения временной нетрудоспособности и выдачи листка нетрудоспо-собности, порядок установления степени утраты трудоспособности, не связано с положением Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации полномочий в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, а потому не может быть предметом рассмотрения по настоящему делу. 

Информация о работе Основания досрочного прекращения полномочий президента РФ