Основания и признания гражданина безвестно-отсутствующим и объявление гражданина умершим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Однако случаются такие ситуации, когда в течение длительного времени сведения о гражданине на месте его постоянного жительства отсутствуют, и попытки разыскать такого гражданина не приносят результата. В результате таких ситуаций возникает неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. Для регулирования подобных ситуаций законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют так называемый институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим 5
1.1. Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим 5
1.2. Понятие и основания признания гражданина умершим 9
2. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим. 14
3. Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим. 21
Заключение 26
Список используемых источников: 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гражданское право.docx

— 55.67 Кб (Скачать файл)

НОУ  ВПО «Академия права и  управления (институт)»

Пермский филиал

___________________

юридический факультет

кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА                                                                                             по дисциплине

«Гражданское право (особенная часть)»

Тема : «Основания и признания гражданина безвестно-отсутствующим и объявление гражданина умершим.»

Зачетная книжка № 03-10/189

 
 

 

Пермь 2013




 

Выполнил: студент-заочник III курса V группы

Истомин Сергей Петрович

Тел. 8-902-83-150-88

Научный руководитель: Шипкова Мария Александровна   

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

1. Общая характеристика признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим 5

1.1. Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим 5

1.2. Понятие и основания признания гражданина умершим 9

2. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим. 14

3. Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим. 21

Заключение 26

Список используемых источников: 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Однако случаются такие ситуации, когда в течение длительного  времени сведения о гражданине на месте его постоянного жительства отсутствуют, и попытки разыскать такого гражданина не приносят результата. В результате таких ситуаций возникает неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. Для регулирования подобных ситуаций законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют так называемый институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Поскольку в  случае безвестного отсутствия гражданина в основу можно положить как презумпцию жизни (предположение о том, что  гражданин является живым, так как  факт его смерти не установлен), так  и презумпцию смерти (предположение  о смерти продолжительное время  отсутствующего гражданина), скорее всего  более правильной будет являться позиция, при которой суд не исходит  из предположений о жизни, либо смерти гражданина, а просто констатирует факт безвестного отсутствия с целью  устранения неопределенности в субъекте отношений.

Если гражданин  безвестно отсутствует не менее  пяти лет, то он может быть объявлен судом умершим. Это не означает, что  объявлению гражданина умершим всегда должно предшествовать признание его  безвестно отсутствующим.

Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим законом специально не предусмотрены, так как они  должны совпадать с теми, которые  имеют место при фактической  смерти гражданина: открытие наследства в имуществе данного гражданина, прекращение брака и обязательств гражданина, носящих личный характер. При этом правоспособность объявленного умершим гражданина прекращается только с момента его фактической смерти.

Таким образом, признание гражданина безвестно  отсутствующим или объявление его  умершим играет большую роль в  гражданских правоотношениях и  исследуемая тема достаточна актуальна  и интересна для рассмотрения.

Целью курсовой работы является исследование признания  гражданина безвестно отсутствующим  или объявление его умершим.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать общую характеристику безвестного отсутствия и его последствий;
  • рассмотреть основания объявления гражданина умершим;
  • рассмотреть порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим и некоторые проблемы последствий;
  • изучить процедуру судебного разбирательства.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические  материалы исследования различных  авторов, учебники и учебные пособия, Гражданский Кодекс РФ, комментарии к нему, Семейный Кодекс РФ и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим

    1. Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим

Безвестное отсутствие гражданина – это совокупность фактов, исследованных и установленных судом и дающих основание признать гражданина безвестно отсутствующим.

Безвестному отсутствию граждан уделялось немало внимания в литературе и в судебной практике. Так Прянишников С.П. полагает, что нормы института безвестного отсутствия регулируют последствия, возникающие в связи с длительной неизвестностью местопребывания лиц, состоящих в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а также порядок признания таких лиц безвестно отсутствующими или умершими.1  

Существует также мнение о том, что признание граждан безвестно отсутствующими и объявление их умершими служит изменению, прекращению правового статуса граждан.2

Данная точка  зрения, я полагаю, более точно отражает сущность изучаемого института, однако требует определенного уточнения. Правовой статус – это совокупность прав и обязанностей лица. И если гражданин признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим, то его правовой статус относителен, поскольку судебная практика и гражданское законодательство не исключают, что этот гражданин может фактически находиться в живых и иметь полный правовой статус, однако об этом ни суду, ни заявителю неизвестно и в силу решения суда об объявлении гражданина умершим его правосубъектность прекращается. Наступает определенность в правовом статусе тех лиц, которые состояли с лицом безвестно отсутствующим в различных правоотношениях.

В случае длительного  отсутствия гражданина в месте его  постоянного проживания и неизвестности  места его нахождения возникает юридическая неопределенность, последствиями которой может стать ущемление прав других участников правоотношений. С целью устранения неопределенности в субъекте отношений, суд не исходит из предположений о жизни, либо смерти гражданина, а просто констатирует факт безвестного отсутствия, а также заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Статья 42 ГК РФ определяет порядок признания гражданина безвестно отсутствующим. Признание  гражданина безвестно отсутствующим  может быть произведено только судом  в порядке особого производства, когда к рассмотрению принимается  не иск, а заявление гражданина.

Суд может  признать гражданина безвестно отсутствующим  по заявлению заинтересованных лиц. Относится ли лицо, обратившееся в  суд с заявлением о признании  гражданина безвестно отсутствующим, к числу заинтересованных лиц, суд  будет решать исходя из материалов конкретного дела. Как правило, заинтересованность подтверждается необходимостью урегулировать  правоотношение, одним из участников которого являлся ныне безвестно  отсутствующий гражданин, а другим – лицо, обратившееся в суд с заявлением.

В качестве заинтересованных лиц также могут выступать  граждане, для которых решение  суда о признании гражданина безвестно  отсутствующим является правовым основанием (предпосылкой) возникновения их собственных  прав. Например, иждивенцы отсутствующего, которые имели бы право на получение  пенсии в случае его смерти, приобретают  это право с момента вступления в силу решения суда о признании  гражданина безвестно отсутствующим.

Решение суда о признании гражданина безвестно  отсутствующим является правовым основанием для расторжения брака в органах  ЗАГС по заявлению второго супруга (ст. 19 СК РФ)3.

Решение суда о признании гражданина безвестно  отсутствующим не является ответом  на вопрос, жив данный гражданин  или нет. Решение о безвестном отсутствии строится не на презумпции смерти гражданина, а на фактическом  составе безвестного отсутствия, данном в этой статье. Фактический состав включает в себя, во-первых, отсутствие сведений о месте пребывания гражданина, во-вторых, длительность - в течение 1 года - такой неизвестности, в-третьих, невозможность устранения этой неизвестности путем проведения розыскных мероприятий. В связи с этим гражданско-процессуальное законодательство определяет порядок подготовки дела о признании гражданина безвестно отсутствующим к судебному разбирательству, в соответствии с которым в обязанности судьи входит направить запросы родственникам и иным лицам, а также в соответствующие организации по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся у них сведениях.

Возможность признания гражданина безвестно  отсутствующим не является самоцелью. Она необходима в целях обеспечения  устойчивости гражданских правоотношений и защиты прав и законных интересов  их участников.

Существуют  три мнения об основаниях признания  гражданина безвестно отсутствующим. Одни авторы основой такого признания  считают презумпцию смерти гражданина, с чем мне сложно согласиться, так как при этом стирается грань между признанием лица безвестно отсутствующим и объявлением его умершим и необъяснимы различия в правовых последствиях, которые наступают в каждом из данных случаев.

Другие авторы считают основой безвестного  отсутствия презумпцию жизни, так как нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых.4

Наиболее  обоснованной следует признать позицию  тех авторов, которые полагают, что  при признании гражданина безвестно  отсутствующим не заложена ни та, ни другая презумпция, а констатируется лишь факт невозможности решения  вопроса о жизни или смерти лица.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и основания признания гражданина умершим

Объявление  умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия).

Необходимость судебного объявления гражданина умершим, как и признание безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполнении ими своих юридических обязанностей.

Дела о  признании гражданина безвестно  отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в  своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей  правовой характеристике.6

Тесная взаимосвязь  признания безвестно отсутствующим  гражданина и объявления его умершим обнаруживается в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены в ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК. РФ.7

Несмотря  на сходство правового состава этих дел, они имеют и известное  различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о  гражданине живом или мертвом  в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов.

Объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными.8

Суд может  объявить гражданина умершим, если в  месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК). Предварительное  признание такого лица безвестно  отсутствующим необязательно. Поэтому  по истечении пяти лет со дня получения  последних сведений о месте пребывания данного гражданина и наличии оснований предполагать его смерть, он может быть объявлен умершим.

Гражданский кодекс предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимого для объявления гражданина умершим: сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая; двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями, что объясняется необходимостью, в ряде случаев, принятия длительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянному месту жительства или установления их гибели. Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий.

Особенность объявления умершим в связи с военными действиями заключается прежде всего в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, что указанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан.9

Информация о работе Основания и признания гражданина безвестно-отсутствующим и объявление гражданина умершим